Главные вкладки
Методическая разработка на тему: «Особенности вокально - хоровой работы в детском фольклорном ансамбле»
Детский фольклор - это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народного творчества - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Фольклор дает ребёнку простые и самые главные понятия о жизни и о людях, воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Это очень ценно для нашего времени, для современного учебно-воспитательного процесса. Ведь, проходя все ступени физического, психического, умственного, нравственного воспитания в рамках детской фольклорной традиции, ребенок постепенно входит в большую народную культуру. Он овладевает традиционным ритмомелодическим и интонационным богатством родной речи, в совершенстве осваивает изощренную звукопись поэтического языка, его устойчивые художественные средства, выработанные веками культурной жизни народа, свободно ориентируется в сюжетном, тематическом многообразии и в способах устного народного словотворчества. В народе всегда придавали огромное значение детским играм, песням, прибауткам, берегли и учили своих детей лучшим образцам детского фольклора.
Раньше, в патриархальном крестьянском обществе, дети были естественно включены и в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у них была своя роль. К сожалению, городская жизнь все больше приводит к пространственной и психологической разобщенности родителей и детей. Мамы не знают колыбельные песни, дети не умеют и не имеют возможности играть в наших современных дворах. А потребность к изучению фольклора и интерес к нему у детишек велик, так как трудно найти другой материал, столь близкий им по духу.
В народном творчестве кроется огромное количество разнообразных форм работы, содержащих воспитательно-обучающие возможности, которые приобщают подрастающее поколение к миру прекрасного. Детское музыкально-поэтическое творчество имеет функциональное, утилитарное значение. Оно будит творческую фантазию, помогает организовать и интереснее провести игру. Припевки иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту.
В наше время невозможно возродить старый уклад, быт, да, наверное, это и не нужно. Мы не можем воспитывать детей изолировано от радио и телевидения, от современной музыки, стремительных темпов жизни, поэтому руководителю коллектива нужно искать такие формы приобщения к фольклору, которые помогли бы сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека. Если раньше приобщение детей к народному творчеству протекало естественным путем, то сейчас необходима целенаправленная работа, основанная на понимании важности и ответственности этого дела перед современным обществом. Наша обязанность – передать молодежи крупицы фольклорных знаний, дошедших до нас
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 304.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 9»
городского округа Самара
443101, г. Самара, ул. Пугачёвский тракт, 27 а тел. (846) 264-10-99
E-mail: dmhsh2@yandex.ru
Методическая разработка на тему:
«Особенности вокально - хоровой работы в детском фольклорном ансамбле»
Самара 2024
Введение
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа, оно веками вбирало в себя жизненный опыт, передавая его младшему поколению.
Детский фольклор - это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народного творчества - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Фольклор дает ребёнку простые и самые главные понятия о жизни и о людях, воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Это очень ценно для нашего времени, для современного учебно-воспитательного процесса. Ведь, проходя все ступени физического, психического, умственного, нравственного воспитания в рамках детской фольклорной традиции, ребенок постепенно входит в большую народную культуру. Он овладевает традиционным ритмомелодическим и интонационным богатством родной речи, в совершенстве осваивает изощренную звукопись поэтического языка, его устойчивые художественные средства, выработанные веками культурной жизни народа, свободно ориентируется в сюжетном, тематическом многообразии и в способах устного народного словотворчества. В народе всегда придавали огромное значение детским играм, песням, прибауткам, берегли и учили своих детей лучшим образцам детского фольклора.
Раньше, в патриархальном крестьянском обществе, дети были естественно включены и в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у них была своя роль. К сожалению, городская жизнь все больше приводит к пространственной и психологической разобщенности родителей и детей. Мамы не знают колыбельные песни, дети не умеют и не имеют возможности играть в наших современных дворах. А потребность к изучению фольклора и интерес к нему у детишек велик, так как трудно найти другой материал, столь близкий им по духу.
В народном творчестве кроется огромное количество разнообразных форм работы, содержащих воспитательно-обучающие возможности, которые приобщают подрастающее поколение к миру прекрасного. Детское музыкально-поэтическое творчество имеет функциональное, утилитарное значение. Оно будит творческую фантазию, помогает организовать и интереснее провести игру. Припевки иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту.
В наше время невозможно возродить старый уклад, быт, да, наверное, это и не нужно. Мы не можем воспитывать детей изолировано от радио и телевидения, от современной музыки, стремительных темпов жизни, поэтому руководителю коллектива нужно искать такие формы приобщения к фольклору, которые помогли бы сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека. Если раньше приобщение детей к народному творчеству протекало естественным путем, то сейчас необходима целенаправленная работа, основанная на понимании важности и ответственности этого дела перед современным обществом. Наша обязанность – передать молодежи крупицы фольклорных знаний, дошедших до нас
1. «Народная манера пения - это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды. Народная манера пения основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности.
При обучении народному пению нужно учитывать всеобщие компоненты вокального искусства, такие как:
• певческое дыхание
• высокая певческая позиция;
• округление звука;
• единая манера звукообразования;
• подвижность артикуляционного аппарата;
• мягкая атака звука;
• кантиленное звуковедение.
Определяющим принципом обучения народному пению является сохранение признаков певческой традиции:
• естественный, близкий звук;
•незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;
• дикция, близкая разговорной речи;
• естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;
• плотное грудное звучание.
Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов - «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения.
Овладение участниками народно-певческого коллектива вокально-хоровыми навыками исполнения происходит в процессе специальных упражнений. Задача этих упражнений заключается в том, чтобы повысить вокально-хоровую технику коллектива.
2.Распевание - упражнения, которые выполняются перед началом репетиций или концерта, чтобы приготовить голосовой аппарат для работы, вырабатывать все необходимые вокальные навыки. Здесь главное - настройка ансамбля, подготовка его к наилучшей исполнительской форме. Руководитель должен иметь запас вокально-хоровых упражнений, пополнять его новыми интересными примерами (из конкретных произведений, заимствовать у коллег, черпать из публикующейся методической литературы, сочинять собственные упражнения - задания). Упражнения должны использоваться не бессистемно, а в определенном порядке, предполагая постепенность и разносторонность развития голоса и вокальной техники певцов. Распевки, основанные на фразах их народных песен различных жанров представляют собой наилучший учебный материал в вокальной работе.
3.Звукоизвлечение и слух - два взаимосвязанных компонента. Вокально-хоровая техника исполнения возможна лишь на базе развития слуха. Звукоизвлечение никогда не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже этот контроль, тем безупречнее интонация. Поэтому, приступая к вокально-хоровой работе, мы с первых же занятий обращали внимание участников на соподчиненность голоса и слуха.
3. Воспитание навыков многоголосия, и пения без сопровождения - одна из наиболее трудных проблем, с которой сталкиваются педагоги.
4. Строй, ансамбль.
Работа над чистотой и точностью интонирования в ᴨении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в расᴨевки различных звукорядов, главных стуᴨеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, ᴨение a-сappella. Понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; в связи с этим для исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
5. Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
6 .Певческая установка.
Одной из важнейших задач в работе руководителя народно-певческого коллектива является формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести певческую установку.
Певческая установка - термин, обозначающий положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки. Соблюдение этих требований создает приятное эстетическое впечатление и дает свободу мимике и жесту. Правильная певческая установка активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. При этом:
1.Голову необходимо держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая. Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса;
2.Стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
3.Сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;
4.Корпус тела держать прямо, без напряжения;
5.Руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении.
6.Губы сложены в улыбку, верхние зубы слегка видны, щеки мягкие, “держат тяжесть” чуть опущенной нижней челюсти.
7.Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
8.Выученные песни лучше петь стоя. Так как при этом дыхательные мышцы работают лучше, и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя - голову нужно держать прямо, а руки опущенными вдоль туловища. Не рекомендуется держать руки за спиной.
9.На каждом занятии необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети не задирали и не опускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани.
Певческая установка организует процесс пения и прежде всего дыхания. Неверная певческая установка ведёт к быстрой утомляемости голоса и организма в целом.
7. Певческое дыхание
Для того, чтобы петь необходимо, чтобы через гортань мимо связок проходил воздух. И не просто проходил, а создавал должное подсвязочное давление. Следовательно, дыхание - есть движущая сила голоса.
«В процессе дыхания участвуют многие органы человеческого организма: нос и носовые ходы, носоглотка, гортань, глотка, трахея, лёгкие, грудная клетка, диафрагма, мышцы живота, спины, а при отдельных видах дыхания – плечи, шейные мышцы и т.д. Фактически в осуществлении дыхания участвует почти весь организм, все мышцы человеческого организма. Особенно это заметно при пении с большой силой, когда поющий ощущает напряжение даже мышц спины и ног. В то же время в состоянии покоя в процессе вдоха и выдоха задействовано лишь ограниченное количество мышечных групп.
Цепное дыхание - вид хорового дыхания, при котором певцы сменяют дыхание не одновременно, а «по цепочке», поддерживая непрерывность звучания.
«Цепное дыхание» помогает сохранить непрерывность звуковой линии. Благодаря этому типу дыхания в народном хоре достигается удивительный эффект, когда возникает необъятная широта звучания, сродни необъятным русским просторам. Используя «цепное дыхание», каждый певец может делать вдох в момент, когда его сосед еще продолжает петь. Главное, чтобы при возобновлении пения певец незаметно включался в общее звучание, то есть не изменял динамику и характер звукообразования.
Для того, чтобы развивать у участников навык цепного дыхания можно использовать упражнения на выдержанный звук, следить за его чистотой интонации, удерживать на заданной высоте. Особенно важно научить каждого певца после паузы, взятия дыхания тихо и незаметно вливаться в общее звучание.
При работе над «цепным» дыханием важно:
1. Научиться делать вдох в середине выдержанного звука.
2. При возобновлении пения незаметно включаться в общее звучание.
3. Предварительно наметить, где лучше брать дыхание. Направим внимание детей на выдержанные звуки.
4. Проработать соединение конца и начала куплета на одном дыхании.
5. Петь всю песню на «цепном» дыхании.
6. Использовать игровой прием: всем водить хоровод, нигде не прерывая рисунка движения, следуя за мелодией, исполняемой на «цепном» дыхании.
Итак, можно выделить основные правила цепного дыхания:
- не делать вдох одновременно с рядом стоящим соседом,
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот,
- дыхание брать незаметно и быстро,
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т. е. без «подъезда», и в соответствии с нюансами данного места партитуры,
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Укрепление и развитие навыков дыхания - одна из основных задач в вокальном воспитании. От умения правильно владеть дыханием, зависит естественный, красивый звук без напряжения, без крикливости. Правильное использование дыхания дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости, полётности голоса, проявляя лучшие качества своего тембра.
Для укрепление навыков дыхания можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием – бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано.
Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота).
Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.
Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу произносить на одном выдохе:
Главная техническая задача в этом упражнении (как и в других подобных) – естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда – ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.
В работе над протяженностью хорового звучания следует добиться мягкости, напевности звука при хорошем дыхании. И здесь очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов.
Начинать рекомендуется с песен, в которых распеваются только два звука на один слог:
Постепенное увеличение звуков в распеве до трех, четырех и более поможет добиться широкой напевности льющегося, протяженного звука. Особенно полезны песенные распевы на одну гласную или слово.
Все песни, независимо от жанра, следует исполнять естественно и свободно. Когда хор не владеет дыханием, звук получается тусклым.
8. Высокая певческая позиция и единая манера звукообразования.
Одна из самых серьезных певческих задач при обучении народному пению - выработка единой манеры пения у всех певцов хорового коллектива.
Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научится петь просто и естественно. Звук и народной манере должен быть светлый яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и прикрывать его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.
Поэтому освоение традиционной вокальной манеры требует от начинающих певцов ансамбля значительного периода вхождения в акустическую среду фольклорного звука: восприятию его как естественного, не «крикливого», имеющего разговорную (речевую) основу, но управляемого законами вокального интонирования. Указанный подход к пению исключает способы «открытия» фольклорного звука «на крике» и иные упражнения подобного рода при работе с начинающими певцами, практикующиеся в некоторых фольклорно-этнографических ансамблях. Мы считаем, что в таких упражнениях больше вреда, чем пользы: они провоцируют достижение интенсивности звучания за счет плотного смыкания связок без значительного подсвязочного давления, создаваемого опорой дыхания, без нахождения связи дыхание - резонаторы и поэтому вызывают глоточное напряжение, недопустимое в пении.
Специфическое качество, помогающее формированию «высокой певческой позиции» – внутренние ощущения певца. Во время пения у любого исполнителя возникают внутренние ощущения, ясно улавливаемые и точно локализованные. Формирование и «запоминание» физиологически оправданных, конструктивно влияющих на образование вокального звука ощущений ведет к хорошему контролю над звукообразованием. Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. Чтобы буквы-звуки не звучали плоско нужно немного приподнять мягкое нёбо (положение зевка). Для выработки ВВП полезно использовать йотированные гласные и пение с закрытым ртом на согласные «Н» и «М»
Для певца необходимо петь в единой манере звукообразования. Это может быть в определенной локальной традиции или в рамках общерусского языка. Оформление гласных по единому образцу достигается путем фиксированного положения ротоглоточной полости и закрепленной артикуляционной установки органов речи, речевой фонетике данного диалекта. Певческая традиция может передаваться в единой манере голосообразования, окрашенной акустикой ротоглоточной полости, находящейся в положении гласной «Ы» или «Э».
Наиболее резонативными гласными считаются Е И У, согласные Н М Л. Они способствуют достижению единорегистровости звучания голоса.
Чтобы избежать фонетической пестроты в звукообразовании, используются прием мысленной корректировки гласных звуков, предрасположенных к плющению. например, «А» петь ближе к «О», «Е» к «Ё», «И» как «Ю» (пою И – думаю Ю) – вертикальное оформление звучания.
Какими приемами добиваться единой манеры пения? Прежде всего, руководитель сам должен отчетливо представлять, какую именно манеру, стилистику песенного фольклора будет осваивать коллектив. Обычно это местный говор и манера пения. Для народных ансамблей и хоров, создающихся в крупных городах, нужно найти единые областные традиции пения и говора и опираться в своей работе только на них. В то же время нельзя искусственно менять говор, если он существует в окружающей среде, в фольклорном интонировании, так как это естественный способ выражения разговорной и певческой речи.
Перенимание «с голоса» манеры пения – один из методов вокального воспитания. Слабоподготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркими признаками местного пения. Необходимо и индивидуальные занятия с певцами, не владеющими манерой пения хора; для их обучения можно использовать магнитофонные пленки и пластинки с записями песенных образцов. Прослушивание песен даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведений, которые запечатлеваются в памяти.
Необычайно важную роль в достижении красивого звукообразования играют песни с ярким драматическим содержанием. При разучивании таких песен можно использовать игру «Эхо». В этой игре главным является подражание.
Содержание песни «Луковка» подсказывает участие в ее исполнении двух групп: спрашивающей и отвечающей или спрашивающего – солиста и отвечающих – хора. Солистом выбирается наиболее сильный в вокальном отношении хорист; отвечающие – все остальные участники хора – должны точно подражать солисту.
Многие песни, непосредственно старинные «взрослые» образцы, следует включать в репертуар для правильного, полноценного воспитания голоса.
9. Дикция и артикуляция
Дикция - правильное произношение слова, правильное звучание гласных и согласных; интонационная выразительность исполняемого текста; осмысленное отношение к слову, фразировка.
Важный момент в народном вокале - «разговорность» пения. Петь так, как говоришь, - один из принципов народного исполнения. Ничего нарочитого, утрированного в движениях органов речи; все естественно, просто, как в разговоре. Точно так же, как и в разговорной речи, в пении резонирует не столько мягкое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта, то есть твердое нёбо и зубы и, разумеется, грудные резонаторы.
Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое произношение. Певческое произношение ближе к сценической речи, однако между ними есть существенное различие. Голос в речи характеризуется неустойчивостью отдельных тонов. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в речи, и подчинено требованиям музыки.
В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. В народном пении спеть - значит произнести слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, с таким произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи, связанной с говором.
В зависимости от причины недостатка дикции выбирается такой типичный недостаток в дикции, как невнятное произношение слов, чрезвычайно вялая работа артикуляционного аппарата. Этот "недостаток отражается на качестве звука, который становится тусклым, дряблым. Причиной может быть вялость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недостаточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Руководитель должен выяснить дефекты, если таковые есть, у каждого певца и индивидуально поработать над устранением их.
Задача певцов - добиться свободы, подвижности и скоординированности в работе органов артикуляции. При минимальных действиях достигнуть максимальной четкости, ясности, естественности произношения гласных и согласных - в этом - заключена большая и достаточно трудная задача в овладении навыками дикции.
В зависимости от причины недостатка дикции выбирается соответствующее упражнение. Главное правило для всех случаев - это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать упражнения на слоги ба, ма, да. При этом губные гласные б и м будут способствовать активности губ. Для этой же цели используются губные гласные о и у.
Вырабатывая ощущение свободного движения нижней челюсти, руководитель должен помнить, что степень раскрытия рта у поющих может быть различной, так как это зависит от индивидуального строения речевого аппарата. Чрезмерно открытый рот может вызвать напряжение при пении. Нарочитое опускание нижней челюсти, бессмысленное раскрывание рта лишает звук тембра и выразительности, делает его жестким. В работе над преодолением вялости и малоподвижности языка рекомендуется упражнение на слог ля. Здесь нужно обращать внимание певцов на работу кончика языка, который активно ударяется о корни передних резцов, в твердое нёбо.
Сонорные гласные л, м, н, р используются для достижения правильного посыла звука в головные резонаторы, а губная гласная б и зубная д помогают в работе над так называемым «близким» звучанием.
Если в произведении требуется особо подчеркнуть дикцию, а это не получается, можно пропевать мелодию на слоги ля, ле, ли, бра, брэ, бри, дра, дрэ, дри и т.п.
Многие хормейстеры прибегают к следующему приему: не только специальные попевки, но отдельные фразы, фрагменты и целые произведения по многу раз пропевают на одном или нескольких слогах. Выбор гласных и согласных букв, слогов зависит от конкретных задач, которые ставит руководитель перед хором, используя фонетические особенности подбираемых звуков.
Если тембр глухой, рекомендуются упражнения на слоги ля, ли, зи, да, миа, ниа; если пение резкое, форсированное, лучше использовать слоги ду, ку, мо, ло, мао, лао. Пение слогов да, дэа рекомендуется для укрепления дыхания. Очень полезно пение слогов нэ, мэ, рэ, которые помогают хорошей настройке верхних резонаторов.
В работе над вокальной дикцией следует избегать утрированного произношения согласных. К этому приему можно прибегнуть лишь тогда, когда надо специально выделить текст. Принципом работы должно стать спокойное (но не вялое) произношение согласных. Здесь многое зависит от того, насколько правильно настроен голос в смысле резонаторов. Если гласная имеет полетность, согласная «полетит» вслед за ней (согласную при этом обязательно формировать в позиции гласной, так же высоко). ( 8, с. 47- 48 )
В понятие дикции входит не только ясное и четкое произношение слов, но и такие составляющие ее компоненты, как орфоэпия, культура и логика речи.
Культура речи предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии и правильные ударения в словах. По тому, где ставит ударение говорящий (так же как и по его произношению), определяется степень культуры его речи. В каждом русском слове имеется только одно ударение. От исполнителей требуется умение смягчить, «тушевать» неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.
Нередко певцы, исполняя произведения, усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя смысловые (ударные) слоги и не затушевывая безударные. В результате получается «слоговое», невыразительное, однообразное, лишенное кантилены пение. Порой такой недостаток может даже исказить смысл слов:
Правильно:
Дорога ты, моя матушка.
Друга милого дорожка.
От муки сердечной.
Неправильно:
Дорога ты, моя матушка.
Друга милого дорожка.
От муки сердечной.
Одним из важнейших элементов речи является орфоэпия - единообразное, присущее русскому литературному языку произношение слова.
В русском языке имеются пять основных гласных -а~о~у~э-ю, четыре йотированных – я - ё - е - ю и ы, который рассматривается как и дальнего образования. Йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных звуков, перед которыми добавляется полугласный звук й. Звук этот произносится очень коротко, «мягко» и «узко», только кончиком языка, после чего артикулируется основной гласный. Язык не задерживается на п. Гласные буквы-звуки составляют мелодическую основу речи, потому что обладают такими качествами, как высота, сила и протяженность звука. Каждая гласная буква характеризуется своим, только ей присущим укладом языка, определенной степенью раскрытия рта и раствора губ.
Все гласные формируются в зеве, при помощи изменений положения корня языка. В пении необходимо обязательно эту гласную и сохранить ее неизменной до конца звучания. Когда певцы не владеют этим навыком звукообразования, опора звука переходит «на горло». Нужно научиться удерживать форму гласных букв на кончике (кончиком) языка, в узком положении «зевка».
У неопытных певцов «зевок», как правило, принимает форму, соответствующую пропеваемой гласной. Если он поет «широкую» гласную а, то и зев автоматически расширяется. При этом начинает резонировать не грудь, а глотка. Нужно ориентировать певца исполнять гласную а «собраннее, с опорой на точку грудного фокуса, и обязательно строить кончиком языка.
Гласная и нередко исполняется плоско, прижато, когда язык как бы втягивается в глотку, поджимается, вместо того чтобы выдвинуться вперед и опуститься (особенно в толстой части - корне), освободив тем самым выход звуковому потоку наружу. Вследствие этого - сжатие горла и зажим звука. Гласную и целесообразно формировать по образцу ю. Это обеспечивает «высокую» позицию звучания и большую «проточность» гласной и. Во время пения нужно предварительно (на предшествующем гласном звуке) опустить корень языка и одновременно округляя открыть звук и, вперед и вниз; энергичным, плавным и согласованным движениям "языка и нижней челюсти.
Гласная у звучит более глухо и слабо — «закрыто». Причина: язык и губы, вытягиваются вперед, собираясь в «узкое горлышко» (нижняя челюсть в это время опускается), но корень языка не ложится. Из-за этого звук не открывается, и у певца создается ощущение, что он как бы «проваливается». Но достаточно энергично прижать корень языка вниз, и у откроется, как при зевательном движении. Это действие также готовится заранее.
Буква-звук е иногда у народных певцов напоминает «широкое» э. Чтобы избежать расширения глотки, полезно представить себе е звучащей как бы с мягким знаком (еь) на самом кончике языка. Гласную э исполнять на манер «е».
Если гласная ы звучит глухо, ее следует корректировать гласной и, которая приближает звук.
Вокальная дикция отличается от речевой. В речевом произношении многие неударные гласные изменяются, переходят одну в другую: о в ы или а; я в е или и; у - близко к о (например: вода - вида, явилась - евилась, ремень - римень, голова - гылова и т.д.). в певческой дикции изменяется только неударная о, которая переходит в а. Но в пении отдельных народных хоров сохраняются диалектные особенности местной речи (например, северяне поют на о, южане, напротив, «акают» и т.д.).
Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно. На стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящихся на одной высоте, поются раздельно.
Голос будет непрерывно звучать (кантиленно), если согласные «подчинять» гласным. Для этого во время пения необходимо мыслить гласными, вслушиваясь в них, как бы переливая одну в другую. В результате согласные не мешают непрерывному звучанию гласных, создается сплошной звуковой поток.
Если в вокальной гласной слабо выражена область высоких частот, она теряет звонкость, серебристость, полетность звучания; если слабо выражена область низких частот, гласная звучит обеднено, резко и на слух неприятно; искажения в области средних частот делают гласную фонетически неразборчивой. ( 7 )
В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила, насыщенность звучания выявляются прежде всего через гласные. Дикционная ясность разборчивость речи связана с четким произношением согласных.
В методической литературе, посвященной организации вокально - хоровой работы в народном коллективе, уделяется большое внимание дикции и правильной артикуляции. Добиваясь от исполнителей правильной четкой дикции необходимо прибегать к специальным упражнениям. Г. М. Науменко «Фольклорная азбука» приводит ряд таких упражнений:
1. Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно свободно, без напряжения мышц лица и гортани.
2. Произносить песенную фразу нараспев в 2-3 раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.
3. Произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным посылом звука.
4. Петь мелодию, сохраняя разговорный посыл звука.
5. Добиваясь четкой дикции в хоре, можно использовать прием произношения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в перенесении согласных с конца слова к следующему слову или слогу: «Подъезжали мы под село» - «По- Дъе- Зжа- Ли мы по- Дсело…» Это упражнение – прочтение хором текста, разделенного на особые певческие слоги, помогает выработать одновременное произношение согласных всеми певцами.
6. Наиболее полезными и эффективными для улучшения техники словопроизношения являются скороговорки. Они словно специально созданы в народе для тренировки дикции и артикуляционного аппарата. ( 6 )
Некоторые правила орфоэпии гласных и согласных.
Гласные.
1. Ударные гласные открываются языком и нижней челюстью, до конца выявляя свою фонетическую окраску и открытый характер звучания голоса в грудном резонаторе.
2. Редуцированные гласные звучат более ослабленно, вокально тише, их фонетическая ясность также приглушена; открываются преимущественно языком. (Редукция - неясное произношение гласных звуков).
3. Два гласных звука, стоящих рядом в слове или на стыке слов, надо разделять в пении (например, «моя' отрада», «черно' окий», «О, Россия, Россия, ты такая' одна»).
4. Йотированные гласные произносятся быстро: правильно - йааа, йооо, йууу, йэээ; неправильно - йййа, йййо, йййу, йййэ.
5. Все гласные надо уметь фиксировать твердым упором кончика языка в основание (передних) резцов.
6. Фиксация гласных находится в прямой взаимосвязи с метроритмическими особенностями песни. Очень часто певцы недодерживают длительность гласной, спешат перейти на согласную. При этом теряется кантилена, нарушается ритм. Существует способ мысленного дробления ритмических единиц на более мелкие (прием пульсации), который способствует точному пропеванию длительности каждой гласной буквы-звука.
7. Прием «округления» гласных для выработки единой манеры звукообразования.
Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные м, н, л, р - звуки, которые можно петь, точно интонируя. Остальные согласные этих качеств лишены.
Шесть первых согласных русского алфавита - звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. При формировании согласных в ротоглоточной части возникают препятствия, через которые как бы с силой проталкивается воздушная струя.
Согласные прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения, обеспечивающей непрерывность потока звуковой волны. Свистящие и шипящие необходимо произносить чрезвычайно кратко.
Звонкие и сонорные согласные интонируются обязательно на высоте гласной, стоящей после них, способом пропевания.
Сочетания нескольких согласных рядом (вздымает, встрепенется) отрабатываются отдельно. При этом последняя согласная выговаривается более активно, нежели предыдущие, которые произносятся мягче.
В пении произношение согласных звуков часто совпадает с требованиями речевой орфоэпии, правилами литературного произношения слов. Например, согласная ч в отдельных словах произносится как ш (что - што, скучно - скуишо); ч и н, разделенные гласными, произносятся, как пишутся (скучен); сочетание сч и зч произносится как щ (счастье - щастье, счет – щет, извозчик - извощщик); тъся - как цца (раздаться - раздацца); окончания его и ого - как ево и ово (твоего - твоево, любимого - любимово). В некоторых словах, как и в речи, выпадают отдельные буквы (солнце - сонце, поздний - позний).
В пении существует правило переноса согласных с конца слога на начало следующего слога (например, фразу «Далекий мой друг, твой радостный свет» надо спеть так: «Да -леки - ймо - йдру - гтво - йра -до- сны - йсве - т» и т.д.). Й относится к разряду согласных. Перенесение согласных с конца слога на начало следующего дает возможность как можно дольше тянуть гласные, то есть добиваться кантиленного, протяжного пения. При разучивании новых произведений рекомендуется медленно пропевать хоровые партии, следя, чтобы все певцы переходили на следующий слог точно по руке хормейстера, предельно дотягивали гласные до конца. При этом произношение согласных у всех должно быть одновременным, синхронным.
Две одинаковые, рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно как один удлиненный звук («Ка - ккра - си - фэ - то - тса - т»). Однако бывают случаи, когда по смыслу фразы требуется повторить согласную (например: «готов”весь, затем”мы»).
При произношении окончаний следует помнить, что все звонкие согласные переходят в глухие (сад - caт, красив - красиф, дождь - дощщ). Зубные согласные - д, т, з, с перед мягкими согласными смягчаются: «дверь - дьверь, гость - госьть, ветвей - ветьвей, казнь - казьнь».
Н, нн перед мягкими согласными произносятся мягко: «странник - страньник». Н перед л обычно произносится твердо или полумягко: «сонливый».
Ж и ш перед мягкими согласными произносятся твердо (прежде, вешние).
Удвоенное ж в сценической речи и в пении обычно смягчается (жужжит -жужьжьт).
Возвратные частицы ся и сь произносятся в народных песнях как пишутся (напилася, уморилася).
Сочетание сш и зш в середине слова и на стыках с предлогом произносятся как твердое долгое ш (бесшумно - бешшумно), а на стыке двух самостоятельных слов - как написано (произнес шепотом).
Согласные.
1. Согласные, оканчивающие слог (в середине слова), переносятся к следующему слогу и пропеваются вместе с ним; согласные, оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
2. Когда два согласных стоят рядом и после второго согласного стоит ь или йотированная гласная, первый из них произносится с мягким знаком.
3. Глагольные окончания am, ят, ся при пении не изменяются.
4. В конце слова согласные не утрируются.
5. «Й» относится к разряду согласных и в пении подчиняется всем нормам их произношения.
6. Выпадение отдельных согласных, (со ~/л/~ нце, сер -/д/- це, здра -/в/-ствуи).
7. В песенном фольклоре широко используется прием «огласовки», озвучивания согласных, которые соединяются вставной, как бы проскальзывающей между ними, гласной: (Ох/ы/, там/ы/ летел/ы/ пав/ы/лин/ы/...) Приём огласовки придает пению еще большую кантилену. Но пользоваться им надо умело, незаметно пропевать вставные гласные на манер озвученной скороговорки. Огласовка относится к приемам передачи стиля исполнения.
8. Основным принципом звукообразования в пении является «мягкая» атака, требующая мягкого, без задержки, произношения согласного.
9.Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни. Так, в протяжных, задушевно-лирических он будет мягким. Певучесть музыкальной речи обусловливается здесь плавным характером мелодического напева. В плясовых же, трудовых, строевых и других подобных песнях на первый план выходит упругий, чеканный ритм, подчеркиваемый решительным строем дикции. В плясовых песнях, например, слова, будто сами пляшут.
Не менее важный компонент дикции - логика речи - относится к умению певца подчеркнуть, выделить главные, несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Исполнителю важно определить и донести до слушателя смысл каждой фразы и главную мысль произведения в целом. От соблюдения логики речи нередко зависит выявление самой сути содержания слов. Слово, несущее на себе логическое ударение, может быть иногда произнесено и тише других. Необходимо «протянуть» мысль от начала фразы к ее логической вершине.
Основная цель работы хормейстера над вокальной дикцией сводится к тому, чтобы научить участников хора петь осмысленно и художественно выразительно.
Истоки русской вокальной школы идут от плавной речи и от широкой распевности народных песен. Над словом надо работать не формально, а по существу, вникая в смысл, в интонацию слова. Иногда бывает достаточно фонетически правильно настроить ротовую полость на нужную гласную, и качество звука улучшается, певцы чувствуют удобство и свободу в пении. «Конечно, речевая гласная отличается от певческой, но основа их одна и таже: обе воспроизводятся на дыхании, только первая на коротком, вторая же на протяженном; речевая гласная не требует усилий, певческая же основана на активной работе мышц дыхания голосовых связок.
Русская народная песня не терпит душевной фальши. Слово, произнесенное в ней невыразительно, формально, погубит ее, поэтому мы часто видим, как песня не получается таже у певцов, обладающих очень хорошими голосами: им не хватает задушевности, художественной правды». (В.М.Луканин)
Работа над артикуляционным аппаратом.
Как известно, звуки речи делятся на согласные и гласные. Они разнятся по механизму своего образования и по акустическим характеристикам. Формирование звуков речи осуществляется
артикуляционным аппаротоглоточного канала: губы, язык, мягкое небо, мускулатура, двигающая нижнюю челюсть.
Главным артикуляционным органом является язык, который способен принимать различные конфигурации. Его перемещения в ротоглоточном канале меняют размеры глоточной и ротовой полостей. При языке, уложенном максимально назад, глоточная полость имеет минимальные размеры, а ротовая - максимальные. И, наоборот, при языке, уложенном максимально вперед, глоточная полость получает максимальные размеры, а ротовая - минимальная. Корень языка прикреплен к подъязычной кости, поэтому движения языка вверх – вниз передаются через нее гортани. Отсюда вывод – передвижения языка влияют на работу гортани. Язык участвует в образовании всех гласных и большинства согласных. При образовании гласных звук проходит по ротоглоточному каналу не встречая никаких припятствий в форме сужения или прекрытия как у согласных. В зависимости от формы и объема глоточной и ротовой полостей, различных на разных гласных, звук приобретает характерные усиления – обертоны гласных (форманты). По ним наше ухо отличает один гласный звук от другого.
Гласные в процессе живой речи приобретают полную форму только в тех случаях, когда на них падает ударение в слове или когда говорящий хочет выделить слово, сделав кульминацией всей фразы. Остальные гласные в словах, составляющих фразу, произносятся неполно, редуцируются. Смешивание или редукция, диктуется нормами произношения, диалектом. Оно необходимо и в пении для естественного звучания текста, для приближения вокальной речи к разговорной.
Согласные звуки образуются в результате включения в работу шумового возбудителя. Это разнообразные сужения и затворки в ротоглоточном канале, через которые воздух шумом проталкивается наружу. Это может быть полное перекрытие канала с последующим резким размыканием его (взрывные): «п», «к». Или просто сужение в виде щели как при согласных «с» и «ф» (фриктивные согласные). (6)
Рекомендуется пропевать, проговаривать скороговорки на разной высоте, в разном темпе, стараясь особенно четко произносить согласные Р,М,Н,Б. В то же время, шипящие согласные нужно пропевать быстра, легко. Полезно специально поработать над четким произношением согласных в конце слов. Только при хорошей дикции и артикуляции текст во время пения хорошо прослушивается. При выполнении упражнений или при работе непосредственно над произведением руководитель должен внимательно следить за артикуляцией: губы и язык работают активно, нижняя челюсть свободна. Одновременно педагог контролирует напевность гласных, чистоту звучания неударных гласных, быстрое и четкое проговаривание согласных, напоминает детям, что согласную букву присоединяют к последующей гласной.
Очень полезно проговаривать скороговорки, способствующие устранению недостатков в дикции. Проговаривать их нужно сначала медленно и постепенно ускоряя темп. В устном народном творчестве огромное количество скороговорок – выбор за руководителем.
Первая группа скороговорок – на шипящие звуки:
а) Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
А две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Эту и остальные скороговорки сначала надо прочитывать в медленном темпе и после окончательного разбора слов переходить к пению скороговорки на определенной высоте в быстром темпе.
б) Бежит лиса по шесточку,
- лизни, лиса, песочку!
в) Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
г) Ведет Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,
Соню с лоб, с санок все в сугроб.
д) Щетинки у чушки,
Чешуйки у щучки,
Щели-щелочки и щечки.
Вторая группа на звуки «л» и «р».
а) Из-под Костромы, из-под Костромщины
Шли с коробами четыре мужчины,
Говорили про торги до про покупки,
Про крупу да про подкрупки.
б) Козел – мукомол,
Кому муку молол?
А кому не молол?
От того, кому молол,
Получал пироги;
От того, кому не молол,
Получал тумаки!
в) Петр Петрович по имени Перепелович
Пошел погулять, поймал перепелку,
Пошел продавать. Понес по рынку,
Просил полтинку, подали пятак,
Он продал и так!
И еще скороговорки с разнообразными сочетаниями звуков:
а) Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи.
б) Коваль ковал коня,
Конь копытом коваля,
Коваль кнутом коня.
Однако для раскрытия смысла произведения мало только четкости произнесения текста. Особенно тщательно педагог должен работать над выразительностью слова, В разговорной речи большое значение имеет интонация, с которой произносится слово. Целый арсенал выразительных средств (паузы, цезуры, ударения, темп, жест, динамика, регистр, тембри т.д.) употребляются человеком для того, чтобы смысл сказанного был раскрыт как можно точнее.
Исключительное внимание к слову должно присутствовать на каждом занятии с детским ансамблем. Многие песни входят в календарные обряды, в хореографические блоки, т.е. исполняются с движением, обыгрываются, а значит, слово должно передаваться ещё четче, яснее. Тексты обрядовых песен зачастую построены так, что в них несколько раз повторяются не только отдельные слова, но целые фразы. При произнесении их многократно, нужно находить псе новые интонации.
В процессе работы над дикцией и артикуляцией педагог часто строит упражнения на текстах скороговорок, что эффективно способствует усовершенствованию произношения. Скороговорки, как правило, - маленькие стишки, включающие в текст труднопроизносимые слова и словосочетания. Частое и быстрое повторение скороговорок улучшают артикуляцию, способствует выработке хорошей дикции.
Рекомендуется пропевать их на разной высоте, в разных темпах, стараясь особенно четко произносить согласные в конце слова. Весьма полезно проговаривание или пропевание скороговорок с перенесением акцента по порядку от первого до последнего слова, с разным эмоциональным наполнением: сердито, грустно, важно и т.д.
Музыкальный язык потешного фольклора и, в частности, скороговорок, - ритмически прост, узкообъемен (в основном, в пределах терции и кварты), построен на интонациях, близких к разговорной речи.
На уроке при настройке голосового и артикуляционного аппарата, во время распевания требуется систематически предлагать участникам ансамбля пропеть сочиненную ими дома попевку на ту или иную скороговорку, потешку и т.д. (5, с. 13-14)
Список литературы
- Весенние капельки. Русские народные песенки. - М., 1983.
- Гармошечка-говорушечка. Музыкально-литературный материал для детей младшего возраста. - М., 1990.
- Жаворонушки. Русские песенки, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко. - М., 1977.
- Жили-были. Сост. Калугина В.И. - М., 1988.
- Котенька-коток. Русские народные песенки. Сост. Науменко. - М., 1990.
- Ладушки. Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Сост. Егорова. - М., 1990.
- Ненаглядная краса. Русские народные песни для детей. Н. Метлов.-М, 1975.
- Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. Сост. Забылин.-М., 1990.
- Русские народные сказки. - М., 1975.
- Рыбенкова М.А. Русские пословицы и поговорки. - М., 1961.
- Солнышко - ведрышко. Русские народные песни, хороводы. Сост. М. Медведева. -М., 1984
- Филлевская В.М. Народные потешки, пестушки, песенки, шутки. 1951 № 12.
- Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. - М., 1991
Список литературы (для педагога)
- Аникин В. Русские пословицы и поговорки. - М, 1998.
- Агафонников В. Заплетись плетень. -М., 1977.
- Бурыгин В. Волжский сувенир. - С., 1993.
- Браз С. Русская народная песня. - М., 1975.
- Виноградов С. Детский фольклор. - Л., 1978.Ведерникова Т.
- Этнография и праздничная культура народов Самарского края. - С., 1993.
- Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
- Борисенко Б. Детский музыкальный фольклор. - В., 1996.
- Дубравин В. Русские календарные песни. - М., 1974. Зацарный Ю.
- Русские народные песни. - М., 1998.
- Камаева Т. Детские музыкальные праздники. - М., 1994.
- Кулагина А. Русские частушки. - М., 1992.
- Климова А. Основы русского народного танца. - М., 1994.
- Мельников М. Русский детский фольклор. - М., 1988.
- Мухлинин М. Игровой фольклор и детский досуг. — М., 1987.
- Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! - М., 1987.
- Науменко Г. Жаворонки. - М., 1987
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. С-П, 2002.
- Руднева Н. Русский народный хор. - М., 1960.
- Терентьева Л. Детский фольклорный ансамбль. - С., 1991.
- Хрестоматия по методике музыкального воспитания. -М., 1976.




