Григорианский хорал – музыкальный символ Средневековья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Григорианский хорал – музыкальный символ Средневековья
Выполнили: Каратаева В.К., Картавых Т.А.
В период Средневековья музыка имеет сугубо практическое значение – она является частью религиозных обрядов . Ранние образцы средневековой музыки совершенно не похожи на ту музыку, которая сопровождает нашу повседневность: в ней нет ни постоянной ритмической пульсации, ни привычных нам тональных тяготений, ни гармонии, ни как таковой мелодии. Но что же в ней все-таки есть?
Главное в духовной музыке Средневековья – это текст. Подавляющее большинство произведений этого периода – вокальные, без инструментального сопровождения. Преобладание текста над музыкой и доминирование вокальных жанров сохранится и после окончания эпохи Средневековья и продлится аж до зрелого барокко.
Важной вехой для в истории европейской музыки является создание Григорианского хорала. Это сборник церковных песнопений на латинском языке. Хотя легенды приписывают создание этого сборника папе Григорию Великому, это скорее дань уважения, нежели исторический факт: Григорий Великий умер в начале VII века, тогда как самые ранние образцы Григорианского хорала относятся к началу IX. Перечислим характерные черты песнопений Григорианского хорала:
• Использование монодии (одноголосия)
• Тексты на латинском языке. Основной источник текстов – Библия, однако со временем стали появляться тексты и из других источников
• Отсутствие постоянной ритмической пульсации (в библейских текстах важно каждое слово и ни одно не может быть выделено больше, чем другие)
• Небольшой диапазон песнопений
• Плавное движение мелодии
• Горизонтальное (то есть мелодическое, а не гармоничное, функциональное, мышление)
• Мелодии строятся по логике церковных ладов
Прихожане должны были внимательно слушать слова службы, поэтому все, что могло от этого отвлечь (причудливые мелодии, скачки, многоголосие) поначалу считалось излишним.
Важно отметить, что лады ранней Средневековой музыки совершенно не похожи на те лады, которые мы знаем сейчас. Современные лады представляет собой абстрактную последовательность тонов и полутонов. Тогда как церковные лады имели строго определенный диапазон, связанный напрямую с диапазоном певческого голоса (например, от фа малой октавы до фа первой октавы) и ряд характеристик, которые сейчас в широкой практике не используются. Например:
• Амбитус – диапазон лада
• Тенор – главный, опорный тон
• Реперкусса – второй опорный тон
• Финалис – заключительный тон песнопения
• Конфиналис – тон, через который осуществляется переход в другой лад
Все эти категории помогали организовывать мелодии (сейчас эти функции выполняют гармонические последовательности, например, простейший оборот T-S-D-T).