Методический доклад "Проблемы ансамблевого исполнительства"
Доклад раскрывает наиболее актуальные для совместного музицирования проблемы смыслового, технического и коммуникативного характера.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»
Методический доклад
«Проблемы ансамблевого исполнительства»
Выполнил: педагог ДО МХС «ВИТА»
Галаева Ю.С.
Новокузнецк, 2025
Игра в ансамбле, совместное музицирование является не менее важной составляющей, чем сольное исполнительство, для музыкантов всех возрастов. Ансамблевая игра воспитывает, в первую очередь, навыки взаимодействия с другими участниками, умение воспринимать, слышать партнера, понимать и ощущать общую музыкальную идею исполняемого произведения. Немаловажным является условие подчинения индивидуальных исполнительских амбиций, устремлений совместной, коллективной работе, даже если этот коллектив состоит всего из двух человек. Значение такой совместной работы для современного человека, часто атомизированного в бесконечном «общении» со всяческими гаджетами, переоценить трудно.
В музыкальных учебных заведениях в классе ансамбля, независимо от вида инструмента, приобретаются многообразные навыки совместного исполнительства, несомненно, расширяется музыкальный кругозор. Формируется художественный вкус, понимание стилевых особенностей, музыкальной формы и содержания исполняемого произведения, воспитывается слуховой самоконтроль и исполнительская ответственность учащихся.
Необходимо отметить, что в ансамблевой игре исполнительская индивидуальность, творческое эго музыканта должны быть подчинены общему замыслу, общей цели. Совместное исполнение требует одинакового понимания идейно-художественного замысла и стилистических особенностей исполняемого произведения, единых темпов, динамики, штрихов. Участникам ансамбля необходимо уметь, основываясь на фактуре и форме произведения, ясно определять роль и значение исполняемой партии в каждом конкретном эпизоде. Любовь к солированию, нередко (и совершенно естественно!) присущая начинающему ансамблисту, замыкает его в пределах собственной партии и может затруднить тем самым видение произведения в целом. Процесс ансамблевого исполнения требует постоянной взаимной координации, которая тесно связана с основами совместного музицирования: ритмической устойчивостью и согласованностью, динамическим равновесием, единством фразировки.
Помимо исключительно музыкально-исполнительских задач перед участниками ансамбля, особенно, если это дети, встают и другие, едва ли не более важные задачи: уважение к партнерам, осознание ценности не только своего, но и чужого затрачиваемого времени, усилий. Дети приучаются все время занятия быть в рабочем состоянии, то есть в позитивном настроении, доброжелательном отношении к партнерам, стремиться максимально точно выполнять исполнительские задачи, слушать указания и замечания не только педагога, но и соратников по ансамблю. Можно сказать, что ансамблевая игра раскрывает те качества детей, которые они не обнаруживают в общении один на один с педагогом. Здесь просыпаются неожиданные стороны маленьких музыкантов – у кого-то стремление придти на помощь товарищу, объяснить трудное место, а у кого-то лидерское желание воплотить свой музыкальный замысел, подчинить своей воле остальных. Педагог, конечно, должен мудро регулировать этот процесс, уравновешивать музыкантские темпераменты исполнителей. Кстати, зачастую именно критерий психологической и исполнительской совместимости маленьких музыкантов становится решающим…
Необходимо отметить еще несколько важнейших составляющих частей такого учебного предмета, как ансамбль. Это расширение исполнительского и общего музыкально-художественного кругозора учеников, погружение в различные пласты музыкального наследия самых разных композиторов, эпох. Часто дети просят дать им для исполнения музыку современную, популярную буквально сейчас. В таких просьбах нет ничего плохого, но, конечно, педагог должен, конечно, очень взвешенно и внимательно подходить к таким случаям. По опыту можно сказать, что совместное исполнение хороших, профессионально выверенных современных детям произведений вызывает у них неподдельный энтузиазм и удовольствие.
Большая часть ансамблевых произведений является переложением других произведений. Такие произведения требуют тщательной проверки в смысле технического удобства для исполнения детьми, так как категория приложений в этом смысле чрезвычайно неоднородна. В некоторых случаях допустимы поправки в текст для того, чтобы исключить неудобство в исполнении, корявое голосоведение и тому подобные «шероховатости». Не лишним будет изучение разных редакций переложения, если, конечно, варианты существуют.
Все составляющие музыкального языка исполняемого произведения, конечно, должны быть внимательно проанализированы и выверены точно так же, как и при сольном исполнении, так как одинаковое понимание их значения критически важно для ансамбля. Нельзя допускать разночтения штрихов, динамики, темпов и так далее, так как это мешает целостному восприятию исполняемого ансамбля. Но если участники прониклись общей идеей произведения, овладение новыми приемами музыкального мышления и игры сильно обогащает ансамблистов и дает толчок для профессионального роста.
