Формы работы ДШИ по патриотическому воспитанию

Павлова Татьяна Николаевна

Основные направления и формы работы в ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx32.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                                                       Детская школа искусств №4

                   

                                                   

  «Патриотическое воспитание учащихся в ДШИ »

                                Павлова Татьяна Николаевна

                      Преподаватель по классу гитары и ансамбля

                                русских народных инструментов

                            МБУ ДО Детская школа искусств №4

                         432012, г. Ульяновск, проспект Гая, дом 6

                                                2025 г.

                «Патриотическое воспитание учащихся в ДШИ.»

          Современное воспитание осуществляется в сложноорганизованном, поликультурном, динамичном и противоречивом мире. Человек в нем находится под влиянием различных, нередко противоречивых систем ценностей, мировоззрений, моделей жизни. В одночасье изменить мир нельзя, но создать в нем среду, благоприятную для духовно-нравственного развития личности необходимо и педагогически возможно.  
         В настоящее время Государственными и Федеральными службами, СМИ, общественными организациями самое пристальное внимание уделяется вопросу о духовном и патриотическом воспитании детей и молодежи. Этот вопрос - о духовном, душевном, физическом и психологическом здоровье подрастающего поколения приоритетен в обществе, поскольку какой будет наша молодежь сегодня, в такой стране мы и будем жить завтра.

          Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкальной культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов. Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека – факт очевидный и общепринятый.

В условиях города формирование гражданской ответственной личности становится более сложным, встают новые и новые проблемы, решить которые далеко не просто.

С одной стороны, город - это богатый социокультурный центр, где сосредоточены музеи, театры, университеты, вузы и научные кадры. Соответственно, у жителей есть реальные возможности для осознания себя как обитателей среды, в высокой степени, влияющей на саморазвитие личности и самореализацию в обществе. Между тем, с другой стороны, громадный город порождает значительные социальные и нравственные проблемы:

  • многократно возрастают возможности социального расслоения;
  • нарушаются преемственные связи между поколениями;
  • жители мегаполисов настолько привыкают к широкому выбору возможностей удовлетворения своих потребностей и в то же время постоянно сталкиваются с ситуацией их стимуляции и информационного пресыщения (через рекламу, СМИ и т.д.), что часто не могут «сладить» с соблазнами, которые встают перед ними;

     В целом такие проблемы приводят к отсутствию однородной воспитывающей среды и стабильного уклада жизни с определенными устойчивыми нравственно-духовными ценностями. Между тем ребенок в школьном возрасте должен обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат ему чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.

Поскольку, какими бы не казались заманчивыми перспективы «перебраться» в Европу, Америку, настоящее место россиян, нас с вами и наших детей здесь: в России. Цитируя В.В. Путина «даже если твоя мать больна, ты же не бросишь ее и не пойдешь искать другую - здоровую, но чужую!» Также и с Отечеством.

 Педагогическое решение этой проблемы состоит в том, чтобы помочь ребенку соприкоснуться с отечественной духовной и культурной традицией своего народа через продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для воспитания у него патриотических чувств. Для этого важно давать детям знание о Родине, о нашей стране, народе, его истории и культуре.

           Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.
           Начиная с 2000 года в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Однако возможностям музыкального искусства для формирования патриотического чувства у молодежи в большинстве программ уделяется недостаточное внимание. Бытует незаслуженное мнение о скептическом отношении юношества к классической музыке, музыкальному фольклору. При этом забывается, что успех воспитательной деятельности во многом зависит от личности самого воспитателя, от его умения помочь своим воспитанникам обогатить эмоционально-чувственный опыт при восприятии произведений музыкального искусства.

              Музыкальное искусство является эффективным средством для формирования патриотического чувства подрастающего поколения.

              Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.
             В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».  Прекрасное дополнение находим у Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь».  Поскольку и в первом и во втором случае ключевым является слово «любовь», то можно говорить о патриотизме, как о чувстве. Возникает закономерный вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?»

               Сторонников идеи невмешательства в процесс формирования любви к отечеству опровергал свыше 70-ти лет назад выдающийся педагог В.Н. Сорока-Росинский, подчеркивая, что «…национальное чувство есть великая, неискоренимая и страшная по своей стихийности сила. Ее нужно воспитывать, нужно культивировать, надо направлять ее на осуществление великих идеалов нашей культуры, иначе эта грозная сила, предоставленная себе, может извратиться и тогда станет страшной не столько для других народов, сколько для нашего же дальнейшего национального бытия».

               Патриотическое воспитание – это воспитание патриота России, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу

                 Для определения содержания патриотического воспитания необходимо выявить его главную цель. Таковой может являться формирование патриотического сознания, включающее в себя, с точки зрения психологии, следующие параметры:

·        Знание фактов культуры, истории, воспринимаемые как события своей истории, культуры (на языке «внутреннего голоса» это звучит как: «Я знаю, что это наше, мое»);

·        Положительное отношение к «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») – непосредственно патриотическое чувство;

·        Готовность участвовать в развитии культуры, жизни в нашей стране (позиция «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»)

           Содержание процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, защищать его от врагов, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

          Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.

          Патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни,  развивает и формирует чувство патриотизма, которое трактуется как «чувство причастности ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешает жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что так или иначе, мешало и мешает своим и чужим».

           Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувстве национальной гордости, достоинства, долга и чести. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. И в этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению к действию. 

                  В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, проявляется преступность, рост жестокости, насилия; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Всё это свидетельствует о падении нравственности нашего общества, о падении интереса и уважения к прошлому России у подрастающего поколения. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.

           На сегодняшний день приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

           Стратегические ориентиры воспитания до 2030 года сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». [Стратегия развития воспитания РФ; 2]

          Основной целью Стратегии Развития Воспитания в РФ на период с 2025 до 2030 года— определение социокультурных условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности. Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение. [Стратегия Развития Воспитания РФ;5]

          В нашей стране воспитание активной гражданской позиции и чувства патриотизма всегда было одной из важнейших задач педагогики. В рамках школы искусств патриотическое воспитание должно осуществляться путем приобщения детей к искусству. Благополучным фундаментов для становления патриотизма у воспитанников ДШИ выступает формирование эмоционально-ценностного отношения к культуре, искусству, истории, и традициям нашего народа в процессе духовного и нравственно-эстетического воспитания при освоении знаний в области музыкального, изобразительного, театрального, хореографического искусств. Знания, полученные в ходе изучения произведений искусства, различных исторических фактов, воспринимается обучающимся на подсознательном уровне и постепенно преобразуется из абстрактных идей в глубокие духовные, нравственные и моральные убеждения.

           Патриотизм формируется при соблюдении некоторых условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответственной практической деятельности. Поэтому необходимыми условиями формирования патриотизма являются следующие:

·        Последовательное и систематическое включение учащихся в такую коллективную деятельность, где они могли бы совершать патриотические дела и поступки.
·        Единство в воспитании патриотических убеждений, чувств, поведения. Любое дело, проводимое с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало сознание, вызывало эмоции и включало в деятельность.
·        Единство воспитания патриотизма с формирование потребностей и стремления участвовать в деятельности, носящей общественно полезный, патриотический характер.

            Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека.

            Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», – говорил он.

            В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира.

            В ДШИ огромную роль уделяют патриотическому воспитанию путем изучения нашей культуры, национальных традиций, изучению деятелей культуры и искусства, которые внесли свой вклад в Российское государство. Работа, направленная на патриотическое воспитание, в ДШИ происходит путём приобщения воспитанников к искусству истинному и прекрасному. Исходя из этого, можно сделать вывод, что перед преподавателем стоит очень важная задача: организовать правильно свою работу, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам.

Целями и задачами патриотического воспитания в ДШИ являются: Цель – воспитание правильной личности, истинного патриота своей страны, своей малой и большой Родины, бережное отношение и сохранность традиций и обычаев нашего народа. 9 Патриотическое воспитание направленно не только на воспитание чувства любви к своей Родине. Чувство патриотизма очень многогранно и включает в себя ещё такие важные составляющие, как любовь к своей семье и своим традициям, любовь к родным местам, изучение и сохранения обычаев и традиций нашего народа, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание приумножать и сохранять достояние своей страны. Исходя из вышеперечисленного можно выделить целый комплекс задач.

Задачи: воспитание и прививание чувства любви к своей семье, своему дому, друзьям, близким, окружающим; формирование знаний о своем государстве; развитие чувства радости и гордости за успехи и достижения своей страны; формирования бережного отношения к окружающей природе; воспитание трудолюбия; развитие интереса к истории русской культуры и искусства; воспитание уважения к традициям и обычаям других народов.

            Работая преподавателем по классу гитары в детской школе искусств г. Ульяновска  я пришла к выводу, что гражданско - патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, направленной на становление всесторонне развитой личности учащихся. Курс обучения включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструментах, но и имеет большое воспитательное значение, приобщает к русскому народному музыкальному творчеству. Обучение  игре на инструментах индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка.

        Игра на музыкальных  инструментах обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и чувства. Самое главное, что ребёнок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается, но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, дисциплинирует, ведь заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов: зимой и летом, в будни и в праздники. Обогащает музыкальный опыт детей, прививая им знания, что в целом является важной предпосылкой воспитания музыкальной культуры детей. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Всё это расширяет кругозор детей, даёт возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.

        Формирование патриотизма на уроках  обучения игре на инструментах  осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, поэтому к его подбору я подхожу с особой тщательностью, ведь истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. При составлении репертуара я ставлю перед собой следующие цели:

  • Воспитание вкуса;
  • Формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине)
  • Воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира;

Особый акцент делается на:

  • Изучение народной музыки, знакомство с историей народа, его традициями и обычаями;
  • Изучение произведений, связанных с историей Отечества;
  • Постижение основных пластов мирового музыкального искусства: произведений композиторов классиков.

                   

Основу репертуара на протяжении всего курса обучения составляет народная музыка, начиная с простейших попевок, потешек, прибауток, частушек («Ладушки», «Андрей – воробей»), заканчивая современными народными обработками («Ах, ты душечка» Обр. Иванова-Крамского.)

Именно народная песня с её поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает связь и преемственность поколений.  Существует классификация русских народных песен: рекрутские, обрядовые, лирические, военные, хороводные, трудовые, колыбельные, прибаутки, заклички. И, если проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство песен о человеке, о родине, о любви, о труде.  Песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни народа имеет огромное значение. В процессе разучивания песни обязательно знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Это помогает формировать у учащегося такие черты характера: трудолюбие («Сама садик я садила», «Савка и Гришка», «Уж мы сеяли ленок»); («Коровушка») ; любовь к животным - («Как пойду я на быструю речку», любовь к родному краю - «Среди долины ровные» ); гостеприимство - («Блины»);  сопереживание - («Птичка», «Как пошли наши подружки»); веселье  - («Частушки»)  .  Дети с огромным желанием и удовольствием любят исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни. Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство. Народная музыка, сказки, былины легли в основу многих произведений великих русских композиторов, прославивших Россию: М.И. Глинки («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), П.И.Чайковского («Времена года»), Н.А. Римского – Корсакова («Снегурочка», «Садко»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов»), А.П.Бородина («Князь Игорь»), А. Лядова («Баба - яга», «Кикимора»).

Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Учащиеся моего класса разучивают исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества, знакомятся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества (М. Блантер. «Катюша», А. Александров. «Священная война», К. Листов. «В землянке», Н. Богословский. «Тёмная ночь», Л. Книппер «Полюшко - поле», Д.Кабалевский «Наш край», М. Глинка «Славься»).

Изучая эти произведения, мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа.

А в итоге подвожу к мысли, что Родина у человека одна и её надо любить. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности.

Большое значение в патриотическом воспитании учащихся моего класса имеет подготовка и участие в массовых патриотических акциях, таких как: фестиваль-конкурс «Салют, Победа!», Пушкинский фестиваль искусств «Под сенью дружных муз», выступления в Ульяновском областном госпитале войн, встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, с семьями погибших.

          Совместная коллективная деятельность детей при игре в ансамбле, оркестре создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке к концертам, мероприятиям происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

Безусловно, школа помогает раскрытию наилучших сторон личности, подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме ученика царит дух любви и уважения к музыке. Есть несколько форм моей работы с учеником и его родителями: это приглашение родителей в школу для беседы, посещение семей своих учеников, совместные концерты учащихся и родителей, лекции, лекции - концерты, выезды на конкурсы, совместные походы в музеи, на выставки, на природу, родительские собрания. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и формировать их как высококультурных членов общества.

Большое внимание при воспитании своих учеников я уделяю внеклассной работе по нескольким направлениям:

  1. Историко-краеведческое: экскурсии и походы по родному краю, посещение музеев, выставок народного творчества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, со знаменитыми людьми города.
  2. Литературно-музыкальное направление: участие в народных праздниках, в «Рождественских встречах», в театральных постановках, участие в городских мероприятиях, посвящённых памятным датам и событиям России, выступление учащихся в школах, детских садах.

      Огромную помощь в работе по патриотическому воспитанию осуществляют творческие коллективы нашей школы:

-  ансамбль русских народных инструментов преподавателей ДШИ

    «Вдохновение» (руководитель Сячин В.Н.);              

-  хоровой ансамбль преподавателей ДШИ «Гармония»

   (руководитель Роженко Е.В.);

-  концертный хор учащихся «Лира» и «Веселые нотки»

   (руководитель       Роженко Е.В.);

-  хоровые коллективы учащихся «Серебряные бубенцы» и «Бубенчики»

   (руководитель Леонова Т.В.);

-  театральный коллектив «Маска» (руководитель Филаретова И.В.).

            Учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах, таких как «Народные традиции и промыслы России», «Волга в сердце впадает мое»; в выставках-конкурсах детского художественного творчества «Мир, в котором мы живем»; в музыкально-поэтических композициях «Я люблю свою землю, родные края», «Листая страницы истории», «Люблю отчизну я», «Гнезд ничьих не зори» (посвященная Дню Победы в Великой отечественной войне), «Российская женщина, слава тебе!». Хоровые детские коллективы участвуют в тысячном хоре (исполнение «Гимна России», песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам». Участие в митинге-реквиеме «Живая память», проходящему в СОШ и посвященному ребятам-выпускникам этих школ.

           В школе ведется огромная работа всего коллектива по патриотическому воспитанию учащихся, и эта работа приносит хорошие результаты. Дети, окончившие нашу школу, любят свою Родину, чтут традиции своего народа, ведут активный здоровый образ жизни. Работа по патриотическому воспитанию ведется постоянно, на протяжении многих лет. А помогают нам родители, администрация школы, общественные организации нашего города.

            На сегодняшний день приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

            Несомненно, работа в данном направлении должна нести регулярный характер. Формы и методы работы, а также комплекс мероприятий требует обновления и пополнения.

             

                               Используемая литература:

1. Теплов Б.М. « Психология музыкальных способностей»

2.Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»

3. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости».

4. Брызгалин В.С. «Радостное музицирование».

5. «Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы,    перспективы»//Сб. тезисов, докладов и сообщений участников XXII Всероссийской научно-практической конференции (15 апреля 2021 г. – Серов )

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до    2030 года