Открытое занятие на тему: "Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры"

Алферова Татьяна Николаевна

Открытое занятие на тему: "Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры" с обучающимся 6 класса Осиповым Михаилом. 

Цель занятия – решение технических задач, способствующих взаимодействию домры и фортепиано в дуэте.

Художественный материал:

  1. В. Городовская «За окном черемуха колышется»
  2. Э. Польдини «Тарантелла»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет культуры и туризма Курской области

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича»

Открытое занятие

на тему:  «Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры»

с обучающимся 6 класса Осиповым Михаилом

Выполнила:

преподаватель первой

квалификационной категории

по классу домры

Алферова Т.Н.

г. Курск, 2024

План открытого занятия

        Цель занятия – решение технических задач, способствующих взаимодействию домры и фортепиано в дуэте.

Задачи занятия:

- образовательная – обучение пониманию и ощущению музыки различного характера и концентрации внимания на чувстве партнера;

- развивающая – развитие навыков ансамблевой игры с раскрытием звукового и художественного содержания произведений;

- воспитательная – формирование представления о стилистике музыкального языка современных композиторов.

        Форма проведения занятия: индивидуальная.

        Тип занятия: комбинированный (изучение, закрепление).

        Вид занятия: практическое (совершенствование знаний, умений, навыков).

        Реализуемые технологии:

        - развивающего обучения;

        - информативно-коммуникационная;

- здоровьесберегающая.

        Методы:

        - словесный;

        - звуковой наглядности;

        - практический.

        Художественный материал:

  1. В. Городовская «За окном черемуха колышется»
  2. Э. Польдини «Тарантелла»

Оснащение занятия: музыкальные инструменты (домры, фортепиано), ноты, пульт, подставка под ногу, видеокамера.

Ход урока

  1. Введение
  1. Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия.
  2. Характеристика базы данных, умений, навыков обучающегося к моменту освоения данного материала.

  1. В. Городовская «За окном черемуха колышется»

Работа над темой (си-минор)

а) прослушивание темы пьесы в исполнении обучающегося

В совместной беседе выявляем ее характер, темп, настроение; определяем основные исполнительские приемы: мелодию исполняем «тремоло» на legato, добиваемся связного, плавного кантиленного пения, подчеркивая мелодическую гибкость, лиричность темы, ощущение ее широкого дыхания.

Добившись выразительного звучания отдельных фраз, объединяем их в целое предложение, выстраиваем по форме, учитывая динамическое развитие.

Контролируем звук и его качество с помощью правильного ощущения струны медиатором.

б) первая вариация

Работаем над подголосочным мелодическим варьированием, внимательно следя за темой у фортепиано, сочетанием двух голосов и главенством каждого в определенные моменты.

в) вторая вариация

Звучит в ре-мажоре – контролируем качество звукоизвлечения при исполнении арпеджато на rizz, внутренним слухом предслышим поочередное появление звуков, а в динамическом плане выделение верхнего звука аккорда.

г) третья вариация

Agitato – повышаем экспрессивность звучания, насыщаем звуковое пространство громкостно-динамическими нюансами, выявляем опорные звуки, способствующие правильному мелодическому интонированию (исполнение шестнадцатых нот на legato ударом вниз).

д) четвертая вариация

В ней выстраиваем кульминацию всей пьесы, в дуэте проводим самое динамическое и эмоциональное ff, совершенствуем технику работы правой руки в различных ситуациях изменения громкости (cresc-dim). Добиваемся этого за счет более глубокого погружения медиатора в струну, увеличиваем амплитуду движения руки с подключением предплечья.

е) окончание

В нем использовано фактурное варьирование, т.к. тема звучит в интервал с фортепиано, работаем над элементами подголосочного варьирования (восходящие пассажи продолжают музыкальную линию фортепианной партии).

Доводим звучание до логического завершения.

  1. Э. Польдини «Тарантелла»

а) В первой части пьесы работаем над стремительностью мелодии, при игре которой слышим триоли в партии фортепиано; гармонически и динамически взлетая и показывая смысловые вершины, добавляем движение во фразах, внимательно следя за правильностью исполнения штрихов при смене струн.

б) Во второй части пьесы внимательно следим за точным переносом левой руки в далекую 4ю позицию, контролируем звук и его качество с помощью правильного ощущения струны медиатором, не цепляя струны и не играя лишние звуки; уделяем внимание ровности исполнения восьмых нот в размере 6/8 и цепкости заключительных аккордов.

  1. Заключительная часть
  1. Анализ проделанной работы.
  2. Оценка работы обучающегося на уроке, выявление положительных моментов.
  3. Домашнее задание.