Главные вкладки
Открытое занятие на тему: "Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры"
Открытое занятие на тему: "Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры" с обучающимся 6 класса Осиповым Михаилом.
Цель занятия – решение технических задач, способствующих взаимодействию домры и фортепиано в дуэте.
Художественный материал:
- В. Городовская «За окном черемуха колышется»
- Э. Польдини «Тарантелла»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комитет культуры и туризма Курской области
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича»
Открытое занятие
на тему: «Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры»
с обучающимся 6 класса Осиповым Михаилом
Выполнила: |
преподаватель первой |
квалификационной категории |
по классу домры |
Алферова Т.Н. |
г. Курск, 2024
План открытого занятия
Цель занятия – решение технических задач, способствующих взаимодействию домры и фортепиано в дуэте.
Задачи занятия:
- образовательная – обучение пониманию и ощущению музыки различного характера и концентрации внимания на чувстве партнера;
- развивающая – развитие навыков ансамблевой игры с раскрытием звукового и художественного содержания произведений;
- воспитательная – формирование представления о стилистике музыкального языка современных композиторов.
Форма проведения занятия: индивидуальная.
Тип занятия: комбинированный (изучение, закрепление).
Вид занятия: практическое (совершенствование знаний, умений, навыков).
Реализуемые технологии:
- развивающего обучения;
- информативно-коммуникационная;
- здоровьесберегающая.
Методы:
- словесный;
- звуковой наглядности;
- практический.
Художественный материал:
- В. Городовская «За окном черемуха колышется»
- Э. Польдини «Тарантелла»
Оснащение занятия: музыкальные инструменты (домры, фортепиано), ноты, пульт, подставка под ногу, видеокамера.
Ход урока
- Введение
- Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия.
- Характеристика базы данных, умений, навыков обучающегося к моменту освоения данного материала.
- В. Городовская «За окном черемуха колышется»
Работа над темой (си-минор)
а) прослушивание темы пьесы в исполнении обучающегося
В совместной беседе выявляем ее характер, темп, настроение; определяем основные исполнительские приемы: мелодию исполняем «тремоло» на legato, добиваемся связного, плавного кантиленного пения, подчеркивая мелодическую гибкость, лиричность темы, ощущение ее широкого дыхания.
Добившись выразительного звучания отдельных фраз, объединяем их в целое предложение, выстраиваем по форме, учитывая динамическое развитие.
Контролируем звук и его качество с помощью правильного ощущения струны медиатором.
б) первая вариация
Работаем над подголосочным мелодическим варьированием, внимательно следя за темой у фортепиано, сочетанием двух голосов и главенством каждого в определенные моменты.
в) вторая вариация
Звучит в ре-мажоре – контролируем качество звукоизвлечения при исполнении арпеджато на rizz, внутренним слухом предслышим поочередное появление звуков, а в динамическом плане выделение верхнего звука аккорда.
г) третья вариация
Agitato – повышаем экспрессивность звучания, насыщаем звуковое пространство громкостно-динамическими нюансами, выявляем опорные звуки, способствующие правильному мелодическому интонированию (исполнение шестнадцатых нот на legato ударом вниз).
д) четвертая вариация
В ней выстраиваем кульминацию всей пьесы, в дуэте проводим самое динамическое и эмоциональное ff, совершенствуем технику работы правой руки в различных ситуациях изменения громкости (cresc-dim). Добиваемся этого за счет более глубокого погружения медиатора в струну, увеличиваем амплитуду движения руки с подключением предплечья.
е) окончание
В нем использовано фактурное варьирование, т.к. тема звучит в интервал с фортепиано, работаем над элементами подголосочного варьирования (восходящие пассажи продолжают музыкальную линию фортепианной партии).
Доводим звучание до логического завершения.
- Э. Польдини «Тарантелла»
а) В первой части пьесы работаем над стремительностью мелодии, при игре которой слышим триоли в партии фортепиано; гармонически и динамически взлетая и показывая смысловые вершины, добавляем движение во фразах, внимательно следя за правильностью исполнения штрихов при смене струн.
б) Во второй части пьесы внимательно следим за точным переносом левой руки в далекую 4ю позицию, контролируем звук и его качество с помощью правильного ощущения струны медиатором, не цепляя струны и не играя лишние звуки; уделяем внимание ровности исполнения восьмых нот в размере 6/8 и цепкости заключительных аккордов.
- Заключительная часть
- Анализ проделанной работы.
- Оценка работы обучающегося на уроке, выявление положительных моментов.
- Домашнее задание.
