Методические рекомендации: «Особенности работы над интонированием с подростками в детском фольклорном ансамбле»

Гребнева Наталья Рафиковна

Певческий голос - чрезвычайно сложное, многогранное и противоречивое понятие. С одной стороны, это самый совершенный и гибкий исполнительский инструмент, поскольку он непосредственно связан с исполнителем, с его мыслями, чувствами и эмоциями, являясь одновременно и средством, и орудием общения, коммуникации, воздействия.

Развитие певческого голоса тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический слух развивается у детей в основном на занятиях пением. Слух в пении играет важную роль – звукоизвлечение не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже слуховой контроль, тем чище интонация.

Интонация (от лат. Intono - запеваю) - звуковое воплощение музыкальной мысли. Употребляется для обозначения интервала в мелодии, соотношения её тонов и как степень чистоты звучания конкретной ноты. Под интонацией понимают музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.

Вокально-хоровая работа включает в себя большое количество аспектов, которые напрямую связанны с выработкой правильной и чистой интонации.

Цель - определение эффективной методики работы над интонированием в вокальном классе с подростками.

Для решения, поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить научно-методическую литературу по теме;

- обобщить педагогический и творческий опыт вокально-хоровой работы;

 - рассмотреть особенности вокально-хоровой работы над интонированием в вокальном коллективе с подростками;

 - обозначить наиболее эффективные методы работы.

Среди всех видов певческого голоса детский голос занимает особое место. Работа по воспитанию детского голоса является чрезвычайно сложной и трудной, так как голосовой аппарат в течении всего обучения находится в процессе роста и непрерывно изменяется во всех своих основных качествах: по высоте, громкости, тембру, диапазону, в регистрах, продолжительности звучания. Различают четыре этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа, мы с вами рассмотрим более подробно – подростковый период, который охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет - пред мутационный и мутационный период период. Рассмотрим их более подробно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx69.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности работы над интонированием  с подростками в детском фольклорном ансамбле» 

Певческий голос - чрезвычайно сложное, многогранное и противоречивое понятие. С одной стороны, это самый совершенный и гибкий исполнительский инструмент, поскольку он непосредственно связан с исполнителем, с его мыслями, чувствами и эмоциями, являясь одновременно и средством, и орудием общения, коммуникации, воздействия. 

Развитие певческого голоса тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический слух развивается у детей в основном на занятиях пением. Слух в пении играет важную роль – звукоизвлечение не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже слуховой контроль, тем чище интонация.

Интонация (от лат. Intono - запеваю) - звуковое воплощение музыкальной мысли. Употребляется для обозначения интервала в мелодии, соотношения её тонов и как степень чистоты звучания конкретной ноты. Под интонацией понимают музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.

Вокально-хоровая работа включает в себя большое количество аспектов, которые напрямую связанны с выработкой правильной и чистой интонации.

Цель - определение эффективной методики работы над интонированием в вокальном классе с подростками.

Для решения, поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить научно-методическую литературу по теме;

- обобщить педагогический и творческий опыт вокально-хоровой работы;

 - рассмотреть особенности вокально-хоровой работы над интонированием в вокальном коллективе с подростками;

 - обозначить наиболее эффективные методы работы.

Среди всех видов певческого голоса детский голос занимает особое место. Работа по воспитанию детского голоса является чрезвычайно сложной и трудной, так как голосовой аппарат в течении всего обучения находится в процессе роста и непрерывно изменяется во всех своих основных качествах: по высоте, громкости, тембру, диапазону, в регистрах, продолжительности звучания. Различают четыре этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа, мы с вами рассмотрим более подробно – подростковый период, который охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет - пред мутационный и мутационный период период. Рассмотрим их более подробно.

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. В пред мутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

К 13-15 годам, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса.

 В этот период роль педагога возрастает, так как период перестройки певческого аппарата требует особенно внимательного наблюдения за развитием голоса. Многие учителя-практики и врачи-ларингологи доказали, что певческая работа во время мутации не должна прекращаться. Особое значение в этот период приобретает регулярный контроль за состоянием певческого аппарата и разъяснительное слово в отношении гигиены и охраны голоса, формированию четкой, но ненапряженной артикуляции, углублению дыхания и развитию гибкости в голосе. Большое место должна занимать работа над исправлением недостатков пения, которые сохранились с детства, а также над предупреждением тех вокальных недостатков, которые могут возникнуть при неправильном пении во время мутации. Общие явления, встречающиеся в звукообразовании у мутирующих, позволяют выработать определенную методику вокальной работы с ними.

Основные ее принципы:

1) не стараться искусственно ускорять процесс формирования голоса, а спокойно помочь мутирующему научиться владеть своим "новым" голосом;

2) не допускать форсированного пения;

3) не давать петь при наличии сипоты в голосе;

4) дети в данный период должны петь на звуках, которые формируются без напряжения, естественно и легко;

5) продолжительность занятий должна быть значительно короче, чем с детьми до мутации или со взрослыми,

6) лучше всего исполнять спокойные, певучие, лишенные ярких драматических кульминаций произведения.

Продолжается работа над развитием слуха и навыками чистого интонирования.

Причины, вызывающие нечистую интонацию даже при наличии хорошего слуха, различны:

1.        недостаточно развит ладовый слух (участники коллектива могут повторить отдельные звуки вслед за руководителем, но затрудняются чисто спеть простейшую мелодию).

2.        Отсутствует координация между слуховыми представлениями и реализацией их в пении.

3.        Отсутствуют вокальные навыки.

Участникам певческого коллектива с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участие в общем пении, а внимательно слушать. Сложнее тем, у кого отсутствует координация между слухом и голосом. Им можно предложить короткие попевки из двух до четырёх звуков, и добившись чистого интонирования от какого - то одного звука, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевки на полутон, тон выше или ниже.

Нечистая интонация появляется при вялом безразличном пении, при непривычно высокой тесситуре. Для овладения фольклорным интонированием требуется обладание навыками и умениями.

 Работа над чистой интонацией связана с выработкой вокальных навыков. Формирование певческих навыков сводится к следующему:

1.        Следить за положением корпуса, головы (корпус держать прямо, голова в естественном положении).

2.        Формировать правильное певческое дыхание. Схема дыхания - спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами.

3.        Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношения к своему голосу.

4.        Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому их интонированию.

5.  Работать над хорошей артикуляцией, дикцией.

     Формы работы:

1.        Пение песни со словами выразительно, не форсируя звук, a cappella или с аккомпанементом.

2.        Пение песни по руке педагога с пропеванием некоторых мелодических элементов «про себя».

3.        Пение песни по фразам «цепочкой».

4.        Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка, с дирижированием.

5.        Подбор короткой песни попевки от разных звуков ( на музыкальном инструменте).

6.        Сольфеджирование песни по нотной записи.

7.        Определение пройденных песен по ручным знакам, по наглядным пособиям.

8.        Интонирование звукоряда мажорных гамм.

9.        Определение на слух устойчивых и неустойчивых окончаний фраз, предложений.

10 .Пение песни со своим аккомпанементом, например: с тонико - доминантовыми басами,.

C:\Users\xxx\Desktop\media\image4.jpeg

Такое подыгрывание - не всего аккорда, а только его баса - помогает воспринять и почувствовать функциональные связи, способствует развитию функционального слуха.

При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, воспитывается чувство лада, ритма. Следует обратить внимание на артикуляцию участников при пении, следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой. При трудных интонационных оборотах или потере ощущения лада можно поддержать пение инструментальным сопровождением.

Использованная литература и методическое пособие:

1.        Алексеев Г.Е. Раннефольклорное интонирование. - М., 1986.

2.        Лобанов М.А. Этносольфеджио. На материале традиционной песни русской деревни. - СПб., 2005.

3.        Научно - медицинский центр по художественному образованию, Министерство культуры РФ. Примерная программа и методические рекомендации. Сольфеджио. - М., 2003.

4.        Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. - М., 1977.

5.        Науменко Г.М. Фольклорная азбука. - М., 1996.

6.        Пособие для детей и взрослых от 4-х до 90 лет. Интонационно - слуховые упражнения для развития музыкального слуха, мышления и памяти.

7.        Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., 1976.

8.        Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М., 1983.

9.        Шамина Л.В. Школа русского народного пения. - М., 1997.