конспект занятия "Азбука театра"

Чапурина Надежда Валентиновна

План конспект открытого занятия "Азбука театра" в объединении "Театральная шкатулка" для обучающихся 1 года обучения. Цель занятия: продолжить знакомство с развитием театрального искусства; развить познавательные интересы детей через расширение представлений о театральных профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chapurina.doc69.5 КБ
Office presentation icon azbuka_teatra.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по театральному искусству для обучающихся  ШТО «Калейдоскоп»

Подготовила: Чапурина Надежда Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества  г. Козьмодемьянска».

Дата проведения: 27.01.2015 года

Объединение «Театральная шкатулка»

Тема занятия: «Азбука театра»

Тип занятия: комбинированный.

Форма занятия: урок-игра.

Цель: Продолжать знакомить с развитием театрального искусства; развить познавательные интересы детей через расширение представлений о театральных профессиях.

Задачи:

Обучающие: Изучение истории театра, знакомство детей с театром, как с  разновидностью искусства, изучение театральных терминов, перевоплощение в роли, знакомство с профессиональным театром нашего города.

Развивающие: Развивать у детей навыки и способности к совместной деятельности, чувство общности, творческие способности, импровизацию, взаимодействие с партнером, воображение и фантазию. Развивать психо-физический аппарат с помощью актерского тренинга, обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательность, дружелюбие, уверенность в себе, чувство коллективного творчества.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, слайды о театре, костюмы скоморохов, таблички с театральными терминами.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Ход урока-игры.

Педагог: Здравствуйте, ребята.  Присаживайтесь. Приятно, что  на занятии присутствуют  все.  Ребята,  на нашем открытом уроке присутствуют гости, ведь не зря же он называется открытым,  прошу вас не отвлекаться и не волноваться, работаем в обычном режиме.

Тема нашего занятия « Азбука театра». Мы продолжаем  с вами  разговор о театре, его истории, еще больше узнаем о театральных профессиях, познакомимся с новыми  театральными  терминами.

 Как обычно наше занятие мы начнем с актерского тренинга, сегодня  проведем сокращенный вариант актерского тренинга.

Упражнения на дыхание.

Вдох-выдох (руки на ребрах, спинка прямая)

Волшебные буквы (медленно, под хлопки)

Упражнения на расслабление шеи.

«Ой, ой, я больной»

«Часики»

«Любопытная Варвара»

Упражнения на артикуляцию.

«Носик ёжика»

«Гребенка»

Упражнения на сцен. движение.

«Снежки»

«Лыжи»

Присаживаемся. Молодцы!

(Звучит музыка «Приходи, сказка»)

Открылся занавес,

И мы в чудесный мир попали!

Здесь декорации, и музыка и свет.

Актеры сказку добрую сыграли…

Куда пришли мы? Кто же даст ответ?

Правильно, мы с вами пришли в театр.

(Слайд 1. Театральные маски)

Посещение театра – это праздник, праздник-встреча с прекрасным, необычным,  добрым и светлым, это большое удовольствие. Я очень люблю театр. А вы, ребята? Кто любит театр, ребята, поднимите руки. Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить о театре, узнаем его историю.

Театр – слово греческого происхождения, означало «место для зрелищ» (повторяют хором)

Словно по мановению волшебной палочки мы попадаем с вами в Грецию. 
У бога Греции Зевса было 9 дочерей - богинь-покровительниц искусств и наук.  Вскоре Мельпомена стала не только музой трагедии, но и покровительницей театра
.

(Слайд 2. Мельпомена) 

Мельпомена изображается с маской в одной руке и с кинжалом в другой руке. Этим кинжалом она поражает человеческие недостатки, которые показывали актёры в  греческом театре. 

А каким был греческий театр? 

Афинский театр вмещал одновременно 17 тысяч зрителей.

(Слайд 3. Древний театр)

Это гораздо больше, чем в современных театрах. Располагался театр не в помещении, а на вершине холма, на открытом воздухе. Входными билетами  служили пластинки небольшого размера из обожжённой глины.

(Слайд 4.Афинский акрополь)

Местами для зрителей были не мягкие кресла современного театра, а каменные скамьи. Первые места были для почётных гостей, остальные места можно было занимать. Выступления актеров сопровождала музыка, пел хор.
А для того чтобы актёров было лучше видно, они надевали на ноги специальные деревянные подставки – котурны  

(Слайд 5. Котурны).

Актеров  в представлении было не более трех, они играли по нескольку ролей. Спектакль в древнегреческом театре начинался довольно рано – около семи часов утра.   В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актёрам работать только при солнечном свете. 

А когда на Руси ещё театров не было, это было еще в 11 веке, только бродячие Скоморохи ходили по городам, устраивали свои представления прямо на улицах, площадях и ярмарках. 

(Слайд  6 Скоморохи)

Скоморохи плясали, шутили со зрителями, пели песенки, разыгрывали шутливые сценки, показывали акробатические номера и дрессированных животных, высмеивали глупых бояр.


А теперь давайте поговорим об истории театра на Руси. Впервые настоящий театр появился в городе Ярославле. Его организовал актёр Фёдор Волков, которого называют отцом русского театра.

(Слайд 7.Портрет Ф. Волкова. )

Федор Волков  родился в городе Костроме в купеческой семье. Отец мальчика вскорости умер. Отчим хотел, чтобы мальчик стал купцом и отправил его учиться в Москву, а потом в Петербург. В Петербурге Волков попал на спектакль, который давала иностранная труппа. После этого он ни о чём другом думать не мог, только о театре. 
Переехав в Ярославль, он собирает своих друзей и предлагает им начать ставить спектакли. Выступления театра Волкова были очень успешными. Царица Елизавета Петровна, повелевает Волкову и его актёрам ехать в Петербург. Так, в 1756 году в России начал работу первый русский театр. Волков стал в театре главным актёром. Он играл и комедийные, смешные роли, и трагедии.

Ребята, а как называется профессиональный театр в нашем городе?

Молодежный горномарийский театр.

(звучит Горномарийская мелодия)

14 сентября 1994 года в Козьмодемьянске открылся профессиональный горномарийский молодежный театр. Это самый молодой театр в Республике Марий Эл и единственный театр в котором ставят спектакли на горномарийском языке. Директором является Алексей Николаевич Васканов. Вот несколько фотографий постановок на горномарийском языке.

(Слайды 8, 9, 10,11, 12,13)


(Звучит мелодия «Гимн музыкантов ». 1 куплет и припев)

 Что это? Ребята, к нам кажется, пришли бродячие артисты скоморохи.

Все: Мы шли, шли, и сюда вдруг зашли.

Немихин Иван: И чего вы тут сидите? О театре говорите?

Кутумова Юля: Хорошо сидите вы ребятки,

А не хотите ли отгадать театральные загадки.

Поликанова Полина: Начинай Вавила,

Все: в бок тебе вилы.

Кисунина Полина: Отгадываем загадки скоро,

Все: Очень дружно, только хором.

 Есть профессия такая,

Что известна с давних пор.

Роли человек играет.

Как зовут его?... (актер)

Кутумова Юля: Загадка вторая.

Кассирша в кассе вам его продаст.

А вдруг – подарит или так отдаст.

Его предъявишь контролеру ты.

Нет-нет, не думай, это – не цветы!

В театр запомни, нам прохода нет,

Коль не предъявишь ты входной… (билет) 

Кутумова Юля:

А теперь загадку загадывай ты, Федот.

Все: Бублик тебе в рот.

Немихин Иван:

Пришел в театр – спеши раздеться,

А вещи не мешали чтоб,

Их сдай на время в …. (гардероб)

Кисунина Полина:

Соберитесь, не зевайте,

Загадки наши отгадайте.

Загадает вам Миклуха,

Все: Ребятушки, востро держите ухо. 

Поликанова Полина:

Распахнуты глаза,

Подчеркнуты ресницы,

Румянец, пудра…

Это ты, актер?

Кто так помог тебе преобразиться?

Конечно, театральный наш…. (гример)

Кисунина Полина:

Костюмы в порядке,

Довольны актеры без меры,

За них отвечают умелые… (костюмеры)

Немихин Иван: А тетерь твоя загадка, Гаврила.

Все: Постарайся быть галантным и милым.

Кутумова Юля:

 Он пьесу выбирает,

Он роли назначает,

И подчиняется ему любой актер,

Знакомьтесь, это…. (режиссер)

 Поаплодировав актерам,

Уйдем домой. Пустеет зал.

Но ты окинь последним взором

То место, где ты побывал.

Волнует необыкновенно

Воображенье эта… (сцена) 

Немихин Иван: Все загадки отгадали,

Смекалку, дружбу показали.

Со скоморохами играйте

Все: Песню громко подпевайте.

Поликанова Полина: Позабавиться пора- это древняя игра.

«У оленя дом большой»,

Становись и с нами пой!

(Звучит  « У оленя дом большой». Не более 3 раз)

Педагог: Спасибо, вам, бродячие артисты, скоморохи. Присаживайтесь к нам.

Скоморохи: С удовольствием! (бегом убегают и присаживаются в конце класса)

Учитель: А не пора ли нам самим выступить в роли актеров и показать хотя бы маленький отрывочек из нашего спектакля «Петрушка и подушка», автор Владимир Лифшиц. На площадку выходит первый состав актеров.

(Звучит мелодия «Приходи, сказка»)

Показывается отрывок из пьесы В. Лифшица «Петрушка и подушка»

Спасибо, ребята. Сегодня вы действительно много узнали о театре. А теперь проведём фестиваль знатоков азбуки театра. Многие термины мы уже с вами знаем.  Для ответа поднимайте руки.

Аплодисменты – высшая оценка зрителей.
Балет – это вид искусства, в котором содержание действия передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой. 

Водевиль - небольшая  комедия, где артисты  поют, пляшут, шутят

Декорация – это оформление сцены в спектакле художником. 

Драма - Произведение с трагическим концом.

Зритель – человек, который приходит в театр, чтобы посмотреть спектакль. 
Комедия – это пьеса, в которой смех учит правильным поступкам.

Маска – одевают  на лицо с изображением какого-нибудь персонажа. 
Опера – это спектакль, в котором люди не говорят, а поют. 
И мы с вами подошли  к буковке Т.

Театр -  место для зрелищ.

Заключение.
Молодцы все ребята! Каждый день актёры приходят в театр, на репетиции, исполняют роли,  они делают всё, чтобы зритель был приобщён к великой силе театрального искусства. Спектакль закончился. Зрители покидают зал. Но они уносят с собой частичку чуда, под названием театр.
Сила аплодисментов является оценкой труда актера. Давайте аплодисментами оценим свою работу. Спасибо. А теперь оцените работу товарищей. Спасибо. Сегодня все заслужили отличную оценку.  Открытый урок закончен. Что-то скоморохи хотят сказать, тянут руки.

Скоморохи выходят.

Поликанова Полина: Были мы в театре,

Были и в буфете

Там Вавила заприметил вкусные конфеты

В антракте посидели, да чайку попили.

И для вас, конечно,

Все: Конфеты прихватили!

(Звучит громко мелодия «Гимн музыкантов», скоморохи угощают детей конфетами)

4 экземпляра. (Звучит мелодия «Гимн музыкантов ». 1 куплет и припев)

 Что это? Ребята, к нам кажется , пришли бродячие артисты скоморохи.

Все: Мы шли, шли, и сюда вдруг зашли.

Немихин Иван: И чего вы тут сидите? О театре говорите?

Кутумова Юля: Хорошо сидите вы ребятки,

А не хотите ли отгадать театральные загадки.

Поликанова Полина: Начинай Вавила,

Все:  в бок тебе вилы.

Кисунина Полина: Отгадываем загадки скоро,

Все: Очень дружно, только хором.

 Есть профессия такая,

Что известна с давних пор.

Роли человек играет.

Как зовут его?... (актер)

Кутумова Юля: Загадка вторая.

Кассирша в кассе вам его продаст.

А вдруг – подарит или так отдаст.

Его предъявишь контролеру ты.

Нет-нет, не думай, это – не цветы!

В театр запомни, нам прохода нет,

Коль не предъявишь ты входной… (билет) 

Кутумова Юля:

А теперь загадку загадывай ты, Федот.

Все: Бублик тебе в рот.

Немихин Иван:

Пришел в театр – спеши раздеться,

А вещи не мешали чтоб,

Их сдай на время в …. (гардероб)

Кисунина Полина:

Соберитесь, не зевайте,

Загадки наши отгадайте.

Загадает вам Миклуха,

Все: Ребятушки, востро держите ухо. 

Поликанова Полина:

Распахнуты глаза,

Подчеркнуты ресницы,

Румянец, пудра…

Это ты, актер?

Кто так помог тебе преобразиться?

Конечно, театральный наш…. (гример)

Кисунина Полина:

Костюмы в порядке,

Довольны актеры без меры,

За них отвечают умелые… (костюмеры)

Немихин Иван: А тетерь твоя загадка, Гаврила.

Все: Постарайся быть галантным и милым.

Кутумова Юля:

 Он пьесу выбирает,

Он роли назначает,

И подчиняется ему любой актер,

Знакомьтесь, это…. (режиссер)

 Поаплодировав актерам,

Уйдем домой. Пустеет зал.

Но ты окинь последним взором

То место, где ты побывал.

Волнует необыкновенно

Воображенье эта… (сцена) 

Немихин Иван:  Все загадки отгадали,

Смекалку, дружбу показали.

Со скоморохами играйте

Все: Песню громко подпевайте.

Поликанова Полина :Позабавиться пора- это древняя игра.

«У оленя дом большой»,

Становись и с нами пой!

(Звучит  « У оленя дом большой». Не более 3 раз)

Учитель: Спасибо, вам, бродячие артисты, скоморохи. Присаживайтесь к нам.

Скоморохи: С удовольствием! (бегом убегают и присаживаются в конце класса)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заключение .
Молодцы все ребята! Каждый день актёры приходят в театр, на репетиции, исполняют роли ,  они делают всё, чтобы зритель был приобщён к великой силе театрального искусства. Спектакль закончился. Зрители покидают зал. Но они уносят с собой частичку чуда, под названием театр.
Сила аплодисментов является оценкой труда актера. Давайте аплодисментами оценим свою работу. Спасибо. А теперь оцените работу товарищей. Спасибо. Сегодня все заслужили отличную оценку.  Открытый урок закончен. Что-то скоморохи хотят сказать, тянут руки.

Скоморохи выходят.

Поликанова Полина: Были мы в театре,

Были и в буфете

Там Вавила заприметил вкусные конфеты

В антракте посидели, да чайку попили.

И для вас, конечно, Все: Конфеты прихватили!

(Звучит мелодия «Гимн музыкантов», скоморохи угощают детей конфетами)

Напечатать на половинке листа крупно таблички. 1 экземпляр

Актер, Аплодисменты, Билет, Балет, Водевиль, Гример, Гардероб, Декорация, Драма, Костюмер, Комедия,  Зритель, Маска, Режиссер, Сцена, Театр.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Азбука театра