36. программа по коллективному музицированию

Тимофеева Алла Юрьевна

36. программа по коллективному музицированию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _kol.muz_i_orkestr_89_let.docx62.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

имени А.С. Даргомыжского

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

 «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

В. 00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа по учебному предмету

В.01.УП.01, В.02.УП.02.

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ, ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС

8 (9) лет

Смоленская область г. Вязьма

2022г

ПРИНЯТО

На заседании

Методического

Совета

Протокол № 1

От «  29 » августа 2022г.

ПРИНЯТО

На заседании

Педагогического

Совета

Протокол № 1

От « 30 »  августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

Вяземской ДШИ

им. А.С.Даргомыжского

_________Е.А.Новичкова

Приказ № 71

От « 01 »  сентября 2022г

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование и Оркестровый класс» срок обучения 8 (9) лет, разработана на основе проекта примерной программы по учебным предметам: «Коллективное музицирование», «Оркестровый класс», Министерства Культуры РФ.

Разработчики:

Юцова М.В. - завуч по УМР

Тимофеева А.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель оркестра русских народных инструментов.

   

I.Структура программы учебного предмета.

Пояснительная записка

 - характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе;

 - срок реализации учебного предмета;

 - объем учебной нагрузки и ее распределение;

- цель и задачи учебного предмета;

 - форма проведения учебных аудиторных занятий;

 - обоснование структуры программы учебного предмета;

 - методы обучения;

 - описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

 - сведения о затратах учебного времени;

 - годовые требования по классам

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

V. Методические обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.  

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;

- Ансамбли для смешанного состава;

- Методическая литература.

VII. Репертуарный список

  1. Пояснительная записка.

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование и Оркестровый класс», составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства. «Народные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе программы для детских музыкальных школ (школ искусств) «Коллективное музицирование», «Оркестр», «Ансамбль».

Коллективное музицирование – учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства и реализуется с 1-4 классы.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно, с уже приобретенными знаниями в классе по специальности в младших классах. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике. Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности. В состав больших смешанных ансамблей могут входить различные инструменты (народные, духовые, шумовые, ударные, эстрадные и т.д.), а также вокальные исполнители.

Оркестровый класс – учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства и реализуется с 5-8 (9) классы.

Оркестр народных инструментов – это оркестр, в состав которого входят наиболее распространенные народные музыкальные инструменты, характерные для данного историко-географического региона. Оркестры русских народных инструментов распространены в России, как в профессиональной, так и в самостоятельной области. Оркестр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях. Оркестр – это школа внимания, коллективного творческого труда, личной ответственности и дисциплины. Это мостик в большую музыкальную культуру, служит основой формирования музыкального вкуса. Основу русского народного оркестра составляют русские народные инструменты: домры, балалайки, баяны, гусли, народные ударные шумовые инструменты. Возможно введение в оркестр дополнительных инструментов, соответствующих репертуару оркестра (флейта, фортепиано, ксилофон, барабан, скрипка, синтезатор и др.). Создание народных оркестровых коллективов, должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ. В работу оркестрового класса необходимо вовлекать старших учащихся, обучающихся на различных инструментах (баян, аккордеон, домра, балалайка, ударных, духовых и др.).

Освоение игры на разных инструментах, развивает музыкально-творческие способности детей, воспитывает трудолюбие, стимулирует активность, взаимовыручку, потребность в коллективном музицировании, что в итоге способствует формированию творческого потенциала музыканта. В каждый коллектив собираются дети, увлеченные определенными стилями и направлениями. В каждом коллективе складываются свои традиции, правила, методы работы и стиль исполнения. Объединенные общей идеей, дети с руководителем продолжают традиции народной музыки, узнают историю своего народа, культуру и обычаи. Дети, которые с интересом занимаются в коллективах, в дальнейшем легче находят контакт с детьми вне школы, умеют творчески подходить к решению жизненных задач, знакомятся с творчеством других музыкальных коллективов, творчеством композиторов народников. Это необходимо для общего развития детей и влияет на положительные качества духовного облика. 

        Срок реализации учебного предмета

«Коллективное музицирование», « Оркестровый класс»

«Народные инструменты»

Реализации данной программы осуществляется в два этапа. Первый этап - с 1 по 4 классы - «Коллективное музицирование». Второй этап - с 5 по 8(9) класс – «Оркестровый класс» (по образовательным программам со сроком обучения 8(9) лет).

«Коллективное музицирование» Оркестровый класс»

1-8 (9) класс 

«Коллективное музицирование»

Первый этап

«Оркестровый класс»

Второй этап

1-4 класс

(1ч)

5–8(9) класс

(1,5ч)

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета

«Коллективное музицирование» Оркестровый класс»:

Название предмета, класс

Коллективное музицирование 1-4 класс

Оркестровый  класс 5-8 (9)класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

Всего: 461ч (66ч)

Количество часов на аудиторные занятия

329ч (49,5ч.)

Количество часов на внеаудиторные занятия

132ч (16,5ч.)

«Духовые и ударные инструменты»

Реализации данной программы осуществляется в два этапа. Первый этап – 1-4 класс - «Коллективное музицирование». Второй этап: 5-8 (9) класс – «Оркестровый класс» (по образовательным программам со сроком обучения 8 (9) лет).

«Коллективное музицирование и Оркестровый класс»

1-8 (9) класс

«Коллективное музицирование»

Первый этап

«Оркестровый класс»

Второй этап

2-5класс

1ч.

6-8 класс -2 ч

9 класс -1 час

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Коллективное музицирование и Оркестровый класс»:

 Срок обучения 8 (9) лет

Название предмета, класс

Коллективное музицирование 1класс

Оркестр 5- 8 (9) класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330ч (33)

Количество часов на аудиторные занятия

330 ч (33)

Количество часов на внеаудиторные занятия

-

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая

(от 9 человек). Рекомендуемая продолжительность урока –1 час (40 минут) или 2 часа (по 40 минут)

Цели и задачи учебного предмета

Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области предмета «Коллективное музицирование и Оркестровый класс»

- Формирование музыкального вкуса, знаний, сохранение народных традиций, развитие творческого потенциала учащихся в процессе совместной инструментально-исполнительской деятельности.

Задачи:

  • познакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки игры на народных музыкальных и шумовых ударных инструментах;
  • овладеть навыками коллективной игры;
  • уметь слышать свои ошибки и исправлять их, понимать форму музыкального произведения;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым и оркестровым репертуаром;
  • учиться понимать и быстро реагировать на жесты дирижера, свободно и уверенно держаться на сцене; уметь держать темп работать над звуком. Распределение учащихся по оркестровым группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра.
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • исполнять свою партию, следуя замыслу, трактовке композитора и    преподавателя;
  • приобретение        обучающимися        опыта        творческой деятельности публичных выступлений в сфере коллективного музицирования;

Учебный предмет «Коллективное музицирование и Оркестровый класс» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы, в области «Народные  инструменты».

Предмет «Коллективное музицирование и Оркестровый класс» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Коллектив может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях, фольклорных ансамблях.

Занятия в коллективе и ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в профессиональном оркестре или другом коллективе.

Форма проведения учебных аудиторных занятий:  

1.Практические – происходит разбор произведения, отрабатываются приемы и навыки оркестровой игры;

2.Репетиционная и концертная – подготовка и публичное выступление с концертными номерами;

3.Экскурсионные – посещение концертов профессиональных и любительских ансамблей и оркестров.

Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-        сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-        распределение учебного материала;

-        требования к уровню подготовки обучающихся;

-        формы и методы контроля, система оценок;

-        методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Коллективное музицирование и Оркестровый класс» зависит от:

•        возраста учащихся;

•        их индивидуальных способностей;

•        от инструментального состава оркестр, ансамбля;

•        от количества участников оркестра, ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-        словесный (рассказ, объяснение);

-        метод показа (исполнение преподавателем или аудио, видео запись);

-        частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с коллективом народных инструментов, входящей в вариативную часть, в рамках предпрофессиональной образовательной программы, являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных        методиках        и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Коллективное музицирование и Оркестровый класс»

Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и  противопожарным  нормам,   нормам  охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

II. Содержание учебного предмета.

Основные составы коллективов и оркестров, наиболее практикуемые в детских школах искусств – это смешанные ансамбли и оркестры.

Ансамбли и оркестры могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из домр, балалаек, баянов, аккордеонов, гитар, шумовых инструментов), так и из смешанных групп инструментов, куда могут входить все, выше перечисленные инструменты, а также флейта, ударные, фортепиано, синтезатор и др. Инструментальный состав и количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Коллективное музицирование и Оркестровый класс»

на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: 

«Народные инструменты»   

Распределение по годам обучения

класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий

(в год)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество        часов        на        аудиторные

занятия в неделю

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

329

49,5

Общее количество

часов на внеаудиторные занятия

132

16,5

Максимальная учебная нагрузка

461

66

527

   Самостоятельные занятия: с 1 по 9 класс – 1 час в неделю.

«Духовые и ударные инструменты»

Распределение по годам обучения

класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий

(в год)

-

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество        часов        на        аудиторные

занятия в неделю

-

1

1

1

1

2

2

2

1

Общее количество

часов на аудиторные занятия

330

33

Общее количество

часов на внеаудиторные занятия

-

-

Максимальная учебная нагрузка

330

33

363

Самостоятельные занятия: не предусмотрены

Также в исполнительской практике ансамблей, практикуется унисонная форма музицирования, если участвует одна группа инструментов или родственные инструменты. При условии, если участвуют разные инструменты, необходимо наличие всех оркестровых партий. При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

-выполнение домашнего задания;

-подготовка к концертным выступлениям;

-посещение        учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования.

В коллективной игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие,  как:

 - сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого и оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

 - навыки по решению музыкально-исполнительских задач в программе «Коллективное музицирование и Оркестровый класс", обусловлены художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

В состав коллектива могут входить учащиеся разных классов и разного уровня подготовки с 1-4 классы. Основные годовые требования включают в себя количество выученных произведений и концертные выступления. Выступление коллектива рассматривается, как вид промежуточной аттестации. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи, в освоении навыков коллективной игры, соблюдение оркестровой дисциплины.

Коллективное музицирование.  Срок обучения – 4 года (1-4 класс)

1-й год обучения - (1час в неделю). В течение года ученики должны сыграть в составе коллектива 3-4 пьесы, освоив простые ритмические рисунки на музыкальных народных, шумовых или ударных инструментах, особенности постановки инструментов.

Апрель - контрольный урок.

2-й год обучения - (1час в неделю). В течение года ученики должны сыграть в составе коллектива 3-4 пьесы, продолжать осваивать простые ритмические рисунки на музыкальных инструментах оркестра, шумовых или ударных инструментах. В каждом полугодии 1 выступление.

Апрель - контрольный урок.

 3- й год обучения - (1час в неделю). В течение года нужно сыграть 3-4 пьесы в составе коллектива, освоив простые инструментальные партии. Ознакомиться с русскими народными инструментами, освоить новые приемы игры, звукоизвлечение. В каждом полугодии 1 выступление.

Апрель - контрольный урок.

 4-й год обучения - (1час в неделю). В течение года нужно сыграть 3-4 пьесы в составе коллектива, освоив простые инструментальные партии. Ознакомиться с русскими народными инструментами, освоить новые приемы игры, звукоизвлечение.  В каждом полугодии 1 выступление.

Апрель - контрольный урок.

Оркестровый класс. Срок обучения – 5 - 8 (9) класс 8 (9) лет

Годовые требования

 1-й год обучения -5 класс 1,5 часа в неделю, (1ч «Духовые и ударные инструменты»). В течение года нужно освоить 4-5 пьес в составе оркестра, ансамбля, сохраняя замысел композитора и передавая характер музыкального произведения.  В каждом полугодии исполнить 2-3 произведения в концертном исполнении. Закреплять исполнительские навыки игры на инструментах. В каждом полугодии 1 выступление.

 Апрель - контрольный урок.

2-й год обучения -6 класс 1,5 часа в неделю, (2ч «Духовые и ударные инструменты»). В течение года нужно освоить 4-5 пьес в составе оркестра, ансамбля, сохраняя замысел композитора и передавая характер музыкального произведения. В каждом полугодии исполнить 2-3 произведения в концертном исполнении. Закреплять исполнительские навыки игры на инструментах. Исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера, исходя из уровня подготовки каждого учащегося; чтение нот с листа.  

Апрель - контрольный урок.

3-й год обучения -7 класс 1,5 часа в неделю, (2ч «Духовые и ударные инструменты»). В течение года нужно освоить 4-5 пьес, сохраняя замысел композитора и передавая характер музыкального произведения, а также возможно исполнение солирующей партии, понимать жесты дирижера. В каждом полугодии исполнить 2-3 произведения в концертном исполнении. Исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера, исходя из уровня подготовки каждого учащегося; чтение нот с листа.

Апрель - контрольный урок.

4й год обучения -8 класс 1,5 часа в неделю. (2ч «Духовые и ударные инструменты»). В течение года нужно освоить 4-5 пьес, сохраняя замысел композитора и передавая характер музыкального произведения, а также возможно исполнение солирующей партии, уметь держать общий темп, понимать жесты дирижера.  2-3 произведения в концертном исполнении. Исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера, исходя из уровня подготовки каждого учащегося; чтение нот с листа.

Апрель - Зачет.

5й год обучения - 9 класс 1,5 часа в неделю, (1ч «Духовые и ударные инструменты»). В течение года нужно освоить 4-5 пьес, сохраняя замысел композитора и передавая характер музыкального произведения, а также возможно исполнение солирующей партии, уметь держать общий темп, понимать жесты дирижера.  2-3 произведения в концертном исполнении. Исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера, исходя из уровня подготовки каждого учащегося; чтение нот с листа.

Апрель - Зачет.

Примерный        перечень        музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в народном коллективе, прилагается в разделе «Репертуарный список» и делится на I, II и IIIступени трудности, что отмечено в специальной графе. Возможно корректировать репертуарный список, исходя от инструментального состава коллектива.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области коллективного исполнительства и Оркестрового класса:

-        развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в     целом;

 -реализацию        в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

-        приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе;

-        развитие навыка чтения нот с листа;

-        наличие навыков репетиционной и концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

-        повышение мотивации к продолжению         профессионального обучения на инструменте.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Основными видами контроля успеваемости являются:

•        текущий контроль успеваемости учащихся

•        промежуточная аттестация

•        итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

-        отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

-        качество выполнения предложенных заданий;

-        инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

-        темпы продвижения.

 На основании результатов текущего контроля выводятся годовые оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются прослушивания, концерты, фестивали, конкурсы. Каждая форма проверки может быть, как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на Контрольном уроке и зачетах. Переводной экзамен не проводится. Прослушивания и генеральные репетиции проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Коллективное музицирование и Оркестровый класс».

Критерии оценок.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения осуществляются по итогам исполнения программы на концерте, прослушивании или конкурсе. Выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

(«отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4

(«хорошо»)

отметка        отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами         (как        в техническом плане, так и в художественном)

3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2

(«неудовлетворительно»)

комплекс        недостатков, причиной         которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет»

(без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования и оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций.

 На начальном этапе в ансамблях рекомендуется проводить репетиции по партиям, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки  учеников  к  контрольным прослушиваниям, зачетам, фестивалям, концертам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование коллектива иногда происходит   в   зависимости   от   наличия   конкретных   инструменталистов   в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов. В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени под готовленности учеников, настройка оркестра перед репетициями и концертами, подготовка партий к работе.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения других партий в исполняемом произведении в коллективе.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала и уровень подготовки учащихся, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка -   залог успешных выступлений.

В звучании коллектива немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка оркестра, ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

Работа преподавателя предмета «Коллективное музицирование и Оркестровый класс» оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с коллективом или оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий   по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.

Работа руководителя коллектива или оркестра осуществляется по этапам:

1). изучение произведений по партитуре, подготовка партий для музыкантов с разным уровнем подготовки;

2). составление расписания, организация занятий по группам, ответственность за проведение сводных занятий, репетиций и концертов, а так же за качество исполнения.

3). составление репертуара с учетом возможностей учащихся, так как сложная программа ведет к снижению интереса к занятиям и посещению;

4). подготовка учащихся младших классов к игре в оркестре, ознакомление детей с народными инструментами (малые составы);

5). формирование основного состава оркестра или коллектива.

Руководителю необходима помощь одного или двух концертмейстеров.

В обязанности концертмейстера входят:

1). проведение занятий по группам для изучение репертуара (басовая, аккомпанирующая, солирующая, ударная) и ответственность за качество исполнения;

2). настройка оркестра перед репетициями и концертами;

3). подготовка партий к работе;

Очень полезной и творческой в воспитательной работе представляется участие в оркестре педагогов специалистов. Игра рядом со своим наставником – это возможность более частого профессионального общения. Это мобилизует детей, заставляет более ответственно подходить к своим обязанностям. Участие в оркестре стимулирует и самого преподавателя, обязывает его постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства. Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Учащийся старшего класса должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям в коллективе. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VI. Рекомендуемая нотная и методическая литература.

Работа любого коллектива и оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре или коллективе учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков коллективной игры, ведет к перегрузке.

Методическая литература:

«Коллективное музицирование»

Хрестоматия  домриста / Сост.А.Александров вып.1,М. 1971

Школа игры на трёхструнной домре / сост. А Александров изд.2,М.1975

Хрестоматия домриста 1-3 кл. /сост.В.Евдокимов М.1989

Хрестоматия балалаечника 1-3 кл. /Сост.В. Глейхман, М.1989

Играет оркестр народных инструментов/Пьесы для начинающих о.р.ин. в обр.С.Сафронова, Тамбов,1991

Ветлугина Н.А. «Детский оркестр»  М.1976

«Заинька, попляши» Русские народные песни для детей, Киев 1978

Играет детский оркестр русских народных инструментов / Сост.В.Смирнов Вып.1,М. 1983          

«Лёгкие пьесы для детского оркестра народных инструментов»/ сост.А.Комаров Л. 1974

«Пьесы для ансамблей р.н.и.»/Сост. Н. Шелкова вып.3, Л.1984

«Хрестоматия смешанных ансамблей р.н.и.» /сост. В.Розанов, М.1983

«Заповедная старина». Учебно-методическое пособие/сост.Л.Донских    Тамбов, 1998

А.И.Буренина, Т.Э.Тютюнникова  «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Музыкальная палитра» 2012г

Имханицкий М.И. «История баянного и аккордеонного  искусства», Москва 2006год

Имханицкий М.И. «История исполнительства на русских народных инструментах», Москва 2002год

Имханицкий М.И. «Становление струнных щипковых инструментов в России. История исполнительства», Москва, издательство РАМ им. Гнесиных 2002год

Белоусов А.В. «Тульский биографический словарь», Тула издательство «Пересвет» 1996год

Калинин И. «Практические советы руководителям самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов», Москва 1974год

«Оркестровый класс»:

Имханицкий М.И. «У истоков русской народной оркестровой культуры» , Москва, «Музыка» 1987г.

Белоусов А.В. «Тульский биографический словарь» , Тула «Пересвет» 1996г.

Максимов Е. « оркестры и ансамбли русских народных инструментов», Москва, «Советский композитор» 1983г.

Агажанов А. «Русские народные музыкальные инструменты», Москва, «Музгиз» 1949г.

Грум-Гржимайло Т. «оркестр и дирижер» Москва, «Муз. исполнитель» 1984г.

Иванов-Радкевич А. «О воспитании дирижеров»,Москва 1973г.

Иванов-Радкевич А. «Пособие для начинающего дирижера» Москва 1977год.

В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм, а также, произведения современных композиторов.

Представленные в репертуарном списке произведения для русского народного оркестра (оригинальные и переложения) включают в себя разный уровень сложности оркестровых партий, для разного уровня подготовки учащихся. Репертуарный список включает в себя следующие разделы:

 -  произведения для русского народного оркестра;

 - произведения для солиста в сопровождении русского народного оркестра;

- произведения для хора и оркестра        

- произведения для солиста инструменталиста и русского народного оркестра.

Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе.

В случае реализации в вариативной части учебного предмета «Оркестровый класс» учебные оркестровые коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами или преподавателями до 25 процентов от необходимого состава оркестра.

В школьном оркестре возможно участие пианиста-концертмейстера, особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией, поддерживает басовую и аккомпанирующую партии, а также исполняет сольные фрагменты.

По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять группу духовых, ударных инструментов для более полного глубокого звучания.

В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с коллективом 5-8 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах.

VII. Репертуарный список

«Коллективное музицирование»

Первый год обучения (1 класс)

1.  Обр. Е. Тиличевской «Андрей – воробей»  

2. Обр. С. Стемпневского  «Как на тоненький ледок» на тему р.н.п.    

3.  Обр. В. Сибирского «Два кота»  

4.  Р.н.п. « Как под горкой, под горой»  

5.  Р. н. п. « Как пошли наши подружки»  

6.  Р.н.п. «Во саду ли в огороде»  

7.  О. Гравитис   «Детская песенка»    

8.  А. Филиппенко «Цыплятки»  

9.  В. Шаинский « Про кузнечика»  

10. В. Калинников «Тень-тень»  

11. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»  

12. З.Левина «Неваляшки»

13.  М. Иорданский  «Песенка про чибиса»                    

Второй   год   обучения (2 класс)

1.   Обр.О.А. Ахуновой  «Во сыром бору тропина»

2.   Л.Бекман   «В лесу родилась ёлочка»

3    А. Островский  «Спят усталые игрушки»

5.   Ф.Лещинская  «Полька»

6.    Перел. А. Нечепоренко «Как под яблонькой»

7.    Обр.В.В.Андреева  «Во саду ли в огороде» на тему р.н.п.  

8.    А.Коробейников «Марионетки»

9.    Р.н.п. «Неделька»

10.  «Я пойду ли молоденька » р.н.п.

11.  Обр.И. Гойны «Мой конёк» на тему  чеш.н.п.

12.   Р.н.п.  « Во лесочке »

 Третий год   обучения (3 класс)

1.  М.Глинка  «Славься» из оперы «Иван Сусанин» обр. В.В.Андреева

2.  М.Блантер «Катюша» обр. С.Сафронова

3.  В.Попонов  «Наигрыш»

4.  Обр. С.Сафронова «Коробейники» на тему  р.н.п,

5.  М. Красев  «Ёлочка»

6.  Г.Гладков «Песенка львёнка и черепашки».

7.  П. Пьерпон «Бубенчики»

8.  Р. Шуман «Солдатский марш»  

9.  Обр.В.В.Андреева «Зелёная  рощица»

10. Р.н.п.  «Ай все кумушки домой»            

Четвёртый   год   обучения (4 класс)

1.  П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

2.  Г. Хейд «Чарльстон»

3.  Ю. Савельев «Настоящий друг»

4.  Д.Шостакович «Марш»

5.  Обр. С.Сафронова  «Катюша»  

6.   Р.н.п.  «Ай все кумушки домой»

7.   В. Андреев «Бабочка»

8.   Р. Шуман Солдатский марш»  

9.   И. Лехтинен «Летка-енка»

10. Э. Вальдтейфель  «Лакомка»

Оркестровый класс

Первый -четвертый (пятый) годы обучения (5-8 (9))классы

Произведения для русского народного оркестра

Автор

Название пьесы

Степень трудности

1

2

3

В.Андреев

«Светит месяц» р.н.п.

Вальс «Искорки»

3

2

В.Городовская

«Русский вальс»

«Степь да степь кругом» р.н.п.

«Фантазия на 2 народные темы»

«Смоленский гусачок»

3

3

3

3

А.Широков

«Бандура» Украинская песня

1

А.С.Даргомыжский

«Меланхолический вальс»

1

П.И.Чайковский

«Танец феи Драже»

«Новая кукла»,

«Марш деревянных солдатиков»

2

1

1

А.Дворжак

Славянский танец» №2

3

Сборник

Старинные русские вальсы

2-3

А.Лядов

«Коляда-маляда»

2

Г.Свиридов

«Романс»

«Вальс»

3

3

Н. Речменский

«Песня»

1

В.Купревич

«Тульский самовар»

2

Е. Дербенко «инстр. А.Тимофеевой

Старинная гравюра»

сюита «Край березовый»

2

3

А.Шаранин

«Полька»

2

В.Шендерев

«Провожанье»

3

П.Хаджиев

«Осень»

1

инстр.

Э.Сладкевича

Пьеса в стиле «Ретро»

2

Дж.Гершвин

«Колыбельная» из оперы «Порги и Бес»

2

Произведения для голоса или хора, в сопровождении русского народного оркестра

Автор

Название пьесы

Степень трудности

1

2

3

М.И.Глинка

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

1

М.И.Глинка

Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин»

1

А.Новиков

«Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир»

2

Д.Тухманов

«День победы»

2

В.Соловьев-Седой

«На солнечной поляночке»

3

М.Блантер, сл. М.Исаковского

«Катюша»

2

Муз. И.Лученка, сл. М.Ясеня

«Майский вальс»

2

Муз. К.Листова, сл. А.Суркова

«В землянке»

2

Муз. М.Блантера, сл. И.Сельвинского

«Чернобровая казачка»

3

Муз. В.Корзюкова, сл. Я.Зубрицкого

«Вальс ветерана»

2

Д.Каччини

«Ave Maria»

2

П.Булахов

«И нет в мире очей»

2

А.Канио

«Влюбленный солдат»

3

Б.Фомин

«Только раз»

2

Варламов

романс

«Вдоль по улице метелица метет» «Очаровательные глазки»

3

2

В.Зубов

«Не уходи»

«Под чарующей лаской»

2

2

Муз. П.Булахова, сл. Верстовского

«Гори, гори моя звезда»

2

А.Варламов

«Что мне жить и тужить»

2

Муз. Н. Харито, сл. Ю.Остроумова

«Отцвели хризантемы»

2

Муз. В. Абаза, сл. Л.Тургенева

«Утро туманное»

2

Т.Хренников

«Колыбельныя Светланы»

2

И.Дунаевский

«Колыбельная»

2

Муз. В.Солшовьева-Седого, сл. Е.Долматовского

«Подмосковные вечера»

2

Муз. Б.Мокроусова, сл.М.Лисянского

«Осенние листья»

1

Муз. В.Корзюкова, сл. В.Бадулиной

«За Русяткой»

2

Муз. В.Корзюкова, сл. В. Дюнина

«Давние дни»

1

Муз. В. Корзюкова, сл. С. Трагоцкой

«Я люблю»

1

Муз. В.Темнова, сл.В.Бутенко

«Кнопочки баянные»

2

Муз.Г.Пономаренко, сл. В.Бокова

«Ой, завьюжила, запорошила»

2

В.Мигуля, сл. В.Гина

«Поговори со мною мама»

2

Муз. М.Леграна

«Буду ждать тебя»

2

Народные песни для солиста в сопровождении народного оркестра

Автор

Название пьесы

Степень трудности

1

2

3

Обр.П.Куликова

«Утушка луговая»

2

«В.Маляров

Пролегала путь-дорожка» казачья песня

2

муз. Барыбина сл.Погорельского

«Семеновна»

3

обр. П.Куликова

«инструментовка А.Соболева

«На улице дождик»

«Тонкая рябина»

1

2

муз. А.Аверкина

«Травушка-муравушка»

3

обр. Н.Киселева

«Над полями, да над чистыми»

2

обр. Семенова

«Волга-реченька»

«Субботея» русская песня

2

3

Произведения для солиста-инструменталиста, в сопровождении русского народного оркестра

Автор

Название пьесы

Степень трудности

1

2

3

инстр. Дителя

«Коробейники»р.н.п. переложение для домры с оркестром

3

В.Биберган

«Ария» соло-фортепиано

2

В.Зубков аккордеонов А.Тимофеевой

Мелодия из к-ма «Цыган» инструментовка для 2-х

2

З.Фибих

«Поэма» соло – домра

2

Е.Дербенко инстр.А.Тимофеевой

«Дорога на Карачев» соло для балалайки прима

1

А.Петров

мелодия из к-ма «Осенний марафон» соло электрооргана

3

В.Золотарев

«Диковинка из Дюссельдорфа»

Соло для флейты

1

Предлагаемый список произведений должен рассматриваться лишь как примерный. Руководитель оркестрового  класса может делать переложения для оркестра,  ориентируясь на репертуар оркестрового класса детской школы искусств.