Образовательная предпрофессиональная программа Ансамбль

Деревицкая Лариса Викторовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Фортепиано»

 

 

 

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl_2021.docx61.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования МО г. Нягань

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

Нягань 2021

                                                                                                                                                                                                      

Рассмотрена  и рекомендована                            УТВЕРЖДАЮ:

к утверждению и реализации                                Директор МАОУК ДО МО

на методическом совете                                          г. Нягань «Детская школа

МАОУК ДО МО г. Нягань                                    искусств»

«Детская школа искусств»                                     __________ И.А. Бережная

Протокол №____________                                    «___»___________20___г.

«___»____________20___г.

Составитель:

ДЕРЕВИЦКАЯ ЛАРИСА ВИКТОРОВНА –

преподаватель высшей квалификационной категории  

по классу специального фортепиано МАОУК ДО МО

г. Нягань «Детская школа искусств»

Внешний рецензент:

СМИРНОВА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА –

доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»,

кандидат педагогических наук

                                       

     

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

  учреждения на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета        

- Сведения о затратах учебного времени

- Годовые требования по классам

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

- Методические рекомендации педагогическим работникам

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

        

- Список рекомендуемой нотной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

         

     I. Пояснительная   записка

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании и образовании современного человека вместе с наукой искусство занимает важное место. Музыкальное искусство непосредственно и сильно воздействует на человека, имеет большое значение и в его общем культурном развитии.

Для разностороннего музыкального воспитания большое значение имеют различные ансамбли, в том числе фортепианный ансамбль. Новые учебные планы нового поколения, утвержденные в 2014 году, дают возможность вынести занятия фортепианным ансамблем из программы «Музыкальный инструмент фортепиано» и заниматься ансамблем на отдельном уроке в рамках учебного предмета «Ансамбль».

Актуальность программы состоит в расширении кругозора учеников фортепианного класса путем расширения репертуара и включения в план работы фортепианных дуэтов переложений для фортепиано, отрывков из симфоний, опер, балетов, вокальной музыки, джазовых авторских пьес и других музыкальных произведений.

Тип программы - составительская, на основе Типовой программы «Музыкальный инструмент фортепиано», утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры РФ (Москва). Программа адаптирована к современным требованиям в области профессионального музыкального образования и условиям данной школы.

Цель - наиболее эффективно организовать учебный и воспитательный процесс, способствовать подъему музыкальной культуры, используя в репертуаре наиболее яркие произведения различных жанров и стилей.

    Задачи:

  • развитие художественного мышления и музыкальных способностей в исполнении произведений для фортепианного ансамбля;
  • формирование и совершенствование практических исполнительских навыков ансамблевой игры на фортепиано;
  • активизация творческих способностей с использованием работы над ансамблями как одной из форм развития интереса в обучении музыке детей с природными данными разного уровня.

       Положительной тенденцией программы является:

а) межпредметная связь, обеспечивающая целостное представление о музыкальном искусстве на любом уровне владения инструментом;

б) возможность заниматься в классе фортепианного ансамбля в течение четырех лет, начиная с четвертого класса, постепенно приобретая навык ансамблевой игры с применением педагогом индивидуального подхода к способностям каждого ученика на основе дифференцированного определения объема и трудности учебных задач, темпов развития и методов работы, исходя из трех уровней сложности.

Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Лучшим средством на начальном этапе является игра в ансамбле учитель-ученик, когда от ученика требуется небольшой опыт и знания, а педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию, затем простейший аккомпанемент поручается ученику. Таким образом, ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче показать свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого. Начинаются занятия с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на решение художественных задач. Постепенно технические и художественные задачи усложняются.

При игре ансамблей развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также общее звучание всей музыкальной ткани произведения. Воспитывается уважение к труду равноправного партнера, умение увлечь своим замыслом, а когда это необходимо, подчиниться воле другого. Активизируется фантазия и творческое начало, повышается чувство ответственности за знание своей партии, так как совместное исполнительство требует свободного владения текстом.

Для контроля и учета успеваемости в течение учебного года учащиеся играют на зачете один раз в полугодие одно произведение, выбранное из репертуара.

При выставлении оценки на зачете, кроме грамотного исполнения произведения, обязательно учитывается качество исполненного произведения в ансамбле, с обязательным учетом возможностей каждого ученика. Применяется пятибалльная система оценок.

Занятия ансамблем проводится в форме урока, в количестве 1,0 часа в неделю.

Репертуарный план требуется составлять на каждое полугодие. В течение года изучить 4-8 произведений, в том числе в порядке ознакомления. Наиболее яркие произведения рекомендуется исполнять на концертных выступлениях. Учащиеся, проявившие свои способности в классе фортепианного ансамбля на высоком исполнительском уровне, участвуют в конкурсах юных исполнителей в номинации «Фортепианный ансамбль. Малые формы».

В 2021-2022 учебном году в связи с возможной неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в городе Нягань и ХМАО-Югре, в ДШИ предусмотрено очно-заочное обучение с использованием интернет ресурсов и уроков онлайн на период карантина обучающихся или изоляции обучающихся по основному месту обучения в общеобразовательной школе.

        Материально-технические условия реализации учебного предмета:

  1. Два инструмента фортепиано.
  2. Нотная литература.
  3. CD проигрыватель.
  4. Диски, флеш карты.
  5. Возможность использования цифровых технологий.
  6. Метроном.

  II.    Содержание   учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени

         

№ п/п

Содержание и виды работы

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1

Организация музыкальных интересов

4

4

2

Развитие        музыкальной грамотности

10

2

8

3

Работа над репертуаром

18

5

13

4

Резерв времени

2

-

2

Итого

34

7

27

               Годовые требования по годам обучения

              Организация музыкальных интересов:

  • Накопление музыкальных впечатлений, слушание инструментальной, вокальной, оркестровой музыки различных жанров и стилей в видео просмотрах и на филармонических концертах;
  • Обсуждение полученных впечатлений.

 

          Развитие музыкальной грамотности:

  • Чтение с листа с целью ознакомления с произведением в целом, попытка понять его образы, настроения, основные пропорции, характерные особенности;
  • Анализ чтения с листа с определением точности исполнения требований текста, исправления допущенных ошибок и влияния невыполненных указаний на толкование музыкального образа, его характера;
  • Нахождение наиболее удачного способа выражения музыкальной мысли (штрихи, ритм);
  • Паузы (понять их ритм и драматургический смысл);
  • Регистры; посадка за инструментом вдвоем;
  • Знание терминов и точное исполнение всех авторских указаний, относящихся к обозначению темпа, характера, динамики;
  • Воспитание особого внимания к любым обозначениям в тексте;
  • Определение формы произведения, обратив особое внимание на грани
    формы (переходы от одной части к другой), ферматы, коды.

           Работа над репертуаром:

  • Мелодия, как основа любого музыкального произведения; прослеживание мелодической линии в каждой партии, ее развитие, фразировка, кульминация;
  • Умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не нарушая линии мелодии и звуковедения;
  • Умение петь мелодию и одновременно аккомпанировать;
  • Полифонический план, умение вычленить фактуру по вертикали, умение исполнять в ансамбле все виды полифонического изложения; Тональный и гармонический план;
  • Начальные навыки аккомпанемента, умение глубоко, с опорой взять бас и значительно тише и легче аккорды в одной руке и распределять между двумя руками;
  • Своевременно и гибко переключаться с солирующей звучности на звучность сопровождения независимо от того, в какой руке аккомпанемент;
  • Применение аппликатурных навыков в разных позициях, при игре гаммообразных последовательностей, арпеджио, аккордов;
  • Применение имеющихся технических навыков и возможностей в создании задуманного художественного образа;
  • Педаль (ритмическая, запаздывающая, гармоническая), умение педализировать для обеспечения не только «чистого» звучания, но и художественного слияния ансамблевых партий в единое целое;
  • Синхронность – результат важнейших качеств ансамбля, единое понимание и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса без малейшего отклонения, а также первое техническое требование (вместе взять и снять звук, выдержать паузы, не допускать разночтения штрихов);
  • Комплексное    восприятие    художественных    и    технических    задач, постепенное их усложнение (от простого – к сложному);
  • Исполнительский план произведения, реализуемый совместными усилиями в процессе обучения и творчества.

    III. Требования к уровню подготовки обучающихся

1)         Обладание развитым художественным мышлением, творческим потенциалом, коммуникативными способностями;

  1. Умение самостоятельно разучивать, анализировать, грамотно и образно исполнять произведения для фортепианного дуэта в домашнем музицировании, в самодеятельных и досуговых мероприятиях;
  2.  Умение исполнять, как партию primo, так и партию secondo (навык солирования и аккомпанирования);
  3. Применение приобретенных знаний и умений для воплощения художественного образа.

  IV. Формы и методы контроля, система оценок                                  

        Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков, приобретенных учащимися, обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Ансамбль» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения какого-либо раздела учебного материала, и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем.  Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

- качество выполнения домашних заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;

- темп продвижения в освоении учебного материала.

На основании результатов текущего контроля выводятся оценки по четвертям.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах

приравнивается к выступлению на академическом концерте.

         

 Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Ансамбль» устанавливаются Детской школой искусств самостоятельно. При проведении итоговой аттестации применяется форма академического зачета.

          Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к  занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального  мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в музыкально-исполнительской деятельности;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных  достижений.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы,

 соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание жанра исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

V. Методическое обеспечение учебного процесса

     Начинающий музыкант с первого подготовительного года обучения игре на фортепиано знакомится с элементарным ансамблевым музицированием. Еще на стадии донотного периода подбор и исполнение простых мелодий происходит в сопровождении аккомпанемента педагога, исполняющего вторую партию. Игра в ансамбле способствует более полному развитию индивидуальных способностей каждого ученика и является неотъемлемой

частью музыкального воспитания. Особое внимание акцентируется на следующих методических и организационных принципах: взаимосвязь предметов «Музыкальный инструмент» и «Фортепианный дуэт», творческое музицирование, гибкость в подборе репертуара, воспитание чувства товарищества, уважения друг к другу, сознательной творческой дисциплины.

        Программа стремится уйти от единообразия и усредненности в построении образовательного процесса. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко,

единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. В ансамбле у детей быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции. Более слабый ученик подтягивается, более сильный - облагораживает игру в ансамбле, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу и оба ученика становятся маленьким коллективом.

        Обучение в классе фортепианного ансамбля преследует те же цели, что и обучение в классе специального фортепиано - развитие интереса и любви к своему инструменту, к музыке и музицированию через популяризацию лучших образцов классической и современной музыки, расширение музыкального кругозора, музыкальной памяти. Развитие творческих способностей, формирование практических умений, воспитание у ученика эмоционального отношения к исполняемому произведению посредством воспитания стиля, художественного вкуса.

    Работа совместно с учеником ведется над поиском различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на фортепиано насыщенность полнозвучных tutti, тембральную специфику звучания отдельных оркестровых групп. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Итак, через ансамблевое музицирование, обучение способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха: мелодического, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического, помогает формированию ритмоволи.  Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,

художественно-смысловая. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным.

    Работа над воспитанием ритма должна вестись от музыки, а не от высчитывания длительностей. Образное содержание пьесы надо воспринимать через ритм, то есть мысленно через танец (вальс, мазурка, полька) или марш.

Овладение ансамблевой техникой:

  • особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано;
  • способы достижения синхронности при взятии и снятии звука, равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;
  • согласование приемов звукоизвлечения;
  • передача голоса от партнера к партнеру, сочетания нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;
  • соблюдение общности ритмического пульса.

     По мере усложнения художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта, педализация на двух фортепиано и т д.

    Четырехручная игра за одним роялем, в отличие от сольного исполнительства, начинается с самой посадки, так как каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Главное в посадке за инструментом – умение партнеров «поделить» клавиатуру, и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим).

Второй вопрос – кто из партнеров четырехручного исполнения должен педализировать. Следует объяснить, что педализирует произведение исполнитель партии secondo, так как обычно она служит фундаментом (бас гармония) мелодии чаще всего проходящей в верхних регистрах. При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего партнера и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер – общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое – основа совместного исполнительства во всех его видах.

      Игра в ансамбле является отличным средством воспитания хорошего ритма, умения слушать и контролировать свою игру. Необходимость все время соизмерять свое исполнение с исполнением партнера, внимательное вслушивание в общую звуковую картину благотворно отражается на развитии музыкальных способностей ученика, развивают его творческую инициативу. В совместной игре немалое значение имеет выбор партнера. На начальном этапе ученик играет с педагогом.

    Первая партия имеет ведущее значение и поэтому требует от ученика полного звука и уверенности. Многие малолетние или малоодаренные ученики привыкают к одновременному звучанию только после частой совместной игры, а на начальном этапе обучения при исполнении пьески полностью уступают ведущую роль басовой партии. Детям с хорошими музыкальными способностями очень нравится роль «примадонны», и нередко они музицируют намного выразительнее, чем в сольном исполнении. К сожалению, для начального обучения имеется не очень много литературы, в которой нижняя партия была бы настолько легка, чтобы ее мог исполнять ученик. Поэтому нужно использовать каждую такую возможность для того, чтобы меняться ролями с педагогом или играть в четыре руки в дуэте «ученик-ученик».

     Играя вторую партию, ребенок учится сопровождению и упражняется в приглушенном звучании и мягком исполнении басов. Чтение басового ключа в правой руке также представляет вначале немалую трудность. Но самым главным в таком союзе педагог – ученик является интуитивное музыкальное влияние, осуществляемое наиболее естественным образом.

     Поскольку первой партии обычно принадлежит ведущая роль, ученик в музыкальном отношении может чувствовать себя равным учителю. Он учится слушать, включаться   в ансамбль   и   под этим   впечатлением с большей ответственностью исполняет свою сольно-тематическую часть. Так, многие динамические или агогические трудности (например, обширные crechsendo либо небольшие ritenuto при переходах) легче преодолеваются по примеру учителя, чем это было бы возможно в сольном исполнении.

    Однако рекомендовать следует не только совместную игру педагога и ученика. Очень полезно, если с ребенком регулярно музицирует кто-то из членов семьи. Это видно по той радости, какую детям доставляет такое музицирование. Они играют свою партию уверенно, ритмически четко и привыкают ловко преодолевать маленькие неудачи. И как хорошо, что взрослые, с которыми ребенок играет дома, тоже могут допускать ошибки: тут уж необходимо быть предельно внимательным, а порой даже в чем-то и более знающим, чем они.

    Этот психологический фактор играет важную роль и при совместной игре двух учащихся. Партнерами в этом случае выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. И поскольку каждому из них не хочется скомпрометировать себя перед другим, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к ответственности за общее дело и внимательной игре.

     Большое внимание необходимо уделять разучиванию нового текста. Разучивание состоит не только в том, что каждый из двух играющих тщательно и сознательно прорабатывает дома свою партию. Это только предварительное условие дальнейшей совместной игры. Вот несколько предложений по разучиванию.

    При совместной игре вначале нужно избрать медленный темп, чтобы избежать частых остановок. Оба играющих сообща разбирают каждое созвучие, каждую структурную частицу и находят им место в форме целого; все наиболее важное должно вызвучиваться достаточно ярко, второстепенное характеризуется более тихим звуковым уровнем. С этой целью рекомендуем такое упражнение: каждый из партнеров играет только одной рукой. Так же в процессе разучивания можно проработать отдельно от общего текста оба ведущие голоса (например, сопрано и тенор в параллельном двухголосии) или же крайние голоса - бас и сопрано, или темы в разных голосах, или одни мелодии — без баса и других сопровождающих голосов и т. п. Каждый из исполнителей должен внимательно и критически вслушиваться во всю многообразную динамику ансамбля.

     Велико также и значение ритмической точности при игре в четыре руки. Вначале здесь может помочь точный счет вслух, позднее необходимо достичь такой синхронности движений и исполнительских приемов, которая

обеспечивает одновременность и согласованность игры. Пока пьеса основательно не разучена, длительные паузы (в несколько тактов) следует тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступлении.

     К задачам совместной тренировки относится также и точное распределение педали, что устанавливается обоими партнерами. Она обслуживается главным образом исполнителем второй партии, где она и должна быть в таком случае обозначена. Педальный эффект должен быть очень четко разработан, так как из-за неумелого применения педали фактура басовой партии, часто достаточно плотная, может приобрести еще большую тяжеловесность. Такого рода тщательное и напряженное разучивание превращает игру в четыре руки в нечто большее, чем простое музицирование. В музыкальной литературе имеется множество оригинальных четырехручных произведений (как малой, так и крупной формы), которые, безусловно, заслуживают таких интенсивных занятий.

        Ансамблевая игра, при которой педагог исполняет трудные элементы текста, а ученик исполняет легкую партию, дисциплинирует учащегося, он учится играть ритмично, в определенном темпе.

      Нетрудные пьесы в исполнении ансамбля звучат насыщенно, и ладовая гармоническая окраска помогают ученику быстро выучить нотный текст. В результате ученик получает полное представление о музыке в целом и чувствует себя полноправным участником исполнения, получает моральное удовлетворение от процесса игры.

     Совместное исполнение пьес способствуют расширению кругозора ребенка, знакомит с симфоническими произведениями и лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Систематическое исполнение лучших образцов музыкальной культуры помогают развивать вкус и силу воображения, прививают культуру восприятия, воспитывают творческую инициативу.

       Начальные уроки обучения должны быть разнообразными, так как дети младшего школьного возраста впечатлительны и быстро устают от однообразия.

     Задача педагога состоит в умении поставить себя на место ученика – предвидеть его неудобства и предугадать намерения исполнения, помочь ему выразить отношение к исполняемому произведению. Такая атмосфера урока поможет маленькому музыканту поверить в свои силы.

     Совместная игра придает структуре урока эмоциональную наполненность. Начальный период обучения непременно должен подчиняться принципу постепенности и доступности. Формирование пианистических навыков

должно происходить не только через показ педагогом нужного действия, но и через самостоятельный поиск, при котором поясняется необходимость выполнения такого действия. При выработке навыков полезно изменять штрихи, темпы, акцентируя исполнение на художественную сторону - интонирование и образность.

     Умение слушать себя с первых шагов поможет в воспитании полифонического мышления. Работа в области многоголосия является основой музыкального воспитания. Произведения полифонического склада должны стоять на первом месте игры в ансамбле. Исполнение народных песен, где предложена полнозвучная фактура, но партия несложна и доступна, помогут быстрому продвижению и успешности формирования

полифонического мышления и слышания.

   Очень важно научить ученика слушать себя, партнера и играть с полным вниманием и самоконтролем, от этого зависит качество звука. Отношение к звуку определяет формирование всех пианистических навыков, а именно - прикосновение к клавиатуре фортепиано. Идеальным звучанием считается певучий звук. Добиться хороших результатов исполнения можно только при активном участии слуха и музыкальном осмыслении изучаемого материала, при осознанном отношении к работе.

  VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  Список рекомендуемой нотной литературы

  1год обучения

  1. Немецкая шуточная песенка
  2. Ф. Шуберт. Немецкий народный танец
  3. Д. Флис. Колыбельная песня
  4. Г. Фрид. Полька
  5. И.С. Бах. Гавот
  6. П. Чайковский. Вальс (отрывок)
  7. П. Чайковский. Баркарола (отрывок)
  8. П. Чайковский. Полька (отрывок)
  9. Ш. Гуно. Вальс из оперы «Фауст»
  1. В. Мурзин. Далекий напев
  2. И. Беркович. Скерцо
  3. Л. Книппер. Степная кавалерийская (обр. Пороцкого)
  4. Э. Григ. Лесная песня
  5. П. Чайковский. Детский галоп из балета «Щелкунчик»
  6. Ф. Шуберт. Антракт
  7. М. Глинка. Жаворонок
  8. М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
  9. М. Гажтецка. Железная дорога
  10. А. Хачатурян. Танец девушек из балета «Гаянэ»
  11. Р. Шуман. Песня
  12. П. Чайковский. Вальс «Спящая красавица»
  13. Л. Бетховен. Марш «Афинские развалины»

23.Ф. Шуберт. Сентиментальный вальс

24.В. Моцарт. Фрагмент из оперы «Волшебная флейта»

25.Э. Григ. Концерт (фрагмент)

26.А. Алябьев. Соловей

27.Й. Брамс. Колыбельная

28.А. Грибоедов. Вальс ми-минор

29.А. Серов. Варяжская баллада

30.М. Сибирский. Веселый точильщик

31.П. Чайковский. Ариозо Лизы «Пиковая дама»

32.А. Глазунов. Отрывок из оперы «Барышня-служанка»

33.П. Чайковский. Фея искренности

34.М. Глинка. Кавалерийская рысь

35.И.С. Бах. Гавот из Английской сюиты соль-минор

36.М. Глинка. Танец из оперы «Иван Сусанин»

37.А. Петров. Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

38.Ф. Шуберт. Музыкальный момент

39.Г. Балаев. Горный ручей

40.Ж. Металлиди. Веселое шествие

41.Н. Смирнова. Полька

42.В. Азарашвили. Прогулка

43.И. Дунаевский. Песенка о капитане

44.Н. Чемберджи. Снегурочка из детской оперы «Сон Дремович»

      2 год обучения

1. А. Прокофьев «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»

  1. И.С. Бах. Сарабанда соль-минор из Французской сюиты
  2. Й. Гайдн. Серенада
  3. А. Аренский. Сказка
  4. Й. Гайдн. Анданте из симфонии «Сюрприз»
  5. Й. Гайдн. Три немецких танца
  6. А. Иванов – Радкевич. Марш
  7. А. Варламов. На заре ты ее не буди
  8. А. Рубинштейн. Горные вершины
  1. А. Варламов. Красный сарафан
  2. С. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии»
  3. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
  4. В. Моцарт. Марш из оперы «Свадьба Фигаро»
  5. Р. Шуман.  Сельская песня
  6. Д. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бэсс»
  7. В. Моцарт. Анданте и Менуэт Ми – мажор.
  8. В. Моцарт. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
  9. А. Глазунов. Романеска
  10. Н. Раков. Радостный порыв                                            

20.И. С. Бах. Шутка

21.П. Чайковский. Концерт №1 (фрагмент)

22.Н. Смирнова. Болеро

23.Г. Свиридов. Зимняя дорога

24.С. Рахманинов. Итальянская полька

25.М. Глинка. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

26.А. Варламов. Я вас любил

27.В. Моцарт. Менуэт Си бемоль-мажор

28.А. Гаврилин. Марш

29.К. Вебер. Рондо

30.Э. Григ. Норвежский танец

31.М. Глинка. Полонез

32.А. Бородин. Полька

33.Г. Свиридов. Вальс из сюиты «Метель»

34.С. Рахманинов. Романс

35.В. Моцарт. Романс («Маленькая ночная серенада»)

36.К. Вебер. Менуэт

37.К. Вебер. Романс

38.Г. Гендель. Пьеса Ре-мажор («Радость»)

39.В.А. Моцарт. Соната № 1 Фа-мажор

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Алексеев Л. Методика обучения игре на фортепиано, - М., 1978.
  2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения с листа, - М., 1971.
  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле, - М. 1973.
  4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения, - М. 1961.
  5. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента, - Л. 1972.
  6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, - М. 1987.
  7. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М. 1963.
  8. Тимакин Е. Воспитание пианиста. - М. 1984.
  9. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. - М. 1994.