Главные вкладки
Методическое обеспечение УП "Сольфеджио" Дополнительная предпрофессиональная общеобразоватльная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»
Материал предназначен для преподавателей музыкально- теоретических предметов ДШИ И ДМШ.В работе освещны основные формы работы на уроках сольфеджио.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Метдическое обеспечение
УП «СОЛЬФЕДЖИО»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразоватльная программу в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»
Разработчик : преподаватель МБУ ДО «Челно - Вершинская ДШИ»
Кузнецова Маргарита Ивановна
Вокально- интонационные навыки
Одной из необходимой форм работы на уроках сольфеджио являются вокальные интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.
Вокально-интонационные упражнения дают возможность развить и закрепить практически те теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио, восприятие и усвоение элементов лада, и само ладовое чувство.
В процессе работы часто встречаются (особенно на первоначальном этапе обучения) большое количество плохо интонируемых детей. Исправление интонации у таких обучающихся требует индивидуального подхода, заниматься этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо. Поэтому в программу (младших классов) включена такая форма работы, как речевое интонирование. Занятие речевым интонированием учат детей чувствовать свой голос, владеть им, открывать для себя, его возможности, подготавливая тем самым голосовой аппарат к точному звуковысотному интонированию.
Модели речевого интонирования сгруппированы по следующим разделам:
дыхательные упражнения;
чтение текста с мимическими картинками;
дополнение текста слогами и игра звуками речи;
«рисование» голосом;
модели для самостоятельных речевых интерпретаций;
пластическое изображение текста.
Занимаясь этими моделями, у детей развивается эмоциональность, воображение, первичная музыкальность, навыки самостоятельного мышления и творчества. Разносторонняя игра со словами, звуками, интонацией позволяет работать с этими моделями занимательно, легко, с удовольствием и радостью для детей.
При работе над интонационными упражнениями преподаватель должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато).
Работа над чистой интонацией у детей связано с выработкой вокальных навыков. Преподаватель сольфеджио должен знать основные приемы воспитания певческих навыков и владеть ими, эта форма работы должна быть в центре его внимания на протяжении всех лет обучения.
В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувство строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании (2-х 3-х голосно). Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука.
Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать «столбицы», ручные знаки, пение ступеней по таблице, карточки с римскими цифрами.
Вокально- интонационные упражнения чаще всего используют вначале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.
Сольфеджирование и пение с листа
Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада. Эта форма закрепляется в домашнем задании и находит своё продолжение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в соответствии с пройденной темой. При работе над чтением с листа особое внимание нужно уделять развитию внутреннего слуха, научить детей мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней. Это исполнительская практика помогает развивать эмоционально-волевую сторону психики ребёнка, его внимание и навык самоконтроля.
Следует также помнить, что эта форма – наиболее сложная для обучающихся, где требуется умение распределять внимание между высотой звуков, их ладовым значением, интервальными соотношениями и ритмической организацией. Поэтому, на уроках сольфеджио большое внимание должно уделяться подготовительным интонационным и ритмическим упражнениям, формирующих это умение. Предварительная работа должна вестись параллельно по нескольким направлениям:
- Развитие ладового слуха: первоначально это освоение ступеней лада, оборотов с поступенным движением вверх и вниз, повторными звуками;
- Развитие звуковысотного слуха на основе пения интервалов-скачков, первоначально по устойчивым ступеням, а затем скачков устой - неустой с разрешением в устой, неустой – устой, неустой – неустой;
- Формирование навыка мгновенного осмысления ритмических групп и их сочетаний.
Важным и полезным приемом в работе является также транспонирование знакомых (выученных) мелодий в другие тональности.
Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует, как можно раньше вводить в пение несложных двухголосных примеров, песен.
Чтобы заинтересовать детей, в разделе сольфеджирования следует вводить пение песен, мелодий с аккомпанементом и фонограммой.
Воспитание чувства метроритма
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков. Этой стороне музыкального развития необходимо уделять особое внимание, т.к. ритмический слух обладает своими специфическими свойствами. Он включает в себя: восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Для того, чтобы детям было легко ориентироваться в ритме, целесообразно применять специальные, ритмические упражнения, где ребенок с первого года обучения сам принимает в них участие: шагает, прыгает, танцует, связывая игровые движения с декламацией стихов, пения песен.
Дети младшего возраста очень подвижны, поэтому они легко включаются в ритмические игры и движения связанные с музыкой.
Музыкальные игры помогают развивать эмоциональность и образное восприятия музыки, чувство ритма, ощущение музыкальной формы, музыкальный слух, память и т.д. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Это помогает осмыслению прослушанного произведения в разделе программы «Воспитание музыкального восприятия».
При воспитании чувства метроритма следует применять специальные ритмические упражнения: ритмические движения, хлопки, звучащие жесты, различные виды ритмодекламаций и т.д.
При изучении разных ритмов основываться на эмоциональной выразительности каждой ритмической фигуры, добиваясь строгой метричности в разных темпах.
Необходимо воспитывать у детей умение охватить взором всю ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю структуру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.
Восприятие музыкального ритма – активный процесс, и, по выражению Б.Теплова, является не только слуховым, но всегда слуходвигательным. Поэтому первоначальное восприятие музыки вызывает у детей непроизвольную и еще не осознанную двигательную реакцию.
Одной из важнейших функций на уроках сольфеджио является – коммуникативная. Ее смысл заключается в человеческом общении. Использование коммуникативных игр на уроке сольфеджио позволяет решать целый комплекс педагогических, нравственно-этических и психологических задач:
- создание нужной атмосферы на уроке;
- снятие внутренних зажимов;
- развитие навыков общения и регуляции совместной деятельности.
Результатом такой игровой деятельности становятся различные виды элементарных импровизаций, как наиболее естественного для детей вида творчества. Двигательные, инструментальные (игра на шумовых и детских музыкальных инструментах), интонационно-речевые, вокальные импровизации и различные комбинации из них, решают сложнейший вопрос музыкальной педагогики – воспитание и обучение через творчество.
Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но не следует его делать самоцелью. Дирижирование на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность, поэтому его можно заменить любым другим движением, например, тактированием.
Ритмические упражнения в стиле «свинг» можно использовать как ритмическую разминку, предваряющую как одноголосное, так и многоголосное сольфеджирование.
быть целью.
Музыкальный диктант
Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В работе над диктантом синтезируются все знания, умения и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому, не следует торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями, такими как: графический диктант, диктанты «попугайчики», диктанты «запоминай-ка», кнопочные диктанты, диктанты «с дырками», ритмические диктанты и т.д.
Не менее важно для детей уметь разбираться в строении формы мелодии: членение мелодии на фразы и предложения, а так же иметь четкое представление и метрической структуре мелодии (ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка). Формы диктанта могут быть различными: устные, ритмические, мелодические с предварительным разбором и без него, диктанты-молнии (пишутся 2-3 раза), фрагментарные и т.д. Важны такие формы диктанта, как, например, гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов).
Наряду с такими диктантами следует давать диктант самостоятельно. Такой диктант записывается обучающимися при определённом числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем ещё несколько раз с интервалом 3-4 минуты.
Также полезно записывать знакомые мелодии (автодиктант). Возможны другие формы диктанта: фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодии, записанную на доске, записать её по памяти). Дома можно выучить диктант наизусть, проиграть на фортепиано, петь. Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников, а также мелодии сочиненные преподавателем.
Воспитание творческих навыков
Знакомство с современными системами музыкального воспитания, многолетние наблюдения за обучающимися, а также накопленный практический опыт показали, что развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Все это очень важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (ладоинтонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную память), а также развивают вкус и наблюдательность.
Все упражнения необходимо тесно связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у детей творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания обучающихся.
Основным видом творчества в ДШИ является импровизация. Занятия импровизацией призваны развить творческие способности ребенка. Но его успехи во многом будут зависеть от индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Направляя творчество ученика, не надо навязывать свое мнение и пытаться сделать из его работы безукоризненное во всех отношениях сочинение. Это может лишить ребенка творческого удовлетворения, самостоятельности, вызвать у него боязнь сделать ошибку. Надо дать почувствовать ребенку радость творчества. Импровизация не возможна без знаний музыкальных основ. Только опираясь на конкретные знания, обладая секретами сочинения музыки, можно научиться импровизировать. На уроках сольфеджио используются следующие формы импровизации: допевание ответной фразы; импровизация мелодии на данный ритмический рисунок; варьирование небольших попевок; мелодизация данного или собственного текста, а также ритмическая и мелодическая импровизация на шумовых инструментах. Есть и другие упражнения: сочинение мелодии определенного жанра, характера; сочинение вариаций и т.д.
Новое время диктует использование современных технологий. Так на уроках сольфеджио использование синтезаторов вызывает у обучающихся особый интерес. Во много раз возрастает мотивация к предмету, что позволяет обучающимся осваивать практические навыки, через игру на синтезаторе:
- Импровизация простейших мелодий;
- Подбор аккомпанемента;
- Аранжировка собственных сочинений и знакомых мелодий.
Импровизация стихотворного текса с различными ритмическими вариантами;
Сопровождение ритмических партитур, ритмических лабиринтов, ритмических
строчек и т .д.;
Пение номеров сольфеджио в сопровождении.
Список литературы и средств обучения
- Андреева М. От примы до октавы.Ч.1.-М., 1996
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб.,1994
- Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М,2002.
- Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М.,1979
- Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс ДМШ .-М., 1981
- Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М.,1986
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы.-М., 2003
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М.,1996
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ.-М., 1991
- Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких .Учебно – игровое пособие.-М.,2010
- Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио 2 кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
- Металлиди Ж. , Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём» Сольфеджио
1кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
- 13. Музыкальная грамота « в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М.,2002
- Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф.
Калинина.-М., 2002
- Музыкальные занимательные диктанты.4-7 классы. Составитель Г.Ф.
Калинина.-М., 2002
- Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для преподавателей ДМШ и ДШИ.- М.,2002
- Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно – методическое пособие.-М.,2011
- Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М., 2004
- Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 4-5кл.-Ростов –на- Дону, 2008
- Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 6-7 кл. Ростов –на- Дону, 2008
- Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону, 2007
- Фролова Ю. Сольфеджио 2кл. -Ростов-на- Дону, 2003
- Фролова Ю. Сольфеджио 3кл.-Ростов-на- Дону, 2003
- Фролова Ю. Сольфеджио 4 кл.-Ростов-на- Дону, 2004
- Фролова Ю. Сольфеджио 5 кл.-Ростов-на- Дону, 2005
- Фролова Ю. Сольфеджио 6-7 кл.-Ростов-на- Дону, 2006
- Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. // Методическая работа Ленинградской консерватории посвящена специальным упражнениям, способствующим усвоению ряда узловых моментов курса сольфеджио. - М.: Музыка, 1990.
- Боровик Т., Манина Т. Методические рекомендации по использованию наглядных пособий по сольфеджио в ДМШ. - Минск, 1981.
- Боровик Т., Манина Т. От слова к музыке. // Речевое интонирование - Ритм-Творчество-Сольфеджио. // Практический материал. - Гродно, 1994-1996. Вып. 1, 2, 3.
- Боровик Т., Манина Т. Перевертыши и перевернотыши. - Минск, 1995. Вып.1, 2, 3.
- Боровик Т., Манина Т. Восьмушкины сказки. - Минск, 1995.
- Боровик Т., Манина Т. A prima vista. // Упражнения для пения. - Вып.1, 2.
- Боровик Т., Манина Т. Хрюшки –Брюшки номер раз. - Минск, 1996.
- Боровик Т., Манина Т. От слова к музыке. Речевые упражнения. // Учебное пособие для развития чувства метроритма в классах сольфеджио ДМШ. - Минск, 1995.
- Боровик Т., Манина Т. Таря-Маря. - Гродно: БелАПДИ, 1997. – «Открытые двери». Минск, 1997.
- Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио в подготовительном, первом и втором классах ДМШ. - Минск, 1986.
- Боровик Т. От слова к музыке. -1995. - Вып.1. (Аудиокассеты)
