Главные вкладки
Фольклор в городской среде в контексте формирования этнической идентичности (на примере г. Самары).
В исследовании совершена попытка изучить наполнение культупного проостранства города народным искусством и определения степени влияния фольклорной среды на формирование этнической идентичности. Рассмотрена возможность формирования этнической идентичности средствами фольклора. Изучены подходы к формирования этнического самосознания. Изучено наличие фольклорного материала в образовательных программах общего и дополнительного образования, в планах мероприятий, организуемых для взрослых и детей различными департаментами города Самары..
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фольклор в городской среде в контексте формирования этнической идентичности (на примере г. Самары).
Практически любой человек ощущает свою принадлежность к тому или иному этносу, отождествляя себя с тем или иным народом. Лишь некоторая незначительная часть людей, напротив, позиционирует себя вне этноса, а именно «гражданином мира».
Кем человек себя ощущает в этом мире – русским. татарином, евреем, какие черты своего народа он транслирует миру, чем гордится, что любит, а что ненавидит – все это, так или иначе, входит в понятие этнического самосознания.
Традиции исследования этнического самосознания в отечественной истории и этнографии имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу (Э.Г. Александренков, В.И. Козлов, М.В. Крюков, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев и др.). Особенно активно и плодотворно проблему этнического самосознания изучали этносоциологи (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В.С. Кондратьев, А.А. Сусоколов и др.).
Исследователями было выделено понятие этнического сознания как более широкого явления, содержащего в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание – часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной этнической общности.
В такой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности – термине, более принятом в западной научной традиции.
Понятие «этническая идентичность» имеет множество определений. Чаще всего этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно – представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.
Этничность можно понимать в широком и в узком смыслах. В широком смысле этничность – это представление народа о собственной сущности, о своем месте во взаимодействиях с другими народами, о своей роли в истории человечества (и, связанных с этим, ценностях, идеалах и культурных смыслах этноса). В узком смысле этничность предполагает представление этнофоров о своей отличительности от членов других этносов, причем эта отличительность понимается как ценность. В этом, последнем смысле понятие этничности тождественно понятию «этнической идентичности», т.е. принадлежности человека к тому или иному этносу.
Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов.(1)
Если родители ребенка принадлежат к одной и той же этнической группе, и его взросление проходит в ней, чаще всего не возникает проблемы этнического самоопределения. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения служит подражание. Он легко усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Более сложная ситуация возникает при растворении в чужой этнической группе, в том случае, когда чужая группа воспринимается, как имеющая более высокий статус. В результате получается идентификация с чужой группой, т.е. полная ассимиляция, сопровождающаяся утратой исконных этнических черт. Существует также и биэтничность, присущая людям, осознающим свою причастность к двум группам и двум культурам, и маргинальная этничность, когда человек не ощущает себя причастным ни к одному из двух этносов и балансирует между двумя культурами, не принимая ценности ни одной из них. (1)
Швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже один из первых, кто собрал все данные о становлении этнической идентичности и выделил основные этапы ее развития.
- В 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Но, из личного опыта и опыта других исследователей можно отметить, что эти знания могут закладываться намного раньше, с 3-5 лет.
- В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации –национальность родителей, место проживания, родной язык.
- В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве различения особенностей разных народов, ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что этническую идентичность возможно сформировать, и сделать это необходимо с самого раннего детства. Это жизненно необходимо, т.к. помогает ребенку лучше усваивать нормы и ценности жизни, модели поведения, приводит к пониманию добра и зла, хорошего и плохого.
Наиважнейшими факторами формирования этнической идентичности являются:1) язык; 2) культура; 3) статус этнической группы (этническое большинство или меньшинство); 4) степень вовлеченности человека в процесс межэтнического взаимодействия, осведомленность о психологических особенностях представителей других этносов.
Особенности ценностей, норм и правил поведения членов этноса нашли свое выражения в созданных народом и передаваемых из поколения в поколение пословицах, поговорках, сказках, легендах, поверьях, эпосе, песнях, прикладном декоративном искусстве – это все то, что объединяется емким термином фольклор.
В контексте формирования этнической идентичности фольклор занимает особое место, как центральная зона культурной традиции, как квинтэссенция опыта жизни людей, философии, культуры, духовных ценностей, сосуществования и выживания в разных исторических условиях, как своеобразный маркер этнокультурной идентичности.
Именно фольклор дает возможность глубокого осмысления и выразительной репрезентации феномена этнокультурной идентичности как для самих носителей культуры, так и, принципиально отличного, этно-культурного окружения
Фолькло́р (англ. Folk-lore – «народная мудрость») – устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа – язык, верования, обряды, ремёсла
Если мы используем понятие «фольклор» согласно словарю Ушакова – в смысле «совокупности верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов», то вряд ли современная этничность стоит на этом фундаменте. Часть фольклорной традиции естественным путем отходит в небытие, что не мешает отдельным ее элементам вновь востребоваться на новых витках развития этноса, но – востребоваться всегда в новом, модернизированном виде: так, например, в 70-е–80-е гг. в России это было творчество Ж. Бичевской, в Беларуси – этно-рок групп, в наши дни стало популярным направление фолк-рока, представителями которого являются, например, гр. «Мельница», «Пелагея».
Как же спроецировать понятие фольклора на современность и ответить на вопрос: «Что такое фольклор для современного человека?». Фольклор – это не только образцы культуры, которые оставили нам наши предки, но и то, что, в том числе создается в повседневной жизни, не «великими гениями» из народа, но каждым из нас. Это та повседневность, приметы которой мы «считываем» ежедневно и во многом бессознательно: с манеры говорить и одеваться; с тем, которые принято обсуждать в обществе и которые, напротив, принято замалчивать; с понимания того, что в обществе считается «хорошим» и «плохим», священным и мирским и т.д. И это тоже влияет на нашу этничность.
Приобщать к фольклору можно и нужно с раннего детства. Необходимо, чтобы с самого раннего возраста человек погружался в культурное поле, включающее в себя традиционное народное искусство.
В Самаре и Самарской области проводится большое число различных мероприятий по насыщению традиционной культурой городского пространства. Это касается и государственных образовательных программ в системе дошкольного, общего и дополнительного образования, программ средне-специального и высшего, поддержки национальных центров и организации массовых мероприятий этнической направленности. В рамках дополнительного образования на вокальных отделениях Школ искусств города Самары успешно реализуются программы народного пения, этнографических и фольклорных ансамблей, по этим программам получают образование огромное количество обучающихся. Согласно плану мероприятий Департамента образования г.о. Самара и Департамента культуры и молодежной политики Самарской области ежегодно проходят фестивали и конкурсы, на которых дети показывают мастерство овладения народным искусством, например фестиваль-конкурс «Серебряный микрофон», «Юные дарования Самары», «Песни родной земли», «Берестечко», «Единство» и многие другие.
В рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, был утвержден План мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Самарской области
Проведение «круглых столов», семинаров, научно-практических конференций Поддержка молодежных программ, проектов проведения международной смены «iVolga International» Молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга» Содействие проведению торжественных мероприятий, приуроченных к праздничным и памятным датам в истории народов России, в том числе посвященных: Международному дню родного языка (21 февраля); празднику Навруз (21 марта); Дню славянской письменности и культуры (24 мая); Дню русского языка (6 июня); Дню России (12 июня); Международному дню коренных народов мира (9 августа); Дню дружбы народов Самарского края (12 сентября); Дню народного единства (4 ноября); организация и проведение ежегодного областного спортивного фестиваля «Дружба народов»; Фестиваля национальных свадеб; областного межнационального праздника «Навруз»;
По распоряжение Правительства Самарской области от 30.12. 2016 г была принята «Региональная программы (план) патриотического воспитания граждан в Самарской области на 2017 — 2020 годы». Для создания единого воспитательного пространства в целях обеспечения воспитания гражданина и патриота были приняты следующие шаги: было разработано и принято распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 12.02.202 «Об утверждении концепции воспитания обучающихся Самарской области» и распоряжение Правительства Самарской области от 21.04.2021 «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в Самарской области в рамках Десятилетия детства, до 2027 года», все эти программы нацелены, в том числе и на сохранение традиций и воспитание толерантности по отношению к другим национальностям. На основании постановления Правительства Самарской области в 2011 году был создан «Дом дружбы народов», который является государственным учреждением, решающим задачи реализации национальной политики Российской Федерации и развития институтов гражданского общества на территории Самарской области. Наиважнейшими задачами, которые стоят перед этим учреждением являются:
– создание благоприятных условий для этнокультурного развития народов Самарской области: сохранение культур, языков, традиций и обычаев;
– формирование этнокультурной толерантности в региональном сообществе;
– создание благоприятных условий для социокультурной адаптации мигрантов в Самарской области;
– упрочение общероссийской гражданской идентичности на основе соблюдения прав и свобод человека;
– создание условий для развития институтов гражданского общества в Самарской области;
– создание условий для деятельности Общественной палаты Самарской области.
По инициативе «Дома дружбы народов» на различных городских площадках ежегодно проходят массовые мероприятия, нацеленные на сохранение этнических традиций, расширение коммуникаций между представителями разных этносов и воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей.
12 сентября 2021 года в День дружбы народов, в день празднования 435-летия Самары, состоялось торжественное открытие этнокультурного комплекса «Парк дружбы народов». Это масштабный, познавательный, просветительский проект, реализованный при активном участии региональной организации «Союз народов Самарской области. На обширной территории этот комплекс объединяет подворья, обустроенные по древним самобытным традициям народов, издавна населявших Самарскую область, оригинальные национальные костюмы, предметы быта и творчества. Этнокультурный комплекс в наглядной увлекательной форме демонстрирует уникальное многообразие языков, обычаев, религий, которые по праву являются бесценным достоянием нашего Отечества.
В современных условиях, когда происходит резкое изменение ценностных ориентаций людей, особенно детей и молодежи, возвращение к традициям обретает особый смысл. В последнее время, когда кардинальные изменения произошли в информационном, культурно-образовательном, этническом и социальном пространствах, фольклор может стать тем реальным фактором, в котором многие видят возможность противостоять тенденции культурного нивелирования.
Вышесказанное проецирует внимание на нахождении путей активного внедрения фольклора в формирование этнической идентичности личности. Мы живем в многонациональном государстве, где соседствуют различные этносы и где необходимо мирное сосуществование всех народов. Изучение фольклора не только своего народа, но и других этнических групп повлечет за собой не только этническое самоопределение, что безусловно важно и необходимо, но также послужит формированию уважительного отношения к этно-культурным особенностям представителей других этносов.
Список используемых источников.
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «Об утверждении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- Этнографическая наука и этнокультурные процессы: способы взаимодействия СПб.,1993.- 247с.
- Постановление Правительства Самарской области от 24.12.2013 № 803 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области (2014 - 2020 годы)". URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW256;n=56011
- Материалы по реализации государственной национальной политики в Самарской области. ГКУ СО «Дом дружбы народов». Самара, 2012.
- Бородай Ю. От этнического многообразия к национальному единству. //Россия на новом рубеже. - М., 1991. - С. 110-132.
- Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., Наука, 2003 — 544 с.
- Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
- Устав государственного казенного учреждения самарской области «Дом дружбы народов». URL: http://www.samddn.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=53&Itemid=175.
- Национальный состав населения Самарской области: Статистический сборник.// Самарастат. 2013 – 327 с.
- Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории.- М., 1994.
- Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине этнопедагогика и этнопсихология. – Абакан, 2010.
