Методическое пособие: «Вопросы исполнительства в ансамбле баянов и аккордеонов учреждений дополнительного образования»

Москаев Сергей Петрович

Данное методическое пособие предназначено для педагогов, руководителей ансамблей баянов и аккордеонов старших классов детских учреждений дополнительного образования. В условиях дефицита репертуара для подобного вида творческой деятельности, данная проблема была и остаётся одной из актуальнейших на сегодняшний день. Ученические, концертные коллективы регулярно выступающие, ежегодно сталкиваются с необходимостью пополнения творческого багажа новым репертуаром. Часто эту проблему решают сами руководители, знающие свои коллективы и адаптирующие те или иные произведения под свой состав. Как правило, опытные руководители делают инструментовки и аранжировки сами, но думается, что и они и, особенно молодые руководители не отказались бы от готового репертуара, если он подходит по «техническим» характеристикам и инструментальному составу для их коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_posobie.doc410.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

-  -

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи» Калининского района Санкт-Петербурга

Методическое пособие

«Вопросы исполнительства в ансамбле баянов и аккордеонов учреждений   дополнительного образования»

                                                          Автор: педагог дополнительного образования                                                  

                                                Москаев Сергей Петрович

                                                                          «ЦРТ» Калининского района

                                                                                 г. Санкт-Петербурга

        

        

        

        

        

                                                   

        

Данное методическое пособие предназначено для педагогов, руководителей ансамблей баянов и аккордеонов старших классов детских учреждений дополнительного образования. В условиях дефицита репертуара для подобного вида творческой деятельности, данная проблема была и остаётся одной из актуальнейших на сегодняшний день. Ученические, концертные коллективы регулярно выступающие, ежегодно сталкиваются с необходимостью пополнения творческого багажа новым репертуаром. Часто эту проблему решают сами руководители, знающие свои коллективы и адаптирующие те или иные произведения под свой состав. Как правило, опытные руководители делают инструментовки и аранжировки сами, но думается, что и они и, особенно молодые руководители не отказались бы от готового репертуара, если он подходит по «техническим» характеристикам и инструментальному составу для их коллективов. Есть закономерности фактурные, тембральные, регистровые, способы и варианты использования различных ударных и других инструментов, освежающих и обогащающих музыкальную фактуру или делающих более рельефными линии тех или иных инструментов. Знание подобных вопросов приходит с опытом и на первых шагах может составлять проблему для молодого руководителя. Ансамбль баянов и аккордеонов относится к однородным составам и роль контраста, в том числе и за счёт привнесённого дополнительного инструмента достаточно велика. Нужно учесть и тот факт, что издание произведений для ансамблей и оркестров баянов и аккордеонов оставляет желать лучшего. Отсюда можно сделать вывод, что любая продукция в данной области может быть полезна, и право каждого педагога - решать о пригодности того или иного произведения для него. Данные инструментовки и аранжировки появились в период руководства ансамблем баянов и аккордеонов, были задействованы в концертной практике и думается, не потеряли актуальности в наши дни. Написаны для следующего состава: 1, 2- аккордеоны, 1.2.3.- баяны, бас, К-бас баяны, ударные.

В целях облегчения «технических» нагрузок для исполнителей, все партии, кроме басовых баянов могут исполняться на дивизи, партии баса при отсутствии бас баяна исполняются либо на инструментах при помощи фаготового регистра, либо с использованием левой руки. Также предполагается, что учащиеся достаточно хорошо владеют своим музыкальным инструментом и «технически» оснащены. Все произведения характеристичны, образны и относятся к категории популярной классики. Так в 1-ом произведении- А. Лядов «Музыкальная табакерка»- своеобразная «хрустальность» подчёркивается высоким регистром и штрихом стаккато. В партитуре пьесы отсутствуют басовые инструменты, а присутствие колокольчика и треугольника освежают фактуру и придают ей изящество и «звончатость», темп небольшой, динамика в пределах пиано- меццо форте, пьеса почти прозрачна. В целом она представляет из себя 3-х частную композицию с контрастным средним разделом (цифры 4-6), в которой происходит не только смена тональности (ре мажор), но и меняется тип фактуры, тема,

звучащая уже у аккордеонов, приобретает характер более лирический, напевный.

Несколько слов о функциях инструментов партитуре: так аккордеоны исполняют либо аккордовую педаль , как в цифре 6, либо тему, как в цифре 4, освежая произведение новым тембром, либо «перехватывая» функцию аккомпанемента (цифра 3) у 3 баяна, у которого данная функция является определяющей, 1-е баяны, за исключением цифры 4, исполняют исключительно основную тему.

2-я пьеса «Маленький беленький ослик» Ж. Ибера достаточно живописная, жанровая зарисовка, в основе которой образ «маленького беленького упрямца». Основная смысловая нагрузка, характеризующая образ, падает на шестнадцатые, исполняемые стаккато  басовыми баянами (к-бас баян подчёркивает опорные звуки в данных шестнадцатых) , так же следует обратить внимание на синкопы у аккордов (5-й такт 3 цифры).

Пьеса характерна прежде всего разнообразием штрихов и тематических линий, как например в цифре 2 – одну линию исполняют 1,2 – баяны, а также треугольник, вторую –

3 баяны, и третью – бас и к-бас. 

За счёт того, что они индивидуальны в регистровом , штриховом, динамическом уровнях, они легко «читаются» по горизонтали и в то же время складываются по вертикали в единое целое. Наиболее динамичный отрезок музыкального произведения – это цифры 4,5, начало 6  –потребует немало времени на отработку ансамбля 3-х линий , представленных аккордеонами , баянами и басами ,синхронности в исполнении ритмических структур, использование же бубна в свою очередь позволит подчеркнуть синкопы в аккордах.  

Пьеса достаточно тонкая и музыкальная, с большим количеством  разнообразных штрихов, динамики, ритма.

3-я пьеса «Вариации Нунэ» А. Хачатуряна - подвижна, динамична, жизнерадостна, изобилующая  акцентами. В основе произведения– изложение основной темы на фоне акцентированного и ритмически определённого, артикуляционно-отчётливого аккомпанемента. Партии ударных – малый барабан и ксилофон – подчёркивают рельеф аккомпанемента и смысловые акценты (тт. 13-16, 25, 31), а в цифре 4 – тему В целом пьеса представляет из себя  композицию со вступлением (тт.1-16) и заключением (цифра 11), построенную на контрастах. Регистровка, проставленная в пьесе, призвана обеспечить рельеф исполняемым в данный момент тематическим линиям и позиционировать их по отношению друг к другу. Это особенно наглядно продемонстрированно в цифре2. В цифре 3 – позиционирование происходит за счёт разных длительностей и ритмического разнообразия партитуры, что способствует комплементарной целостности и в то же время дифференциации данных линий в партитуре.

4-я пьеса - Скерцо из сюиты №2 си минор для флейты И.С. Баха – является аккомпанементом  для солирующей флейты ( либо другого инструмента за неимением данного). Рассматривая фактуру партитуры, можно заметить элементы полифонического и гомофонно- гармонического изложения. Налицо 3 линии : 1-я представлена солирующим инструментом, 2-я –партией баса, являющаяся наиболее самостоятельной, 3-я- представлена у аккордеонов и 1,2,3 баянов.  Главная исполнительская задача данного произведения- предельно «тактичный аккомпанемент», лёгкий, ажурный, «барочный», определяющим штрихом которого является стаккато. Основные трудности могут возникнуть в синхронности исполнения нот составляющих гармоническую вертикаль различных партий. Что касается басовой линии, то на неё следует обратить особое внимание, так как она является цементирующим элементом фактуры, а качество её исполнения и создаёт ту самую лёгкость и «ажурность». Здесь можно использовать принцип дивизи при скачках.

5-я пьеса- В лесу прифронтовом М. Блантера – достаточно «развёрнутое» музыкальное произведение по сравнению с предыдущими пьесами, с развитым вступлением и заключением. Во вступлении использован музыкальный материал обработки И. Паницкого того же произведения. Пьеса достаточно тонкая в музыкальном отношении, много агогики, фразировки, темповых сдвигов. Особое внимание следует обратить на вступление. Изложение музыкального материала происходит в начале в форме диалога басов с аккордеонами и баянами  (тт.1-9), а затем- 1 баяна и 1 аккордеона (тт.16-37). Основной раздел - (цифры 4  -  16 )

строится на последовательном изложении темы у 1-го аккордеона с «вкраплениями » небольших музыкальных фраз у баянов (тт.9-12 ц. 4). Особенно показателен в  плане распределения тематических «ролей» - отрезок фактуры в цифре 7. Здесь можно наблюдать почти полную самостоятельность голосов, которые  разделяются на несколько самостоятельных линий, легко читаемых , и в то же время соединяющихся в интересную, тематически насыщенную музыкальную ткань, подчиняясь единой гармонической логике

 Нужно отметить и достаточно сложную в техническом отношении партии 1и 2 баянов. Аккомпанирующая функция отводится басовым баянам и 2 аккордеону, а также малому барабану и тарелке призванной подчеркнуть смысловые доли в цифре 9. В заключительном разделе (цифра 16) тема дублируется колокольчиком происходит «растворение музыкального действия», движение останавливается и застывает.

В заключении хочется сказать, что данные методические комментарии не касались  структурных и формообразующих вопросов, а старались лищь определить «точки» внимания при работе над партитурами. Хочется верить, что данные произведения заинтересуют педагогов, окажутся полезными в учебной и концертной практике коллективов, работающих в данном направлении.

Литература:

1. А. Лядов  «Музыкальная табакерка»  пьеса для фортепиано

2. Ж. Ибер  «Маленький белый ослик»  пьеса для фортепиано из цикла      

  «Истории»

3. А. Хачатурян  «Вариация Нунэ» из балета «Гаянэ»

4. И.С. Бах «Скерцо» из сюиты №2 си минор для флейты  и струнного оркестра

5. М. Блантер  «В лесу прифронтовом»

6. Рогаль Левицкий Д., Современный оркестр М., 1953г.

7. Дмитриев Г. Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние М.,1973г.

8.Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму  М., Московская консерватория    

   2006г.          

9. Кюрегян Т.С. Фактура Музыкальная энциклопедия М., 1990г.

Оглавление

        

1.Методические комментарии                                                                           1  стр.

2. А. Лядов  «Музыкальная табакерка»                                                          17  стр.

3. Ж. Ибер  «Маленький белый ослик»                                                           23 стр.

4. А. Хачатурян  «Вариация Нунэ» из балета «Гаянэ»                                  33  стр.

5. И.С. Бах «Скерцо» из сюиты №2 си минор для флейты                            50  стр.

6. М. Блантер  «В лесу прифронтовом»                                                           58  стр.