Конспект и презентация открытого урока на тему: "Звуковая выразительность, как важнейшее исполнительское средство, для воплощения художественного замысла".

Гуслякова Наталия Валерьевна

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства. Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в музыкально-художественных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель. Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка? На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока.

видео урока https://goo.su/tvnqhttps://goo.su/CVhfEZPhttps://goo.su/jGdx9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx29.38 КБ
Файл presintashion1_.pptx455.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. Г. СТРУВЕ"

Конспект открытого урока на тему:

«Звуковая выразительность, как важнейшее исполнительское средство для воплощения музыкально-художественного замысла»

Гуслякова Наталия Валерьевна

преподаватель по классу фортепиано

Железногорск 2024г.

Тема урока: «Звуковая выразительность, как важнейшее исполнительское средство для воплощения музыкально-художественного замысла».

Цель урока: Практическое изучение средств музыкальной выразительности, для воплощения музыкального замысла пьесы В.А. Зиринг «Весенний танец».

Задачи урока:

  • обучающие: формирование и совершенствование навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства;
  • развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости, чуткости к образному пониманию мира, развитие творческой и познавательной активности;
  • воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к занятиям, формирование художественно-эстетического вкуса.

Вид урока: практическое занятие.

Тип урока: комбинированный (закрепление и комплексное применение знаний)

Форма урока: индивидуальный урок

Технологии обучения:

  • технология личностно-ориентированного обучения
  • технология индивидуального обучения
  • здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ

Методические приемы: 

  • Словесные (вопросы, беседа)
  • Наглядные (показ преподавателя)
  • Практические (работа над пьесой, рефлексия)

Структура урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Мотивация урока. Постановка цели.
  3. Проверка выполнения домашнего задания.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Контроль и самоконтроль знаний.
  8. Подведение итогов занятия.
  9. Информация о домашнем задании.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, цели и задач урока. Основная часть. Освоение на практике методов работы, которые используются для создания музыкально - художественного образа, замысла в пьесе В.А.Зиринг «Весенний танец»
    2.1 Прослушивание домашнего задания.
    2.2 Понятие “Музыкальная выразительность”.
    2.3 Музыкально-выразительные средства как основное условие создания музыкального образа.
    2.4 Основные методы работы над звуком.
  3. Подведение итогов занятия.
  4. Домашнее задание.

Репертуарный план:

В.А. Зиринг «Весенний танец».

Ход урока:

Слайд 2

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле. Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства. Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в музыкально-художественных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель. Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка? На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока.

Слайд 3

В ходе предыдущих уроков мы работали над пьесой В.А. Зиринг «Весенний танец».  Владимир Александрович Зиринг  (1880 – 1968)  -  композитор, пианист – концертмейстер.  В композиторском репертуаре  пьесы для фортепиано, для скрипки, валторны, романсы на стихи русских поэтов, музыка к спектаклю "Морозко«, к немому фильму "Иола».

Первый этап работы над произведением успешно пройден. Тебе, Алена, было дано домашнее задание: работа над текстом, игра наизусть. Послушаем результаты твоей домашней работы.

Ученица исполняет пьесу, над которой работала дома.

- Домашнее задание выполнено. Пьеса выучена наизусть. Качество работы можно оценить, как хорошее. Для самостоятельной домашней работы было дано творческое задание: подобрать стихотворение, созвучное, по твоему мнению, содержанию и настроению, которое присутствует в музыкальной пьесе “Весенний танец”.

Ответ учащейся: Да, я нашла стихотворение, которое, по моему мнению, по настроению соответствует пьесе.

Весенний танец

Ирина Коростылёва

Надела платьице зеленое весна 
Звенящим теплым дождиком умылась! 
И расплясалась прямо у окна. 
  
Она так вдохновенно веселилась, 
Что невозможно было устоять 
И вместе с нею я плясать решилась! 

- Сопоставим строки стихотворения с музыкальным содержанием пьесы. Что ты чувствуешь, когда читаешь стихотворения?

Ответ учащейся: Представляю дождь, который шумит по листьям весеннего леса. Радость от появления солнца и радуги. Радостное щебетание птиц.

- В музыкальном произведении так же, как и в романе, повести, сказке, картине, которую написал художник, есть своё содержание, сюжет, образ которые отражают окружающий нас мир. Как ты думаешь, какой сюжет, музыкальными звуками «нарисовал» композитор в пьесе, изучаемой нами?

Слайд 4

- Тема нашего урока - звуковая, музыкальная выразительность. Понятие «Музыкальная выразительность» - это комплекс средств, которые применяют для воплощения музыкального образа произведения. Музыкальный образ – это сочетание выразительных средств в музыке, которые использует композитор в сочинении,  направленные на то, чтобы вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций с явлениями действительности. Содержание пьесы раскрывается через чередование и взаимодействие между собой различных музыкальных образов. Музыкальный образ – это способ жизни произведения.

Предлагаю послушать ряд пьес, связанных с образом весны , дождя.

Слушаем С. Прокофьев «Дождь и радуга», Э. Григ «Весна».

Слайд 5

- Продолжим работу над пьесой, и в процессе работы поговорим о средствах музыкальной выразительности.

Характерным выразительным средством, присущим только музыке является лад. Что такое музыкальный лад?

Ответ учащейся: Лад - это система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

- Какая тональность пьесы?

Ответ учащейся:  Ре мажор.

Слайд 6

- Работая над пьесой, необходимо знать её форму, к чему стремиться. Назови мне самые мелкие структурные единицы любого музыкального произведения.

Ответ учащейся: Это мотив, фраза и предложение.

- Правильно. А сейчас назовём основные формы музыкальных произведений и дадим им краткие характеристики.

Ответ учащейся: Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче.

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).
Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Слайд 7

- Основным выразительным элементом музыкального языка является мелодия, художественное средство передачи  чувств и эмоций. Мелодия существует лишь в сфере музыкального искусства. Какое определение можно дать мелодии?

Ответ учащейся: Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

- Проиграй мелодию и постарайся охарактеризовать её.

Исполнение и ответ учащейся:

Слайд 8

- Мелодию ты играла в определённом движении, потому, что знаешь, что она неотрывна от другого музыкального средства выразительности – ритма.

Ответ учащейся: Ритм - это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности, то есть ритмический рисунок.  

- Особое место в музыкальной выразительности занимают метроритмическая закономерность. Метр – это форма организации музыкального ритма. Ритмический рисунок – фактически музыкально-ритмическая речь, с помощью которого выстраивается мотив, фраза предложение, период, ритмопостроение.

Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Слайд 9

Обсудив важные элементы музыкальной выразительности, поработаем ещё над мелодией.

Важной составляющей в работе над мелодией является работа над фразой. Показ преподавателем двух вариантов исполнения эпизода с целью развить умение слышать и избирать необходимое звучание для создания верного музыкального образа. (Преподаватель исполняет) Учащаяся активно слушает и делает правильный выбор. Такой метод работы активизирует восприятие ученика и помогает создать образ, к которому нужно стремиться.

При работе над фразировкой, которая является одним из средств выражения художественного образа музыкального произведения, мы с учащейся обсудили строение фраз, интонационные вершины и кульминационные точки, обратили внимание на дыхание в музыкальной фразе, определили моменты дыхания.

Мы должны определить, благодаря какому выразительному средству, мелодия может менять свой характер, образ?

Ответ учащейся: Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»).

Виды штрихов: Legato– связно, Staccato– отрывисто, Nonlegato– не связно.

Слайд 10

- Следующие художественно – выразительные элементы и средства музыкального языка являются, темп, динамика, тембр, артикуляция и интонация. Эти элементы характерны не только для музыки, и широко используются в разных видах искусства. Тем не менее, в музыкальном искусстве эти средства получают новые выразительные свойства и становятся сугубо музыкальным явлением.

Музыкальная интонация - осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте. Интонация трактуется с разных точек зрения:

- как языковая интонация – повышение и понижение тона голоса при выговаривании (А.Гретри, Б.Асафьев и др.);

- манера речи, которая отображает определённые чувства вокалиста, звуки которого передают определённые эмоции (О. Лосев, Б. Теплов и др.);

- точность звучания при игре на музыкальном инструменте и при пении (Б.  

Асафьев, Н. Переверзев и др.)

Слайд 11

Один из выразительных способов извлечения звуков на инструменте или голосом называется артикуляцией. 

Музыкальная артикуляция, взаимосвязана с другими средствами музыкальной выразительности. Артикуля́ция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий. Технически артикуляция связана с различными приемами:

- движения руки, плеча или кисти;

- удара пальцев и их последующего освобождения;

- ведения смычка или с применением органов речи (в пении).

Слайд 12

Темп как основная скорость движения метрических единиц музыкального произведения тесно связан с чувством музыкального ритма, которое определяется как способность к активному переживанию ритмической организации фразы, мелодии, предложения.

Тембр – способность слуха чувствовать различную окраску звука – помогает выявлению в музыке красочности.

Значительное музыкально-выразительное средство – это громкость звучания. Динамика. Динамика как способность слуха ощущать звук в различных диапазонах громкости способствует более сильному воздействию музыки на эмоциональное состояние слушателя. Для создания яркого музыкального образа необходимо продумать динамический план.

Тембр и динамика являются основными компонентами музыкального тембро-динамического слуха.

Обсуждение с ученицей всех указанных выразительных средств, в процессе работы над пьесой.

Слайд 13

- Уникальным выразительным элементом музыкального языка является гармония – это закономерное объединение тонов в созвучие и связь созвучий в их последовательном движении. Гармония выполняет важные функции во временном процессе музыкального развития, передачи музыкального содержания и формы произведения.

Слайд 14

На уроке мы много работали фрагментами над музыкально – выразительными средствами пьесы «Весенний танец», но какова же цель этой работы?

Ответ учащейся: Мы работали над созданием музыкального образа, чтобы понять и постараться музыкальными звуками изобразить художественный замысел композитора.

- Конечно, работа над звукоизвлечением в пьесе не может рассматриваться в отрыве от педализации. Следует заметить, что в некоторых моментах педаль является фактурно-необходимой. Мы используем в пьесе “прямую педаль”. (Необходимо обратить внимание ученицы, с одной стороны, на осознание глубины нажатия педали, с другой, на слуховой контроль взятия педали).

Исполни всю пьесу, при этом постарайся воплотить все, о чем говорили на уроке.

Ученица играет пьесу, определяет для себя домашнее задание, преподаватель оценивает работу на уроке.

- В процессе работы на уроке, нами были выделены основные средства выразительности в музыке. Этими средствами являются лад, ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция, интонация, гармония.  Освоить эти выразительные средства, значит получить навык вычленения в музыке наиболее характерные для неё характеристики: громкость, звуковысотность, темпоритм, тембр, характер звукоизвлечения, формы, жанра, т.е. уметь определить их роль в создании музыкального образа, воплотить музыкально-художественный замысел.

Использованная литература:

  1. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. – М.: «Советский композитор», 1983.-260с.
  2. Перельман Н. В классе рояля.- Ленинградское отд. «Музыка», 1981.-95с.
  3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- Москва «Государственное музыкальное исполнительство», 1961.-318с.
  4. Тимакин Е. Воспитание пианиста.- Москва «Советский композитор», 1989.-143с.
  5. Гольденвейзер Е. В классе А.Б.Гольденвейзера.- Москва «Музыка», 1986.-211с.
  6. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано.- Москва, 1984.-175с.
  7. Тартанская Т. Первые месяцы обучения игре на фортепиано.- Москва, 1976.-97с.
  8. Коган Г. Работа пианиста.- Москва «Государственное музыкальное издательство», 1963.-200с.
  9. «Как научить играть на рояле. Первые шаги».- М.: Издательский дом «Классика-XXI»,

      2008.-220с.

10.  Либерман Е. Работа над фортепианной техникой.- Москва «Фигаро-центр»,

      1996.-133с.            

  1.  Интернет ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/v/sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti-kak-element-hudozhestvenno-rezultativnoy-storony-ispolnitelskogo-protsessa

http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/vyrazitelnye-sredstva-muzyki 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к конспекту открытого урока

Слайд 2

«Звуковая выразительность, как важнейшее исполнительское средство для воплощения музыкально-художественного замысла»

Слайд 3

Владимир Александрович Зиринг (1880 – 1968) - композитор, пианист – концертмейстер. В композиторском репертуаре пьесы для фортепиано, для скрипки, валторны, романсы на стихи русских поэтов, музыка к спектаклю " Морозко «, к немому фильму "Иола».

Слайд 4

Средства музыкальной выразительности Темп Жанр Артикуляция Нюансы (динамика звука) Мелодия Ритм Лад Тембр Штрих

Слайд 5

. Лад - система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике . Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные. Мажор Минор

Слайд 6

ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - мотив, фраза и предложение. - Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. - Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение). Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Слайд 7

Мелодия (мелодический рисунок) Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

Слайд 8

Ритм - греческое слово « rythmos » - это «мерность», соотношение длительностей звуков (Нот) в их последовательности. Ритм - яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения

Слайд 9

Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов:Legato – связно,Staccato – отрывисто,Nonlegato – не связно.

Слайд 10

Интонация - осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте. Интонация трактуется с разных точек зрения: - как языковая интонация – повышение и понижение тона голоса при выговаривании ( А.Гретри , Б.Асафьев и др.); - манера речи, которая отображает определённые чувства вокалиста, звуки которого передают определённые эмоции (О. Лосев, Б. Теплов и др.); - точность звучания при игре на музыкальном инструменте и при пении (Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Переверзев , Н.Гарбузов и др.)

Слайд 11

Один из выразительных способов извлечения звуков на инструменте или голосом называется артикуляцией. Артикуля́ция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу ) — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий. Технически артикуляция связана с различными приемами: движения руки, плеча или кисти; удара пальцев и их последующего освобождения; ведения смычка или с применением органов речи (в пении).

Слайд 12

Темп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении, основное понятие о скорости музыки. Сегодня темп можно задавать очень точно - в 1816 году немецкий механик Мельцел изобрел метроном - это приспособление для отстукивания ритма – определенного количества ударов в минуту .

Слайд 13

Тембр (фр. timbre ) - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента, колорит звучания. Колорит (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических и иных выразительных средств

Слайд 14

Динамика (от греч. dynamikos - силовой) - Сила, громкость звучания. P iano - тихо ƒ orte - громко P ƒ crescendo ƒ ff ortissimo ƒ P diminuendo mezzo - не очень

Слайд 15

Спасибо за внимание