Реферат "Карл Черни. Композитор, пианист, педагог"
Учебно-методический материал в краткой форме описывает биографию выдающегося венского музыканта, воспитавшего целую плеяду пианистов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Городской дворец детского (юношеского) творчества им.Н.К.Крупской»
Реферат
на тему:
Карл Черни. Композитор, пианист, педагог
Выполнил: педагог ДО
Галаева Ю.С.
Новокузнецк, 2025
Место этого выдающегося человека в истории музыкальной культуры уникально. Родившийся в год смерти Моцарта, ученик Бетховена и учитель Листа, он соединил две эпохи — классицизм и романтизм. Фамилию Черни знают все, кто когда-либо учился игре на фортепиано. Можно не сыграть ни одной сонаты венских классиков, ни одного ноктюрна Шопена, ни одной транскрипции Листа или прелюдии Рахманинова, но пианиста, не игравшего хотя бы один этюд Черни, представить невозможно.
Карл Черни — чех по происхождению, родился в Вене в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем своего сына. Отец рано начал приобщать Карла к клавирному искусству. Он был требовательным и умелым наставником, неординарно мыслящим музыкантом. Достаточно сказать, что именно клавирные сочинения И.Баха, в то время редко исполняемые, служили для В.Черни основой исполнительского формирования учеников. Занятия отца с сыном протекали настолько успешно, что в три года Карл уже играл, в семь сочинял, а в десять мог уже исполнить что угодно из обширного репертуара, включающим произведения В.Моцарта, И.Гайдна, М.Клементи; свободно импровизировал; умел играть с листа сложные инструментальные произведения и даже партитуры.
Первое выступление Карла в 1801 с концертом B-dur В.Моцарта и произведениями М.Клементи было замечено и одобрительно встречено музыкантами. В этом же году скрипач венского придворного театра В. Крумпхольц, страстный почитатель творчества Л.Бетховена, познакомил юного Черни с сочинениями великого композитора, помог ему освоить некоторые из них и способствовал встрече юного Карла с Л.Бетховеном. Когда Карл сыграл Патетическую сонату, Бетховен сказал: "У мальчика есть талант. Я беру его в ученики и буду сам заниматься с ним. Присылайте его ко мне раз в неделю". Бетховен умел органично сочетать художественное воспитание учеников с развитием их профессиональных пианистических качеств. Первые уроки с Черни он посвятил изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах Бетховен учил правильному положению пальцев и движениям рук при игре гамм, а также различного рода пассажей, что было для этого времени подлинным нововведением. В последствии, они нашли продолжение в педагогической деятельности Черни.
В рекомендательном письме, данном им Черни в 1805 году, композитор утверждает, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки, тем более что его родители образовали подающего надежды сына на собственные средства»[1]. В этот же период учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
Маленький Карл начал выступать, когда ему было 9 лет. До 1815 Черни вел активную концертную деятельность: в частности, с блеском исполнял Первый, Третий и Пятый концерты Бетховена. Однако в 24 года он внезапно прекратил концертировать, сосредоточившись на педагогике и композиции. Всю жизнь он работал в Вене, за исключением гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (1837).
К числу учеников Черни принадлежали выдающиеся пианисты: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак и многие другие. А если учитывать учеников его учеников в нескольких поколениях, то в этот список входят многие великие исполнители XIX–ХХ веков: Мориц Мошковский и Ванда Ландовска, Александр Зилоти и Сергей Рахманинов, Анна Есипова и Сергей Прокофьев, Артур Шнабель и Клаудио Аррау, Дьердь Циффра и Эдвин Фишер, Вэн Клайберн и Даниэль Баренбойм…
Лист посвятил своему учителю такие опусы, как «Двадцать четыре этюда для фортепиано» и «Этюды трансцендентного мастерства» — «в знак благодарности, уважения и дружбы».
Черни остался в истории музыки, прежде всего, как автор этюдов для фортепиано (впрочем, лишенных привычной механистичности: скорее это виртуозные концертные пьесы). До сих пор он воспринимается многими как «автор одной темы», что вряд ли справедливо.
Черни отнюдь не ограничивался фортепианной клавиатурой. Он написал более 1000 опусов (среди которых 4 реквиема, 24 мессы, 7 симфоний). Переложил для фортепиано бетховенские симфонии, кантаты и оратории Генделя, оратории и симфонии Гайдна, оперы Моцарта, Доницетти и Буальдье, песни Шуберта и многие другие шедевры прошлого и своих современников. Сделал редакции клавирных сонат Скарлатти, «Хорошо темперированного клавира» и других сочинений Баха, фактически открыв их широкому кругу пианистов.
Карл Черни известен и как переводчик ряда книг по фортепиано и композиции (Адан, Рейха, Тальберг), прозаик («Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано», послания воображаемой юной ученице, вышли недавно на русском в издательстве «Планета музыки») и автор стихотворений (о чем пишет в своей книге «Карл Черни и его этюды» Наталья Терентьева – СПб.: «Композитор», 1999).
«Скромный музыкант заслонен именами своих гениальных предшественников; громадное здание, которое он терпеливо возводил, достраивали более яркие последователи» (Айзенштадт С.А. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни. – М.: «Композитор», 2010).
Карл Черни скончался 15 июля 1857 в своем родном городе возрасте 66 лет и похоронен на Центральном кладбище Вены: там же, где покоятся Глюк, Сальери, Бетховен, Шуберт, Брамс, отец и сын Штраусы, Гуго Вольф… — все великие венские музыканты. Он никогда не был женат и не имел близких родственников. Свое большое состояние он завещал благотворительным организациям (в том числе учреждению для глухих), своей домработнице и Обществу друзей музыки в Вене.
«Великие мира сего» по-разному отзывались о музыке Черни. Например, Роберт Шуман и Лист, при всем уважении к Черни-педагогу, отказывали ему в ярком композиторском даровании, полете творческой фантазии. Более лоялен в этом отношении был Иоганнес Брамс: «В наше время должно иметь больше уважения к этому дельному человеку», — писал он Кларе Шуман в 1878. А в статье к 100-летию со дня рождения Черни отмечал: «Мы по достоинству еще не оценили Черни» (Н. Терентьева. «Карл Черни и его этюды», с. 3).
Игорь Стравинский в интервью 1926 года говорил о Черни: «Я <…> упорно работал над сочинениями Черни, которыми я глубоко восхищаюсь. Он был замечательным музыкантом, и многие его сочинения бесценны для хорошего пианистического образования. Он обладал колоссальным темпераментом и, возможно, сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день» (Стравинский И. «Хронологический процесс в музыкальном искусстве // И. Cтравинский – публицист и собеседник». М.: Советский композитор, 1988).
Список использованных источников:
