Доклад «Формы развития гармонического слуха на уроках сольфеджио»
Цель данной работы предполагает создание необходимых условий для развития гармонического слуха у учащихся ДМШ и формирование устойчивых навыков интонирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУДО «Детская музыкальная школа»
г.Дзержинский
Доклад
«Формы развития гармонического слуха на уроках сольфеджио»
подготовила:
преподаватель
Зенина Юлия Леонидовна
2025
Введение
Цель данной работы предполагает создание необходимых условий для развития гармонического слуха у учащихся ДМШ и формирование устойчивых навыков интонирования.
Современный музыкальный язык, окружающий нас, очень сложный. Необходимо уже с начальных классов готовить детей к его восприятию. Изучение разнообразных гармонических созвучий дает возможность к концу обучения в ДМШ сформировать у детей разносторонний гармонический слух. Дети часто хотят подобрать аккомпанемент к любимой песне, и педагог по сольфеджио должен помочь им освоить аккорды, нужные при подборе аккомпанемента.
Хорошо развитый гармонический слух помогает ученикам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе. И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический.
Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, дает им массу ярких впечатлений. В курсе сольфеджио работа над развитием гармонического слуха является важной частью всего процесса обучения в ДМШ.
Формы деятельности над развитием гармонического слуха на уроке сольфеджио следующие: вокально-интонационные упражнения, сольфеджирование, диктант, слуховой анализ, творческие упражнения. Формы работы над развитием гармонического слуха в ДМШ имеют своей целью накопление у учащихся звуковых впечатлений, закрепление их в активном действии - игре на фортепиано интервальных, аккордовых цепочек, в многоголосном пении, анализе на слух, импровизации и сочинении.
Методы и формы работы над развитием гармонического слуха
В зависимости от этапа обучения — объяснения новой темы; закрепление темы; итоговая проверка, - надо использовать две группы методов:
- Теоретические формы работы: сообщение, беседа.
- Практические формы работы: сочинения, подбор аккомпанемента, импровизация с заданным условием.
На уроке сольфеджио используют следующие формы работы: интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ, теоретические сведения, диктант, творческие упражнения. Поэтому на втором этапе (закрепления материала) присутствуют разные формы работы. Среди них:
- Пение в интонационных упражнениях ступеней, интервалов, аккордов в тональности и от звука. При этом требовать от учеников четкости и соблюдения единого темпа в исполнении.
- Гармонический анализ небольшого фрагмента произведения.
- Двухголосное пение.
- Чтение с листа, сольфеджирование выученных мелодий с предшествующим теоретическим анализом.
- Сочинение мелодий в форме периода по определенному заданию, подбор аккомпанемента, импровизация.
- Двухголосный диктант.
В конце каждого триметра проводится итоговый контрольный урок, в котором используют практические и теоретические формы работы. В контрольный урок входят:
- Письменная работа по музыкальной грамоте (построение гамм, интервалов, аккордов).
- Письменная работа по сольфеджио: диктант одноголосный, запись интервальной и аккордовой последовательности в виде цифровки.
- Устный опрос: сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, в котором надо сделать анализ строения номера, тональный план, гармоническая основа.
Интонационные упражнения
В состав интонационных упражнений входят не только пение гамм разными способами и мелодических секвенций, но и многообразные формы работы с интервалами, аккордами, интервальными и аккордовыми последовательностями. Разрешение ступеней проводится в виде мелодического оборота, оформленного ритмически и метрически, настраивающего слух на заданную тональность без гармонизации. Дети убеждаются, что 1,4,5 ступени являются главными, благодаря своей способности настраивать слух на нужную тональность.
Разрешение интервалов проходит по тому же принципу: данный интервал
разрешается через гармонический оборот (двухголосная интервальная последовательность) в тонику таким образом, чтобы создавалось ясная слуховая настройка в нужную тональность.
Разрешение аккордов строится в виде гармонического оборота, настраивающего слух на нужную тональность. Желательно, чтобы каждое разрешение интервала и аккорда относилось к определенному типу гармонических оборотов - автентическому, плагальному, полному, и тоника и появлялось один раз - в конце последовательности.
Для развития чистоты интонации и гармонического слуха важную роль играют упражнения на разрешение диссонирующих интервалов, исключительно на ладовой основе. После небольшой тональной настройки ученики поют данный диссонирующий интервал с разрешением в мажоре и миноре. Также ученики поют интервальные цепочки, в которых встречаются диатонические интервалы, тритоны, характерные интервалы. Сначала полезно спеть всем классом верхний голос цепочки в нужном ритме и размере, затем нижний голос. После этого ученики поют эту интервальную цепочку на два голоса по вертикали: одни поют основание интервала, а другие вершины. Такая форма работы приучает учеников взаимно слушать друг друга и подготавливает их к многоголосному пению. Полезно в интервальных цепочках обозначать гармонические функции.
Наряду с интервальными цепочками следует вводить в интонационные упражнения однотональные гармонические последовательности, а также последовательности включающие альтерацию. Вначале даются аккордовые последовательности, состоящие из главных трезвучий лада (Т53, S53, D53, а потом вводят Д7 с обращениями и разрешениями). После этого можно приступать к пению небольших плагальных и автентических кадансовых оборотов которые могут включать Д7, МVII7, УМVII7, II7.
Петь эти аккордовые цепочки надо по вертикали с дирижированием и ансамблем из трѐх или четырех учеников.
Игра на фортепиано
Для развития гармонического слуха очень важно играть интервальные и аккордовые гармонические последовательности на фортепиано, так как это дает возможность вслушиваться в комплексное звучание аккорда и аккордовых цепочек. Основной смысл таких упражнений - развитие воображения и фантазии учеников. Тем, кто не может сразу выполнить упражнения, полезно сначала прочитать его по вертикали, аккорд за аккордом или интервал за интервалом, затем пропеть верхний или нижний голос, и, только потом сыграть последовательность на фортепиано, добиваясь необходимого характера. Полезно также пропевать один из голосов, играя остальные голоса на фортепиано. Играть аккордовые цепочки надо вначале одной рукой, в тесном расположении, затем бас играть левой рукой, а остальные звуки правой. Эти небольшие кадансовые обороты надо играть в любой мажорной и минорной тональности двумя руками. Этот метод очень развивает слух и музыкальность учащихся, делает теоретические задания ближе к живой содержательной музыке.
Многоголосное пение
В развитии гармонического слуха важная роль отводится пению двухголосных номеров дуэтом. Более лѐгкие номера с привычными интонациями подголосочного склада можно спеть с листа хором или группами. Учащиеся, поющие партию одного из голосов музыкального произведения помимо выполнения всех условий одноголосного пения, должен соблюдать правила многоголосия. Главными из них является строй (точная высотность, чистое интонирование гармонических созвучий и аккордов, возникающих от сочетания мелодических линий хоровых партий) и ансамбль (единство темпа, ритма, динамики). В качестве домашней работы полезно один голос играть за фортепиано, а другой голос петь и дирижировать. Полезно пропевание примеров не только сольфеджируя, но и без названия нот - на слоги, на гласные. И лишь потом приступать к пению многоголосия с текстом. Фундаментом, на котором строится многоголосное пение, является унисон. При пении учениками в унисон следует добиваться слитности голосов и единой исполнительской манеры выразительного пения. Вначале обучения двухголосному пению некоторые ученики переключаются на пении партии другого участника ансамбля. Предварительно пение обеих партий позволяет заметить особенности мелодического рисунка каждого голоса и тем самым способствует тому, чтобы каждый участник ансамбля сознательно пел свою партию, не сбиваясь на другую.
Параллельно развитию навыка многоголосного пения, в разделах интонационные упражнения и слуховой анализ активно закрепляются гармонические интервалы между голосами, аккорды, кадансовые обороты. В качестве музыкального материала использовать сборники двухголосного пения Калмыкова и Фридкина.
Многоголосное пение очень развивает гармонический слух, закрепляет внутренние слуховые представления, является солидной базой усвоения закономерностей гармонического языка.
Слуховой анализ
В программе ДМШ слуховой анализ проводится в двух планах: целостный анализ произведения, его формы, жанровых особенностей, темпа, основных выразительных средств, характерных для данного произведения; и анализ элементов музыкального языка, то есть интервалов, аккордов, ладов и так далее.
Гармонический слуховой анализ лучше проводить в классе всеми детьми. Выбор материала для такого анализа зависит от уровня группы, от инициативы педагога. Полезно отобрать разнообразные примеры, по возможности, включающие в себя темы и элементы,
пройденные в классе. Можно использовать фрагменты в виде периода из произведений Моцарта, Бетховена, Шуберта, Глинки, Чайковского.
Кроме того, для слухового анализа важно включать фрагменты из произведений по специальности. Этот анализ позволяет ощутить связь между специальностью и теоретическими дисциплинами. Выявление этой связи помогает повысить интерес детей к сольфеджио и музыкальной литературе, существенно влияет на качество музыкального воспитания в целом.
Помимо устного анализа, встречающихся в примере гармонических средств, можно рекомендовать и другие формы работы.
- Запись цифровки примера.
- Интонирование и игра этой цифровки на фортепиано.
- Нахождение аналогичного гармонического оборота в произведениях по специальности.
- Творчески одаренным ученикам можно предложить сочинить небольшую музыкальную тему с использованием данного аккордового последования.
В старших классах надо заниматься гармоническим анализом без помощи фортепиано: ученики смотрят в нотный текст и записывают гармоническое последование цифровкой. В шестом классе ДМШ среди аккордов используют Д7 с обращениями и разрешениями, вводные септаккорды, в седьмом классе в аккордовых цепочках встречается модуляция в параллельную и доминантовую тональность, отклонения, модуляция в тональности первой степени родства. В старших классах ученики должны найти модулирующий аккорд, отметить переход в новую тональность.
Если постоянно приучать учащихся обращать внимание на детали, из которых складывается музыкальный образ, то это, прежде всего будет способствовать развитию навыка быстро ориентироваться в музыкальном материале. Кроме того используя образцы музыкальной литературы, мы содействуем усвоению учащимися отдельных интонаций, показывая их в определенных ладовых взаимоотношениях и отмечая их значения для художественной выразительности данного примера.
В такой форме занятия протекают живее, а учащиеся проявляют большую активность и заинтересованность. Анализом надо заниматься на каждом уроке, разнообразя его в зависимости от задания. Так, на одном уроке анализируется приведенный педагогом пример; на следующем уроке дается диктант на эту тему. Далее задается работа на дом – проанализировать музыкальный пример в соответствии с изучаемым материалом.
Кроме анализа элементов музыкального языка необходимо заниматься целостным слуховым анализом музыкального фрагмента. Для этого надо брать нетрудные
фортепианные пьесы, романсы, хоры. Например, «Детский альбом» Чайковского,
«Детские сцены» Шумана, песни и романсы Варламова, Алябьева, Гурилѐва, песни Бетховена. При целостном слуховом анализе надо идти от общего к частному. Перед учениками педагог намечает примерный круг вопросов, на которые они должны ответить. Например:
- Каково содержание пьесы? К какой культуре и национальной эпохе принадлежит композитор? Темп, размер, динамика?
- Какая форма пьесы? Ритмические особенности.
- Особенности мелодического рисунка, количество фраз, место нахождения кульминации.
- Характер фактуры.
- Тонально - гармонический план пьесы. Типы кадансов.
Для такого анализа надо подбирать яркие по содержанию и ясные по форме произведения. Например: прелюдия Ля мажор Шопена, «Утренняя молитва» Чайковского.
При слуховом анализе ученики также угадывают интервалы аккорды вне лада устно или письменно.
Многоголосный диктант
Многоголосные диктанты обостряют восприятие учащимися на слух тесных связей горизонталей и вертикалей в музыке. Опыт у учеников уже есть, когда они пели двухголосные хоровые произведения, пели отдельные звуки в аккордах, подбирали второй голос или аккомпанемент к мелодии.
Существ уют несколько видов двухголосных диктантов :
- Обе мелодии развиваются в одном ритме.
- Мелодия в верхнем голосе ритмически развита, а в нижнем голосодвижение равномерными длительностями.
- Мелодии развиваются на основе имитационного двухголосия (канон).
- Подголосочное двухголосие.
При записи двухголосных диктантов применяют различные виды голосоведения: параллельное, противоположное, косвенное. Самым трудным в двухголосном диктанте является запись нижнего голоса.
Творческие задания
Творческие задания могут быть разными:
- Сочинение:
- мелодий разных жанров в форме периода;
- мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;
- второго голоса к мелодии;
- Подбор аккомпанемента к мелодии в различных фактурах.
- Исполнение аккомпанемента по цифровке.
- Пение песен и романсов с аккомпанементом.
Развитие творческой инициативы играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету сольфеджио. Все это является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только по сольфеджио, но и по специальности. Творческие упражнения развивают вкус и наблюдательность, активизируют слуховое внимание, тренируют гармонический слух. Цель творческих упражнений – в приобретении и закреплении основных навыков чтения с листа, записи диктанта, анализа гармонических интервалов и аккордов на слух.
Заключение
Бесспорно, важнейшим принципом проведения уроков сольфеджио для учащихся является их увлекательность, в основе которой лежит связь музыки с жизнью. Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической подаче программного материала. Занятия тогда проходят в атмосфере эмоциональной теплоты, взаимного доверия учителя и учеников, ощущающих себя причастными к творчеству в процессе «погружения» в сферу музыки. Ученики должны на уроке жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на все перипетии урока. Преодоление «затеоретизированности» на уроке должно стать для преподавателя правилом.
Развитие гармонического слуха способствует развитию творческих навыков, что немаловажно. После окончания школы теоретические понятия забываются, а вот навыки пения и подбора по слуху остаются на всю жизнь.
Обучение неразрывно связано с воспитанием, а эффективность обучения учащихся определяется не тем, что преподаватель пытался дать ученикам, а тем, что они усвоили во время учебного процесса.
