Открытый урок на тему: "Совершенствование приема игры Двойное пиццикато"

Булгун Дмитриевна Застонова

Открытый урок на тему: "Совершенствование приема игры Двойное пиццикато"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №1 им. С-Г. Дорджина»

Открытый урок

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПРИЕМА ИГРЫ

«ДВОЙНОЕ ПИЦЦИКАТО»

с уч-ся 4 класса Картиновой Алиной

Преподаватель

Застонова Б. Д.

г. Элиста

2022г.

Дата проведения урока: 12.10.2022г.

Ф.И. учащегося: Картинова Алина, 4 класс

Цель урока: развитие технических навыков игры на инструменте.

Задачи: совершенствовать навыки исполнения приемов игры на инструменте; развивать технические возможности, слуховое восприятие и самоконтроль.

План урока:

1. Организационный момент (приветствие, объявление темы урока).

2. Гамма a-moll в две октавы разными ритмическими вариантами и приемами игры.

3. Н.Бакланова Этюд №7

4. П.Чайковский «Игра в лошадки»

5. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Тема нашего урока «Совершенствование приема игры Двойное пиццикато». Двойное пиццикато (от итал. «щипать») – это извлечение звука равномерными ударами по одной струне поочередно большим и указательным пальцем.

2. Но сначала мы будем играть приемом игры «щипок большим пальцем». Руку параллельно корпусу домбры, кисть как бы висит. Затем пальцы ставим на боковинку домбры и большим пальцем щипаем струну. Щипать нужно фалангой, не всем пальцем, минимальные движения. Пальцы (на боковинке) расслабить. Движение большим пальцем идет в ладонь, цепко. Играем гамму a-moll (2 октавы) 3 вида, 1 вариантом.

Двойное пиццикато. При игре этим приемом рука над корпусом, расслаблена, не зажата. Все пальцы у струны вместе, на весу не раскрывать (собрать в пучок). Не надо «держаться» за панцирь. Звук извлекается переменным щипком большим и указательным пальцами. Начинаем большим пальцем ярко, громко, четко. Большой палец округлить. Верх – указательным пальцем подцеп подушечкой. Следить, чтобы большой палец не прятался за указательный. Играем гамму a-moll 2, 3, 4 вариантами + арпеджио.

Самое важное – добиться равномерного удара, ровно по звуку и вверх, и вниз. Одинаковая сила нажатия между большим пальцем и указательным нужно контролировать слухом. Начинаем максимально тихо, еле касаясь струны, чтобы тактильно почувствовать.

Двойное пиццикато может быть разным: более цепкое или размашистое. Например, верхние ноты – добавляем силу нажатия на струну, не надо махать. (П.Чайковский «Игра в лошадки» -  удар, затем двойное пиццикато. Из-за удара двойное пиццикато немного размашистое).

Еще один момент: пальцы держать на грифе (левая рука) – удобно для беглости, для широких ходов.

3. Н.Бакланова Этюд №7

Тональность a-moll, размер 4/4, темп Moderato (умеренно).

Две цифры – одинаковый ритмический рисунок. Восьмыми и четвертными длительностями, четвертная пауза. Ноты на 1 и 2 струне: держать пальцы над грифом, округлить. С помощью динамики выполнять фразировку (середину фразы – ярче, окончание – аккуратно, не грубить).

4. П.Чайковский «Игра в лошадки»

Тональность D-dur, размер 3/8, темп Vivo (живо).

В этой пьесе используем два приема игры – бряцанье и двойное пиццикато. Оба эти приема – ударные. Встречаются случайные знаки (внимательно!). Понять, где начало фразы и к какой ноте стремиться. Поработать над динамикой.

Перед выполнением двойного пиццикато играем упражнение. Ставим руку, расслабляем, собираем пальцы и «бросаем» руку от предплечья к бедру, не задевая  струны. И обратно.

5. Домашнее задание:

Во время игры гаммы следить за свободой рук, контролировать слухом равномерность ударов вверх и вниз при игре двойным пиццикато.

Этюд – поработать над фразировкой, играть выразительно.