Фортепианная партия в скрипичном цикле П.И. Чайковского "Воспоминания дорогого места".

Докучаева Александра Александровна
Пьесы П.И Чайковского, вошедшие в цикл "Воспоминания дорогого места" являются шедевром русской музыкальной литературы. В данной статье мы поговорим о роли фортепианной партии в цикле, об особенностях исполнения пианистом этих произведений, а также затронем тему истории создания пьес.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фортепианная партия в цикле скрипичных пьес

П.И. Чайковского "Воспоминания дорогого места".

I История создания цикла.

«Поездки в Браилов останутся в моей памяти лучезарным воспоминанием о самых поэтических днях моей жизни» - писал Петр Ильич Чайковский, вспоминая о своем пребывании в украинском имении Браилов в гостях у русской меценатки, всегда его поддерживавшей - Надежды Филаретовны фон Мекк.

"Размышление", "Скерцо" и "Мелодия" - цикл из трёх пьес для скрипки и фортепиано, объединенных названием "Воспоминания дорогого места". Завершение работы над ними относится к лету 1878 года.

Чайковский «жил на широкую ногу» в течение десяти дней. Он даже сумел забыть на достаточно долгое время о своей супруге Антонине Милюковой и тяжёлом внутреннем кризисе.

Надежда фон Мекк пригласила Петра Ильича в поместье в то время, когда сама планировала находиться в отъезде. Чтобы Чайковского не беспокоили, она дала указание своим слугам: гость должен иметь полную свободу, сами они обязаны ему беспрекословно подчиняться и по возможности не попадаться ему на глаза. Слуга Чайковского Алексей Софронов должен был стать посредником между ними и своим хозяином. Слугам ничего не сказали о личности гостя, поэтому, в конце концов, они пришли к выводу, что он может быть женихом одной из дочерей владелицы поместья. Дом был великолепно обставлен мебелью и удобен, в нём было несколько превосходных музыкальных инструментов. Прогулки по окрестностям доставляли Чайковскому большое удовольствие. Он обнаружил во время прогулок вблизи поместья женский монастырь с хорошим церковным хором, который часто приходил послушать во время богослужений. Композитор также увлёкся сбором грибов. Браилов обеспечил ему спокойствие и уверенность, благодаря которым он смог плодотворно работать.

После того, как Чайковским был окончен концерт для скрипки с оркестром, Надежда фон Мекк попросила Петра Ильича написать несколько скрипичных пьес, для того, чтобы она могла сама играть их на фортепиано в ансамбле с учеником и другом Чайковского, скрипачем Иосифом Котеком.

Чайковский первоначально отказывает Надежде Филаретовне в выполнении заказа, ссылаясь на то, что писать по принуждению, без вдохновения, не считает возможным. Но спустя какое-то время всё же решает осуществить написание цикла скрипичных пьес, о чём пишет 21 мая 1878 года в письме к Н. Ф. фон Мекк, уже находясь в её усадьбе Браилов: «Нагулявшись, возвращаюсь домой и пишу скрипичные пьесы. Одна уже вполне готова. Если не ошибаюсь, она вам понравится, хотя есть места, где аккомпанемент довольно труден, и я боюсь, что вы будете сердиться на это. Остальные две будут совсем не трудны».

Чайковский утаил главное: пьеса, которая «вполне готова», на самом деле представляла собой отвергнутую самим композитором версию второй части его Скрипичного концерта и была создана в швейцарском городе Кларане еще в марте 1878 года. Новая вторая часть концерта была создана композитором за два дня, а оставшееся "не у дел" Аndante дало толчок к выполнению заказа Надежды Филаретовны. Чайковский добавляет к нему еще две оригинальные миниатюры и озаглавливает две из них на французском языке: «Meditation» ("Размышление"), Скерцо и «Chant sans paroles» ("Песня без слов"). Последнюю мы все знаем уже под редакторским названием "Мелодия".

II Анализ фортепианной партии.

Из писем Чайковского мы узнаем, что лишь первая пьеса цикла, а именно "Размышление", может показаться достаточно трудной пианисту для исполнения фортепианной партии. Остальные две пьесы "совсем не трудны". Но так ли это?

Вторая пьеса "Скерцо" написана в трехчастной форме и представляет собой виртуозное произведение, как для скрипача, так и для пианиста. Партия фортепиано вторит скрипке. Сначала она действительно выполняет сугубо аккомпанирующую роль, но потом вырывается на первый план, как будто перебивает скрипку. Эти возгласы представляют собой виртуозные ломаные пассажи, основанные на материале главной темы. Они исполняются в темпе "presto", требуют от пианиста филигранного исполнения и немалых занятий дома. Партия написана весьма пианистически неудобно, к ней надо приспособиться, ее нужно выграть.

Таким образом, крайние разделы "Скерцо" у пианиста представляют собой сочетание довольно несложных аккомпанирующих аккордов и, наоборот, виртуознейших, быстрых ломаных реплик- пассажей.

Средняя часть требует от исполнителей звукового и душевного переключения. Она написана в светлом мажоре. В первом разделе средней части "Скерцо" фортепиано выполняет аккомпанирующую роль, создавая гармоническую начинку. Во втором разделе средней части партия фортепиано обогащается. Появляются сольные реплики-высказывания. Технологически партия фортепиано в этом фрагменте написана не очень удобно: в быстром темпе нужно совершать большие скачки.

Хотелось бы уделить внимание переходу к репризе. Это довольно непростое место, требующее сыгранности от солиста и аккомпаниатора.

В "Мелодии" партия фортепиано действительно проще, чем в первой и во второй пьесах.

В этом произведении я хочу обратить внимание на исполнение темы в репризе октавами. Пианист должен добиться певучего исполнения октав, дышащей руки и красочного звучания. Стоит мыслить оркестрово: представить различные тембры инструментов, которые могли бы исполнять эту музыку.

Стоит также обратить внимание на ансамблевую сторону этой пьесы. Скрипичная партия изобилует пассажами-юбиляциями, которые исполняются довольно свободно. Пианист должен чувствовать своего партнера и помогать ему.

Еще один аспект - разнообразное исполнение одинаковых или идентичных музыкальных фрагментов. Как известно, музыка не терпит повторений. Задача дуэта максимально по-разному исполнить эти фрагменты. Пианист же должен быть крайне гибким и откликаться на интуитивные желания солиста.

Первая пьеса "Размышление" начинается с развернутого сольного фортепианного вступления. Требуется немало поисков звука и красок, чтобы его исполнить. Вступление нужно сыграть полным, сольным звуком, но при этом очень тонко и гибко. Нужно позволить себе свободу, но при этом не исполнить безвкусно.

После вступления главная тема проходит у скрипки. В этот момент фортепиано играет аккомпанирующую роль. Стоит не забывать здесь о непрерывной линии баса, которую нельзя дробить.

Далее следует взволнованный фрагмент. Фортепианная партия играет в нем большую роль и представляет собой ряд аккордовых последовательностей. Именно партия фортепиано дает импульс и придает теме тревожность. Этот фрагмент сложен и в ансамблевом отношении. У пианиста нет сильной доли, нужно поменять прикосновение и очень тонко чувствовать движение и намерения партнера по ансамблю.

Следующий фрагмент - это повтор основной темы. Однако аккомпанемент выписан по-иному. Тема должна прозвучать по-другому, стоит продумать краски.

Далее следует мажорный светлый фрагмент. В нем также стоит обратить внимание на повторы и разнообразить их.

Тонко должен быть исполнен последующий фрагмент. В партии скрипки проходит тема, основанная на хроматических интонациях. У фортепиано выписаны арперджированные пассажи в верхнем голосе. Партия нижних голосов фактуры проходит в левой руке и представляет собой ломаные широкие интервалы и скачки с низкого баса на аккорды. Это непростой фрагмент для пианиста.

Далее возвращается взволнованная тема, которая уже проходила в начале произведения.

Очень важно исполнить ее по-новому, хотя в нотах точный повтор.

В последний раз звучит основная тема. Она проходит уже третий раз. Очень важно исполнить ее по-особенному. Тем более она проходит в последний раз, мы словно прощаемся с ней.

В конце произведения проходит еще раз тема с хроматизмами в скрипичной партии.

Заканчивается пьеса просветленно, в мажоре, давая надежду слушателю на преодоление всех жизненных невзгод.

III Заключение.

Роль фортепианной партии в пьесах, написанных П.И. Чайковским для скрипки и фортепиано очень важна, несмотря на то, что скрипка, несомненно, является главным солирующим инструментом в цикле.

Пианисту важно чувствовать свободу дыхания и предвосхищать намерения солиста.

Необходимо добиться звукового разнообразия в многочисленных повторяющихся фрагментах. Важно выстроить пьесы драматургически, выстроить кульминацию, поработать над звуковым балансом в ансамбле. Сольные высказывания пианиста должны исполняться более густым богатым звуком, выходя на первый план, аккомпанирующие фрагменты вплетаться в ткань скрипичной музыки, не мешая ей, выводя солиста на первый план.

Пьесы Чайковского являются шедевром русской музыки и требуют мастерства владения инструментом от исполнителей.