Основные принципы работы с мальчиками в период мутации

Бакаева Александра Игоревна
Основные принципы работы с мальчиками в период мутации. Распевание, упражнения для голоса, дыхания, снятие зажимов. Произведения для начального этапа овладения "новым" мужским голосом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kirpichevoy_a_2-1.docx41.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кирпичева Александра Игоревна

студентка II курса кафедры академического хора СПбГИК

Научный руководитель: доцент Жукова Елена Юрьевна

Основные принципы хоровой работы с мальчиками в период мутации

В процессе работы с детским хоровым коллективом, где девочки и мальчики поют вместе, я столкнулась с проблемой определения деятельности для юношей, или мальчиков, у которых началась ломка голоса. Этот непростой переходный период у мальчиков (юношей) проходит через четыре возрастных стадии:

  1. Детский школьный период – с 7 до 10 лет (начальные классы).
  2. Предмутационный период – 12-13 лет.
  3. Собственно мутационный период – 13-14 (15) лет.
  4. Послемутационный период –16-17 лет.

Нас интересует третий период. Мутация голоса (от лат. mutation–перемена, изменение) –это физиологическое явление, обусловленное изменениями функции гортани и всего организма в период полового созревания. Возрастные границы 10(12) –16(17) лет. [4, с.13] У мальчиков и девочек это период протекает по-разному. Для раскрытия данной темы рассмотрим особенности мутации голоса мальчиков.

Мутационный период начинается далеко не внезапно и заканчивается только условно к 17–18 годам. На протяжении его в голосе мальчика происходит много характерных изменений. Необходимо отметить, что у каждого ребенка свой индивидуальный организм, поэтому все изменения происходят в разное время и с разной скоростью. Гортань мальчиков на 2/3, значительно вытягивается вперед, увеличивается в размерах как в продольном, так и в поперечном направлении. И постепенно становится заметным «угол соединения пластинок щитовидного хряща, так называемый кадык». Голосовые связки увеличиваются по длине в полтора - два раза, вследствие чего голос может опускаться на октаву.

В стадии мутации, во время наиболее бурного роста организма, в гортани кроме увеличения размеров голосовых связок можно отметить их покраснение, набухание краев, вызванное усиленным притоком крови. «Голосовые связки имеют бледно-розовый оттенок, что не похоже на яркую красноту, наблюдаемую при острых воспалительных явлениях». [1 с. 47]

Доктор медицинских наук И.И. Левидов в своем труде «Охрана и культура детского голоса» подробно описывает разные формы протекания мутации у мальчиков:

  • голос меняется очень медленно, почти незаметно: изредка наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса;
  • резкая форма (наиболее часто встречается). При пении и даже во время речи голос срывается; при этом появляются неожиданно низкие ноты басового регистра. Такое «соскакивание» вначале частое, потом уже реже, пока детский тембр целиком не заменится мужским;
  • такая форма мутации, когда тонкий детский голос резко приобретает огрубелый характер, появляется охриплость, доходящая иногда до полной потери голоса. Когда охриплость исчезает, у юноши оказывается уже вполне сформировавшийся мужской голос.

В случае быстрого протекания процесса голос сразу становится ниже приблизительно на октаву, а при медленном протекании –понижается постепенно. И.И. Левидов также описывает формы ненормального протекания мутации, аномалии у мальчиков. «Они являются следствием целого ряда причин, вызывающих те или иные расстройства или другие ненормальности в физической или психической сфере детей».[1, с. 44]

Так к мутационным расстройствам (аномалиям) относятся:

  • Затянувшаяся (задержавшаяся) мутация, когда смена голоса тянется на протяжении многих лет (3-6-7лет и даже больше).
  • Упорно держащийся фальцет вызывается нарушением координации в работе голосовых и передних мышц гортани. При этой форме мутационного расстройства у юношей вырабатывается очень высокий, неприятный, писклявый голос. Такая форма мутации требует уже особых методов лечения эндокринной системы (желез внутренней секреции).
  • Остро протекающая мутация сопровождается бурными явлениями в функции голоса, что юноши совершенно отказываются разговаривать и общаться с окружающими.
  • Замаскированные расстройства в мутационном периоде: видимых явлений мутации в голосе еще нет, голос звучит совсем как будто по-детски. В то же время у юноши появляются приступы кашля, которые ничем не могут быть объяснимы. По мнению авторов такое явление может быть вызвано слишком долгим пребыванием в хоре мальчиков, у которых уже проявляются признаки наступающей мутации, но которые продолжают петь чисто детскими голосами. Резкое перенапряжение голосового аппарата, вызывает у мальчиков неудержимый рефлекторный кашель.
  • Преждевременная мутация, когда у мальчиков в 11-12 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несвойственное им в этом возрасте. «Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной, чрезмерной, напряженной работы голосового аппарата (крик, форсировка, пение в высокой тесситуре.»
  • Запоздалая мутация. Сюда относятся случаи мутации голоса, проявляющиеся значительно позже наступления половой зрелости.
  • Вторичная мутация, когда уже в более зрелые годы в голосе появляются характерные мутационные признаки.

Бывают случаи, когда от состояния голоса и степени им владения, особенно в мутационный период, зависит психологическое состояние ребёнка. К примеру, можно привести ситуацию ребенка в школе, когда мальчик отвечая на уроке у доски, не управляя своим голосом может неожиданно дать «петуха» в своей речи в самый неподходящий момент и вызвать неприятную реакцию у одноклассников или испугаться сам. Уверенность в своем голосе важна для юноши при постановке себя в коллективе, будь то школьный класс или секция, что сильно влияет на статус и положение в обществе. Голос человека, так же как и глаза является его уникальной характеристикой.

В работе со смешанным хором девочек и мальчиков возникла проблема: мальчики на уроке хора теряются, поскольку в привычном для себя диапазоне, как прежде, они петь не могут и начинают чувствовать себя неуверенно. Репертуар хора, как правило, ограничивается диапазоном женского голоса, совпадающим с диапазоном детского голоса до мутации. Что делать юношам в этот момент? Тем более, что у многих ребят появляется интерес к вокальному развитию и собственному голосу уже на более осознанном уровне. Самым лучшим способом было бы заниматься мальчикам и девочкам отдельно. Но не все коллективы могут это воплотить в жизнь.

По той же причине психологического состояния ребенка возникают проблемы в хоре. Ребята не хотят или стесняются работать с новым голосом, поскольку он ещё не мужской, но уже и не мальчишеский. И мальчики начинают избегать занятий, брать справки у врача, чтобы не посещать занятия. Врачи занятия не запрещают, а рекомендуют более бережно относиться к голосу, но кроме аномальных случаев, которые бывают редко.

Бесконтрольное пение во время мутации может привести к потере певческого голоса. Поэтому если мальчик до мутации пел и активно развивал свои способности, то есть смысл «помолчать» некоторое время, но не прекращать развивать свои навыки под контролем профессионала. Именно педагог раскроет секреты, поможет и подскажет рычаги работы со своим голосовым аппаратом, научит ловить новые ощущения, использовать важные механизмы при разговоре, пении и в целом понимания своего организма. Именно в этот момент, когда многие подростки чувствуют перемены и волнуются, нужно поговорить и поработать с более опытным человеком, профессионалом в своей деятельности.

Среди хормейстеров, работающих с юношами, существуют, как правило, три взгляда на проблему пения в мутационный период. Одни считают, что в период мутации необходимо продолжать пение как обычно. Другие - петь в щадящем режиме. Некоторые хормейстеры и вовсе запрещают петь в этот период. Но как показывает опыт многих хормейстеров, изменение голоса легче проходит у тех, кто до мутации занимался вокалом, и продолжал занятия в щадящем режиме. Четкая, сбалансированная работа педагога в этот период поможет юноше пройти все испытания и остаться в творчестве.

Руководителю хора следует подобрать репертуар, в котором могут быть использованы новые возможности юношей, и помогать им продолжать заниматься творчеством. Можно и нужно выбрать юношам свои произведения с удобным для них диапазоном, где они почувствуют себя уверенно. Лучше всего заниматься раздельно мальчикам и девочкам, если такой возможности нет, создавать ансамбли. Также педагог своим примером мотивирует мальчиков продолжать заниматься музыкой профессионально и поступать в музыкальные училища.

В этот период возникает вопрос: в какой партии петь юношам? На этот вопрос в своем труде Сивухин Л.К. отвечает так: «Трудность разделения на голоса заключается в том, что в этом возрасте ни по диапазону, ни, тем более, по тембрам невозможно (за редким исключением) разделить эти ещё неокрепшие и неопределенные по звучанию голоса на тенора и басы. По своему характеру – они средние между басами и тенорами; пользуясь наименованием голосов мужского хора – это баритоны или 2-е тенора. Правильнее всего их называть пока условно – 1-е и 2-е голоса. Здесь следует руководствоваться, прежде всего, тем положением, что в период начального формирования мужского голоса лучше петь выше, чем ниже. Это прямо связано с основным принципом – не форсировать развитие мужского голоса» [4, с. 19]. Важно помнить, что диапазон в период мутации ограничен (до малой - до первой), а иногда и менее октавы. Д. Л. Локшин считает неправильным мнение некоторых педагогов о том, что деление подростков на два голоса усложняет для учащихся процесс разучивания песни. «Такое сомнение, пишет Д.Л. Локшин, не имеет никаких оснований, так как все подростки, поющие мужскими голосами, фактически повторяют мелодию либо 1-го голоса (сопрано), либо 2-го голоса (альты). Они часто даже не осознают, что поют октавой ниже своих товарищей. Отсюда партию 1-го голоса разучивают сразу сопрано и так называемые «тенора», а партию второго голоса разучивают все альты и так называемые «басы». [2, с. 26]

Интервал между партиями должен быть больше, чем терция, лучше квинта или кварта. Мелодия при этом должна быть без больших скачков, плавная, лучше поступенного движения. Можно обратиться к григорианскому хоралу, древним церковным или народным распевам.

Удобный диапазон, как правило, «ползет» вниз, сохраняя прежний интервал между крайними звуками. Большое внимание следует уделять дыхательным упражнениям и опоре. Для сольных занятий и привыкания к новым способам звукоизвлечения хорошо брать лирические или былинные произведения спокойного характера с длинной фразой для развития широкого дыхания. Лучше для каждого ребенка найти самую удобную для него тональность и транспонировать произведения под его голос. Для восстановления легкости и подвижности голоса полезно выполнять упражнения быстрые беглые упражнения с контрастной динамикой.

Педагогу важно направить юношу в правильное русло, дать почувствовать себя нужными и открыть широту нового пространства в пении и музыке. Никогда не допускать ситуации, когда ребенок решил, что у него сломался голос и больше он петь не может до неизвестного момента. Есть ребята, которые просто не знают, что у них есть возможность петь, развиваться в музыке и расти дальше! Ведь человек с голосом может сильно влиять на окружающих, что важно для подростка!

Список литературы

  1. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. Госуд. муз. изд., Ленинград - Москва, 1939. – 65 с.
  2. Локшин Д., Давыдова Е., Шацкая В. Уроки пения в 7-8 классах. Методическое пособие для учителей пения. - Л.,1962.
  3. Мутация голоса у мальчиков: как это происходит и что нужно знать родителям / URL:
  4. Сивухин Л.К. Организация и методика работы с хором мальчиков : метод. пособие / Л.К. Сивухин – Москва, 1988. – 44 c.
  5. Романовский Н.В. Хоровой словарь : словарь-справочник / Н.В. Романовский – 4-е изд. – Москва: Издательство «Музыка», 2005. – 229 с.
  6. Чернов Д. Е, Чернова Л.В Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации голоса: монография / Д. Е. Чернов, Л. В. Чернова / Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2014. – 182 с.