Особенности выбора репертуара в классе общего фортепиано
доклад "Особенности выбора репертуара в классе общего фортепиано"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. Г.Струве»
Методический доклад
«Особенности выбора репертуара в классе общего фортепиано»
Подготовила:
Бушнева О.Н.
преподаватель по классу фортепиано
Железногорск
2025 г.
Предмет «Общее фортепиано» является одним из звеньев в комплексе учебных задач, направленных на формирование и приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано. Наряду с другими предметами образовательного процесса курс общего фортепиано необходимдля музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки инструменталистов и хоровиков. Практическое освоение этого инструмента является базовой основой дляизучения предметов теоретического цикла, так как на уроках сольфеджио и музыкальной литературы демонстрация музыкального материала проводится на фортепиано.
Данное методическое сообщение – это попытка изложить свой опыт работы по предмету.
Моя задача (как преподавателя) сформировать у учащихся положительное отношение к обучению, заинтересовать их процессом овладения инструментом, сделать так, чтобы урокистали импульсом для развития музыкальных способностей. Фортепиано – это классический, самый интеллектуальный инструмент, на нем можно исполнять всё, что называется музыкой.Поэтому удивить новыми методами обучения на нем очень сложно. В своей работе я придерживаюсь традиционных способов и методов обучения.
Добиться это сложно, чем в других видах искусства, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало, и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.
Выбор репертуара - одна из важнейших задач в педагогической деятельности. От педагога зависит создание той музыкальной опоры, на которой будет строиться процесс обучения ивоспитания ученика.Тщательно и грамотно подобранный репертуар формирует музыкальный вкус и эстетические представления исполнителя, развивает пианистические навыки и способствует раскрытию творческого потенциала. Поэтому проблема выбора учебного материала всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения.
Работа в классе общего фортепиано имеет свою специфику, а именно: небольшое количество часов в учебном плане иограниченные возможности домашней работы из-за отсутствия у большинства учащихся полноценного музыкального инструмента.
Урок по учебному предмету общее фортепиано проводится 1 раз в неделю. Если ребенок пропустил одно или несколько занятий, то многое из изученного материала он забывает – этосоздает определенные трудности в работе.
Важность правильного выбора репертуара в классе общего фортепиано общепризнана. Выбору репертуара предшествует педагогическая диагностика, позволяющая проанализировать музыкальные и технические возможности учащегося. Именно педагогический анализ должен стать главным определяющим фактором в подборе музыкального материала. Педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается педагогический репертуар, какие новые знания и навыки приобретет ученик? Развитию, каких сторон личности будет способствовать художественное содержание произведения?
Как правило, в школу искусств поступают учащиеся сразными музыкальными способностями, физическими и психологическими особенностями. Подобрать каждому ребенку репертуар, который будет соответствовать и программным требованиям, и индивидуальным способностям–важнейшая задача преподавателя. Это и есть дифференцированный подход, нельзя стричь всех под одну гребенку.Выбор учебного материала детям – это музыкальная пища растущего организма. Он должен быть разноплановым иразнообразным.Ученику нужны как легко усваиваемые пьесы, так и требующие больших усилий произведения. Музыкальный язык в изучаемых произведениях должен быть образным и доступным для восприятия, ритмы знакомы и понятны для небольшого детского жизненного опыта. Я избегаю безымянных пьес, предпочтение отдаю программной музыке. Так как название изначально несет в себе содержание, дает направление для понимания и развития сюжета, развивает фантазию, помогает в поисках звуковых красок и работе над прикосновением.
Очень важно подобрать ключик к каждому ученику, чтобы понять, что ему свойственно, а чего не хватает. Для этого педагог должен быть не только хорошим музыкантом, мастером своего дела, но и психологом.
Основу моего учебного материала составляют песни, этюды, танцы, музыка из мультфильмов, марши и ансамбли. Почему именно эти музыкальные жанры?
Например. Песни сопровождаются словами. Этот музыкальный жанр понятен и близок детям. Большей частью они лирические и мелодичные, имеют композиционную четкость, законченность мысли и фразы. На моих уроках ученики всегда поют.
Маршевая музыка тоже очень нравится детям. Они знают ее предназначение. Моя задача расширить эти познания. Мы двигаемся под марш, добиваемся четкости движений, говорим о темповом и динамическом разнообразии, об инструментах, на которых чаще всего исполняются марши.
На начальном этапе обучения для закрепления нотной грамоты и выработки практических умений я выбираю легкие одноголосные примеры, По мере развития и усвоения пианистических приемов игры музыкальные примеры постепенно усложняю. При выборе музыкального материала для учащихся 1-2 года обучения считаю нецелесообразным использовать в работе пьесы, где встречаются широкие интервалы или октавы. С осторожностью отношусь к произведениям в размере 3/4 или 3/8.
В этом учебном году в моем классе обучаются 7 учеников. Все они имеют абсолютно разные музыкальные, физиологические и личностные особенности.
Например. Есть в моем классе учащиеся со “скромными” музыкальными, исполнительскими способностями и психофизическими возможностями (слабые моторика, память, реакция, эмоциональность). Для таких детей я выбираю одночастные по объему, но яркие по образу произведения в основном из сборников И. Корольковой «Крохе – музыканту», «Нотки-клавиши» составитель Т. Бабичева, Н. Тороповой, популярные детские песни в переложении для ансамбля в 4 руки – Б. Савельев «Песенка Кота Леопольда», р.н.п. «Как у наших у ворот». Эти пьесы небольшие и несложные по объёму (от 8 до 16 тактов) с простым ритмическим рисунком, без пунктиров и синкоп, с короткими мотивами (по 2 - 4 ноты), разнообразной динамикой и хорошо запоминающейся мелодией.
Для приобретения навыков интонирования, умения исполнять произведения канителенного характера в работе использую следующие пьесы: Д. Львов-Компанеец «Колыбельная», Д. Штейбельт «Адажио», Е. Поплянова «Облака плывут», «Снежная нежность», С. Майкапар «Сказочка», соч.28 №10. и др.
Для развития и закрепления пианистических навыков игры в качестве рабочего материала использую произведения Н. Тороповой из сборника «Музыкальные зарисовки». Многие пьесы из этого сборника имеют заголовок. Например: «Полька для медвежонка», «Колыбельная для Нади», «Баба-Яга», «Прогулка».
Современная нотная литература знакомит обучающихся с музыкой разных композиторов. В ней есть все необходимое для успешного обучения игре на фортепиано. В основном пианистическая база опирается на классический репертуар. Но воспитание на классических произведениях вырабатывает у учащихся односторонность слуха, внедряя в их сознание слуховой стереотип. Современная музыка с её своеобразным ритмом и необычным звучанием воспринимается как фальшь. Учеников необходимо знакомить с современным звучанием музыки. Для расширения слуховых представлений и воспитания чувства ритма необходимо включать в репертуар произведения современных авторов.
В заключение хочу добавить, что на сегодняшний день мы имеем огромные возможности для выбора нотного репертуара. К ним относятся многочисленные сайты музыкальных издательств, странички педагогических форумов и журналов. В них можно найти много полезной методической литературы и новые произведения. Благодаря интернету – я познакомилась с музыкой Уильяма Гиллока (Джиллока), Е. Лауменскиене, Владимир Коровицин, Игорь Парфенов, Марта Майер, Катрин Роллинг и другие. Музыкальные сочинения этих авторов помогают развивать творческое воображение, расширяют кругозор и просто доставляют удовольствие юным музыкантам. Для работающего преподавателя важным является знание методик и сборников разных композиторов. Только в этом случае он сможет выбрать из всегоразнообразия самое лучшее и ценное для ученика. Считаю нецелесообразным изучать материал только по одному фортепианному учебнику. Каждый сборник имеет свои особенности изложения материала, поэтому лучшая методика состоит в том, чтобы, подобрать учебное задание, индивидуально.
Список литературы:
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – Москва: Музыка, 1978.
- Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». - СПб.: «Композитор», 1992. - с. 100.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979. С. 28-29.
- Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984.
