Образовательная предпрофессиональная программа Концертмейстерский класс

Деревицкая Лариса Викторовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

 

 

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.03. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsklass_nyagan_2021.docx39.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования МО г. Нягань

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.03. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

Нягань 2021

Составитель:

Деревицкая Лариса Викторовна

преподаватель высшей категории

специального фортепиано, концертмейстер

МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств»

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

 учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета        

                                         

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III.         Требования к уровню подготовки обучающихся                        

IV.            Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                         

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.           Списки рекомендуемой нотной и методической литературы        

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

                              I.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                           

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе     

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»  составлена с учетом и на основе федеральных государственных требований к дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано».

Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования и чтения с листа; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие  инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы  направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

  1.  Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему учебному плану составляет два года - 7 класс и 8 класс.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».

Таблица 1

Виды учебной нагрузки

7 класс – 8 класс

Количество часов (общее на 2 года)

Максимальная нагрузка

165 часов

Количество часов на аудиторную нагрузку

66 часов

(из расчета 1 час в неделю)

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)  работу

99 часов

(из расчета 1,5 часа в неделю)

       

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 40 минут.

          Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать и обучающиеся образовательного учреждения.

  1. Цель и задачи учебного предмета

        Цель:

развитие музыкальных творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства; стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

        Задачи:

  • формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
  • развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
  • умение слышать все произведение в целом, поддерживать все творческие замыслы солиста;
  • умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
  • приобретение знаний об особенностях инструментального струнного исполнительства (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения (искусство дыхания, фразировка);
  • навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
  • приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;
  • приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих  образовательные программы в области музыкального исполнительства.
  1.  Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

        Программа содержит  следующие разделы:

-   сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1.    Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и  психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету  "Концертмейстерский класс" должны иметь площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения – 8 лет

Распределение  по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

учебных занятий  

(в неделях)

-

-

-

-

-

-

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

-

-

-

-

-

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения)

66

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю)

-

-

-

-

-

-

1,5

1,5

Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения)

99

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

165

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

 Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

- подготовка  к  концертным  выступлениям;

-посещение учреждений культуры (филармонии, театра, концертных  залов);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 

  1. Годовые требования по классам

7 класс 8 класс (1 час в неделю)

Обучение концертмейстерскому мастерству может быть в классе скрипки (домры), виолончели. Необходимо наличие иллюстраторов, это могут быть  учащиеся старших классов, или преподаватели ДШИ.

Вместо скрипки может быть взят любой другой инструмент в качестве сольного. В этом случае следует воспользоваться программами и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.

Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.

В течение учебного года учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем подготовки) минимум 3 произведения различного характера.

В конце учебного года ученики играют зачет (промежуточная аттестация) 2 произведения.

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:

Багиров В.                           Романс

Бакланова Н.                      Мазурка, Романс

Бах И.С.                              Ария

Бетховен Л.                         Два народных танца, Багатель

Боккерини Л.                       Менуэт

Бом К.                                "Непрерывное движение"

Вебер К.                             "Хор охотников"

Глинка М.                            Мазурка,  Полька, "Чувство"

Глюк К. В.                            Веселый танец

Данкля Ш.                            Вариации на тему Вейгля

Данкля Ш.                            Вариации на тему Паччини 

Зейтц Ф.                               Концерт Соль мажор, 1-я часть

Майкапар С.                       "Вечерняя песнь"

Моцарт В.А.                 Вальс, Менуэт

Перголези Дж.              Ария  (обр. В.Бурмейстера)

Перголези Дж.              Сицилиана

Рамо Ж. Ф.                    Ригодон

Рамо Ж. Ф.                          "Тамбурин"  (переложение Г.Дулова)

Тартини Дж.                  Сарабанда

Телеман Г.Ф.                Бурре

Чайковский П.               Вальс, Мазурка

Примерный список произведений для зачета:

Бах И.С.                          Сицилиана

Вераччини Ф.                 Largo

Крейслер Ф.                   Grave в стиле Баха

Массне Ж.                      Размышление

Поппер Д.                       Прялка

Рис Ф.                              Вечное движение

     III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основного инструментального концертмейстерского репертуара;
  • знание основных принципов аккомпанирования солисту;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения;
  • умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских

возможностей солиста;

  • умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
  • навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
  • наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной      деятельности в качестве концертмейстера.

         IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, концерты класса.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются:  академические концерты, участие в  творческих мероприятиях школы. Зачеты  могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс"  проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.  Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ДШИ самостоятельно.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании  выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

           V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Условием успешной реализации программы по учебному предмету "Концертмейстерский класс" является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классе инструментального струнного аккомпанемента

Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Скрипичные (домровые), виолончельные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато.

Скрипка (домра) это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятию скрипичной партии. С партией виолончели необходимо учитывать звучание инструмента в низком регистре.

Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет партию оркестра.

Природа струнных инструментов  певучая, напоминает человеческий голос, и поэтому многое из аккомпанемента вокальных произведений подходит и для аккомпанемента скрипичной партии. После взятия звука скрипач может его усиливать или убирать, а особый прием - вибрация (у домры тремоло)- придает звуку особую выразительность.

Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными (домровыми) штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры.

Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении  играть  mf, p, pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста.

Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному  умению совпадать в началах и окончаниях фраз.

Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке - не дробить сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также владеть приемом особого легкого звучания фортепиано во время исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску.

Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если скрипач раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки.

На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.

Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.

                       VI. СПИСОК  МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      

1. Брыкина Г.            Особенности работы пианиста-концертмейстера с виолончельным репертуаром / " Фортепиано",1999, N 2

2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009

3. Живов Л.               Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966

4. Живов Л.               Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974

5. Крючков Н.               Искусство аккомпанемента как предмет обучения.

Л., 1961

6. Кубанцева Е.                    Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"

7. Кубанцева Е.                    Методика работы над фортепианной партией пианиста-  

                                       концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4

8. Люблинский А.         Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л., Музыка,1972

9. Подольская В.                  Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе

                                       Концертмейстера. М., Музыка,1974

10. Савельева М.            Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального образования, вып.3. М., Музыка,1991

11. Смирнова М.            О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974

12. Шендерович Е.         Об искусстве аккомпанемента.  М., 1969, №4

13. Шендерович Е.          "В концертмейстерском классе". Размышления педагога. М., Музыка,1996

14. Чачава В.                   Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007