Знакомство с детским музыкальным фольклором -методический материал

Фадеева Ирина Васильевна

  Цель: знакомство с термином «фольклор».Задачи: вспомнить знакомые и разучить новые детские народные песенки, народные игры, развивать музыкальный слух, чувство ритма,   воспитывать интерес к народному творчеству.

Что такое "фольклор"? Все пословицы, поговорки, прибаутки, сказки, игры, которые придумали люди -это фольклор. Люди верили в силы природы, поэтому сочиняли заклички и пели их нараспев. Мелодии были простые и запоминались легко. Вспомните сказки, где животные поют. А какие колыбельные пела ваша мама? Можно не только петь попевки или заклички, но и играть на шумовых инструментах. Много существует народных игр(н-р. "Баба- ёжка") Вы тоже можете придумать какую-нибудь попевку или колыбельную (задание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_folklor.odt15.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          План занятия «Знакомство с детским музыкальным фольклором»

               (Первый год обучения )

 

             Цель: знакомство с термином «фольклор».

Задачи: вспомнить знакомые и разучить новые детские народные песенки, народные игры, развивать музыкальный слух, чувство ритма,   воспитывать интерес к народному творчеству.

             Атрибуты: шумовые инструменты.

Педагог: Ребята, вы, конечно, слышали слово «фольклор», а кто знает, что оно означает? (ответы)

Фольклор – это пословицы, поговорки, прибаутки, сказки, игры, которые придумали сами люди. Простые люди сочиняли также и песенки. А дети сначала повторяли их, а потом и сами сочиняли. Это уже детский фольклор. А как вы думаете, зачем нужно было придумывать разные пословицы, прибаутки? (ответы) Раньше люди верили в разные явления природы – ветер, солнце, радугу, дождь, в животных и поэтому обращались к этим силам: призывали дождь, солнышко, хорошую погоду. Но обычно они не просто говорили какие-то слова, а напевали их. Исполнялись нараспев многие приговорки птицам и животным.

Вспомните в каких сказках животные поют?(«Колобок», «Волк и семеро козлят». «Кот, петух и лиса » и др.)

Когда рождается малыш, мама поёт ему колыбельную песенку, говорит приговорки. Какую песню пела вам мама, когда вы были маленькие?(ответы)

Исполняем «Баю, баюшки. баю», «Котя , котенька, коток».

Педагог: Эти песенки знают все, они быстро и легко запоминаются на всю жизнь. Сочинили их очень давно, а поём мы их до сих пор. Почему? (ответы) Потому, что их передавали из «уст в уста» (так говорят). Это называется устным народным творчеством, ведь их никто не записывал.

              Значительно позже русские писатели и композиторы стали их изучать и записывать, а иногда и использовать их в своих сочинениях.

Сегодня я хочу познакомить вас с народными закличками, приговорками, играми, которые сочиняли дети.

Заклички (от слова закликать-звать, просить, приглашать) связаны с определённым временем года и обращены к различным явлениям природы.

«Дождик, дождик, лей, лей, лей», «Дождик, дождик, пуще», «Солнышко, солнышко» (разучиваем и исполняем)

Педагог: Приговорки (от слова приговаривать, припевать, нашептывать) – это обращение к животным, птицам, насекомым. Вы, наверняка, знаете некоторые из них. (подвожу детей к приговоркам «Божия коровка», «Гуси, гуси», «Мышка, мышка»,  если не знают, разучиваем и исполняем их).

    Но есть ещё потешный фольклор. От какого слова это название?(рассуждаем) Это прибаутки, небылицы, дразнилки. Какие вы знаете песенки?

            Поём знакомые и разучиваем новые (« А чики, чикалочки», «Как у наших у ворот», «Лиса        лычки драла»). Во время исполнения  дети играли на шумовых инструментах.

Педагог:  Такие песенки вы пели в д/саду, слышали от бабушек, мам и, конечно, запомните их на всю

 жизнь и будете петь своим детям. А сейчас мы поиграем в народную игру «Баба Ёжка». В каждой игре есть водящий. А как его выбирают? Правильно, считалкой. Я знаю интересную муз. считалку «Баба сеяла горох» (разучиваем, выбираем водящего, говорю правила игры).

Играем в игру «Баба Ёжка» - 2-3 раза.

Педагог:  Итак, занятие наше подошло к концу. С чем же вы сегодня познакомились? (ответы) Да, мы вспомнили и разучили заклички, приговорки, считалки, которые придумали не композиторы, а простые люди –взрослые и дети. Как называется такое творчество? (фольклор). Вам понравились такие маленькие песенки? На следующих занятиях мы будем знакомиться с календарными праздниками, новыми закличками и др. детским фольклором. Занятие окончено.