Применение знаний по психологии в практической деятельности музыканта – педагога.

Ганоцкая Наталья Андреевна

Применение знаний по психологии в практической деятельности музыканта – педагога.

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota1.docx19.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

                     Методическая разработка        

        Применение знаний по психологии в практической

               деятельности музыканта – педагога.

                                                                                 Ганоцкая Наталья Андреевна

                                                                                  педагог дополнительного

                                                                                   образования по классу

                                                                                    фортепиано

                                           г. Керчь

                                             2023г.

      Важнейшая задача, которая стоит перед каждым педагогом, это постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика согласно его нервной организации. Для формирования личности ученика большое значение имеет тип его нервной деятельности – темперамент, который сказывается на работоспособности, уравновешенности, активности, переключаемости, тормозимости, темпе реакции, возбудимости.

     Темперамент - это наша биологическая характеристика, это набор психологических свойств, которые даны от рождения. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. Если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной деятельности учеников, ему гораздо легче строить воспитательный и образовательные процессы. Так, холерики не уравновешены, вспыльчивы, но быстро отходчивы. Они впечатлительны и не обладают выдержкой. С таким видом темперамента необходимо постоянно укреплять процесс торможения, уравновешенности и требовать неуклонного выполнения начатого дела до конца. Перед ними можно и нужно ставить более сложные задачи.

     Сангвиники уравновешены, добродушны, подвижны, легко переносят неудачи, легко находят друзей. Хорошо организуются и переключаются  на интересную работу, с ними следует избегать монотонности в работе.

     Флегматики медлительны, невозмутимы, устойчивые в настроении. На сосредоточенность им нужно отводить больше времени. Таким детям необходимо постепенно наращивать темп и посильность в работе.

     Меланхолики -  это глубоко думающий тип людей, но со слабой нервной организацией. Обладают работоспособностью, но мнительны, обидчивы. Они медленно усваивают новый материал, но долго его сохраняют в памяти.

В чистом виде эти четыре типа темперамента встречаются редко. Обычно к одному основному типу темперамента добавляются отдельные свойства других типов. С ростом ребенка развиваются не только механические навыки, но и высшие психологические функции. Это восприятие, внимание, память, мышление. Большое внимание в психологии уделено процессу формирования мышления у детей. Сначала оно наглядно - действенное, далее становится наглядно - образным, а у подростков  мышление формируется в понятиях, что дает им возможность более полно ощущать музыкальные произведения в целом и в частности.

    Конкретное мышление -  музыка -  это игра на фортепиано, а абстрактное мышление – музыка - это озвученные и жизнь, и слезы, и любовь. Так как музыка - это жизнь в звуках, в то же время жизнь -  это чувства людей, преображенные в звуках. С самого рождения происходит развитие таких высших психологических функций как восприятие, внимание, память.

     Восприятие – это самая ранняя функция в психическом развитии ребенка. На каждой новой возрастной ступени восприятие качественно изменяется. Восприятие подростка, взрослого человека это не только сложный синтез различных впечатлений и образов памяти, но и синтез мышления и восприятия.

     Память развивается также с раннего детства. Логическая память, возникающая на основе синтеза интеллекта и примитивной памяти, формируется в переходном возрасте. Примитивная память ребенка опирается на инстинктивную память, а память подростка опирается на мышление.

   

     Внимание, как и память, в процессе взросления приобретает большой диапазон и устойчивость, интересы становятся шире и основной элемент внимания воля, становится более выдержанной и укрепленной. Внимание становится более длительным и активным, формируется логическое мышление.

     Педагогу важно и необходимо владеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности ученика.

      Первый метод – это наблюдение. Оно позволяет установить особенности мышления, восприятия, помогает понять психику ученика. Выяснив психологический склад ученика, педагог сможет найти наиболее целесообразные пути воздействия на него.

     Второй метод – это беседа. С помощью беседы образуется тесный контакт между педагогом и учеником. Действенность этого метода связана с необычной силой слова. Слова – это средство воздействия на человека. Ободряющие слова часто помогают ученику обрести уверенность и мобилизовать свои силы для преодоления трудностей.

     Третий метод – это эксперимент. Он предполагает активное воздействие педагога на действия ребенка, обнаруженные путем наблюдения за ним (1-ый метод) и уточненные посредством беседы (2-ой метод), при котором ученик не подозревает, что подвергается какому-то психологическому эксперименту.

     Для успешного обучения педагогу необходимо претворять в жизнь дидактические принципы педагогики.

     Первый принцип – это принцип постепенной прогрессивности. В педагогической практике встречаются случаи, когда ученику, обладающему хорошими исполнительскими данными, дают произведения, доступные для мышления и чувствам взрослого человека. Пальцы играют это произведение, но за пределами его сознания остается главное – это художественный образ. Но этот принцип в музыке предполагает и скачкообразность в развитии ученика. Но наличие скачков требует от педагога большей продуманности с одаренным учеником. Так, при слабо развитом художественном мышлении, ученику следует давать произведения с  большей музыкальной выразительностью. Если же художественное мышление преобладает над техническими возможностями, необходима интенсивная работа над воспитанием и совершенствованием исполнительских навыков.

     Второй принцип – это сознательность обучения. Педагог обязан подробнейшим образом объяснить ученику стоящие перед ним задачи, а не самому, например, расставлять пальцы, штрихи, переводить обозначения и т.д. При разборе следует указывать ученику не только на его ошибки, но и на их причины, а также методы их устранения. Это хорошо активизирует внимание и волю ученика, развивает у него творчески сознательное отношение к выполняемой работе.

     Третий принцип – это самостоятельность. В младших классах строение фразы, динамику, штрихи и т.д. как правило объясняет педагог, а для творческой работы над произведением особое значение приобретают психологические факторы ученика, его фантазия, воображение.

     Принцип музыкальной педагогики – это принцип непрерывного единства художественного и технического воспитания, где главная задача заключается в раскрытии художественного образа произведения. При этом техника является лишь средством, с помощью которого этот образ раскрывается и воплощается в реальном звучании. Ученика необходимо научить способам осмысленной работы над музыкальным произведением. Педагогу необходимо понимать, что развитие исполнительской техники ученика находится в прямой зависимости от совершенства его психологической организованности, а также от  устойчивости его эмоциональной сферы, от степени его волевого усилия.

     Восприятие музыки, переживание ее образного содержания, творческое восприятие в процессе исполнения неразрывно связаны с деятельностью психики, бесконечным разнообразием психических явлений.

     Знание психологии необходимо педагогу для гибкого приспособления методов обучения и воспитания к индивидуальным особенностям ученика. Педагогу необходимо поощрять и направлять ученика на музыкальное творчество, на развитие фантазии, на изучение смежных видов искусств – поэзии, живописи и т. д.

Список используемой литературы:

1. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка», издательство «Образование», г.Ижевск,1987г.

2. Л.Л. Бочкарев «Психологические аспекты формирования готовности музыкантов к публичному выступлению», издательство «Музыка», г. Москва,1988г.

3. О.Ф. Брагина «На уроках Анны Даниловны Артоболевской», издательство «Советский композитор», г.Москва,1978г.

4.  Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», издательство                     « Музыка», г. Москва,1988г.  

5.  В.С. Мухина «Возрастная психология» издательство «Академия», г. Москва, 2011г.

6. Л.Л. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности», издательство «Музыка», г. Москва,1980г.