Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой уникальный комплекс упражнений, направленный на усиление воздухообмена в легких и оздоровление организма в целом. Методика основана на сочетании коротких, резких вдохов носом с определенными движениями тела.
Основной принцип заключается в выполнении шумных, активных вдохов при одновременном сжатии грудной клетки и пассивных выдохах. При этом в работу включаются практически все группы мышц: руки, ноги, позвоночник, пресс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Цель: увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, развитие длительности речевого выдоха.
Используются:
- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
- выработка продолжительного речевого выдоха,
- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Условия необходимые для проведения дыхательной гимнастики на занятиях:
1. Не заниматься в пыльной, не проветренной или сырой комнате.
2. Не заниматься после еды. 3анятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движения.
3. Не переутомляться.
4. Дозировать количество и темп проведения упражнений
1. Теоретическое обоснование проблемы.
При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение.
2. Затем продолжить сидя или стоя.
3. Тренироваться надо до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием, и оно не станет привычным.
4. Вдыхать воздух через нос и рот, выдыхать — через рот. Вдыхать бесшумно.
5. При вдохе не набирать слишком много воздуха, чтобы можно было еще добрать.
6. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох естественный, экономный, без усилий.
7. Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки.
8. На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов. В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха.
2. Этапы работы с дыханием.
1 этап: выработка диафрагмального дыхания: в положении лежа, сидя, стоя;
2 этап: обучение детей длительному безречевому выдоху;
3 этап: обучение детей длительному фонационному выдоху.
Выработка диафрагмально-реберного дыхания.
Упражнение: «Бегемотик»
Ход: Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом.
При вдохе стенка живота приподнимается. Нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Можно использовать игрушки, мешочки с солью, которые необходимо класть на живот.
Обучение детей длительному безречевому выдоху:
Упражнение: «Свеча»
Упражнение: «Пузыри», различные поддувания.
1. Статичные упражнения
Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.
Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха.
Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.
2. Динамичные упражнения
Цель: способствует укреплению дыхательного аппарата, организации правильного вдоха и выдоха.
Упражнения: «Топорик», «Насос», «Лыжник»
Пропевание звуков, слогов, слов сопровождаются различными движениями рук, полуприседаниями, движениями ног, корпуса. Методика выполнения дыхания по А.Н. Стрельниковой.
3. Рекомендации к выполнению дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Эффективность системы дыхания зависит от ее правильного выполнения с соблюдением следующих рекомендаций:
1. Упражнения нужно выполнять каждый день утром и вечером по 2 -3 упражнения.
2. Правильными являются упражнения, при которых вдох воздуха происходит очень шумно и с напряжением диафрагм, выдох - свободно.
3. Подразумевается сочетание вдох и выдохов со специальными упражнениями. Это сочетание задействует в работе руки и ноги, голову, шею, поясничный отдел, живот, бедра, плечи и позвоночник, позволяет укреплять мышцы и тонус тела.
4. Вдохи осуществляются комплексно, до 8 раз за промежуток. Между комплексами делаются короткие паузы для отдыха, 3-5 секунд.
5. Одна процедура включает в себя не менее 8 упражнений. «Обними плечи»
Во время выполнения этого упражнения нужно встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях и поднять их выше груди, как будто вы сидите за партой. Во время вдоха нужно правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. Сделать это нужно так, чтобы локти сошлись в одной точке.
«Большой маятник»
Это упражнение представляет собой чередование упражнений «Насос» и «Обними плечи». На одном выдохе нужно обнять себя за плечи, на другом – наклониться вперед. Выполнять «Большой маятник» можно как стоя, так и сидя.
«Повороты головы»
Упражнение выполняется стоя, спина при этом ровная и неподвижная. При энергичном вдохе нужно поворачивать голову вправо и влево, между поворотами выдыхая.
«Маятник головой»
Это упражнение выполняется точно так же, как и «Ушки», только в этом случае голову нужно наклонять вперед и назад.
Игры и упражнения
Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
Упражнение 1
Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки. Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Проделать 3—5 таких плавных ритмических дыханий. Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.
Упражнение 2. Полный вдох
Это упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя. После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох. Положить ладони на переднебоковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Повторить упражнение 3—6 раз.
Упражнение 3
Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум полтора-два килограмма и размером 50 х 20 сантиметров. Мешочек положить на живот (область правого и левого подреберья). Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении. Движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить. Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5—6 раз подряд.
Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
Упражнение 1. Фиксированный выдох
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
Упражнение 2
Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить продолжительность выдоха на 10—12—15 и более секунд.
Упражнение 3
Распределить продолжительность фиксированного выдоха до 15 секунд. Мысленно считать до 10 или до 12, затем закончить счет вслух. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).
Упражнение 4. Форсированный выдох
Вдохнуть носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»). Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке. Повторить 7—10 раз.
Упражнение 5
Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не добирать воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха. Повторить упражнение.
Упражнение 6. Теплый выдох
Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать упражнение 5—6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса. Проделать на «теплом выдохе» упражнения с мысленным счетом.
Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
Упражнение 1
Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим.
Произнесите небольшие речевые отрезки на выдохе:
На дворе трава (добор),
на траве дрова (добор),
раз дрова (добор),
два дрова (добор),
три дрова (добор) — не вместит дров двор (добор),
дрова выдворить.
Черемуха душистая (добор)
С весною расцвела (добор)
И ветки золотистые (добор)
Что кудри завила.
(С. Есенин)
В дальнейшем произносите возрастающее количество слов на одном выдохе.
Упражнение 2. Трубач
Глубоко вдохнуть и прижать к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе:
Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся обойтись без докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
Упражнение 3
Произносить скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 3—4 слова:
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки:
(сделать вдох и продолжить)
Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и т.д.
Упражнение 4
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. Числовые последовательности тщательно проговаривать, следить за равномерностью и длительностью выдоха. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.
Используемая литература:
1. Алифмнова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001
2. Волкова Г.А. «Игровая деятельность» в устранении заикания у дошкольников. М., 2003
3. Громова О. Е. Инновации в педагогическую практику. М., «Линка - пресс», 2008
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001;
5. Мусова И. Б. Логопедические чистоговорки. М., 1998
6. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. – СПб., 2000
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
8. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 2000;
9.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.,2002;
10. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,2005;
11. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М.,2007
