Курильская Оксана Владимировна

сайт учителя - логопеда

Дорогу осилит идущий!

Профессия: учитель - логопед

Профессиональные интересы: ИКТ

Увлечения: рисование

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: г. Юрга, Кемеровской обл.

Место работы: МКОУ "Школа-интернат"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kurilskaya-oksana-vladimirovna
Не говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна.
Джексон Браун

 Специфика педагогической работы в коррекционном учреждении 8 вида обусловлено, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатическими особенностями умственно отсталого ребенка, и прежде всего, снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

   Нарушения чтения (дислексии) и письма, (дисграфии) очень распространены среди учащихся вспомогательной школы. Эта проблема несомненно актуальна, так как учебный процесс осуществляется исключительно за счет речи, как устной, так и письменной. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерно аналитико-синтетическое чтение, но в три раза позже. Дети очень медленно запоминают буквы, долго формируется связь между звуковым и графическим образом, часто смешивают буквы по начертанию, долго не могут перейти от этапа бухштабированного чтения на послоговое. Характерно  наличие разных способов чтения. Наблюдаются пропуски букв и слогов, перестановки, выпадения слов, потеря строки при чтении, а также страдает выразительность чтения: монотонное, без остановок между словами и на знаках препинания. Страдает осознанность, смысловая сторона чтения, не понимают значения слов, не соотносят звуковой образ с предметом, качеством.

   Механизмы нарушений чтения:

1. Не сформированность фонетической стороны и операций звукобуквенного анализа и синтеза;

2. Недоразвитие зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений;

3.  Бедность словарного запаса, не сформированность грамматического строя речи;

4.  Низкая способность концентрировать внимания и низкая работоспособность.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают сложности при всех операциях процесса письма.

Больше сложности связаны с не сформированностью фонематических процессов, операций анализа и синтеза. Большинство из них не дифференцируют на слух акустически сходные звуки и поэтому с трудом запоминают буквы. Все это усугубляется множественными дефектами звукопроизношения. Отсутствует интерес к звуковой оболочке букв. Характерна недостаточность зрительного восприятия – дети медленно запоминают графический образ букв, путают их по начертанию. Недоразвитие мелкой моторики приводит к тому, что дети утомляются при письме, часто не заканчивают начатое слово, пишут буквы отдельно друг от друга. Буква могут быть разной величины, из-за сильного напряжения может быть и тремор на письме.

Механизмы нарушений письма:

1.недоразитие познавательной деятельности;

2. нарушение устной речи;

3.несформированность всех ведущих анализаторов;

4.низкая способность концентрации внимания, слабая память.

Распространенные ошибки: замена букв, обозначающих артикуляторно и акустически сходные звуки; оптические ошибки, пропуски букв, слогов, слов во фразах, аграмматизмы на письме, самостоятельных видах письма,  множественные смысловые замены, искажения структуры фраз. Как правило, меньше ошибок при записи более частотных слов и тех слов, которые активно отрабатывались в классе. Ошибки звукопроизношения переносятся на письмо.

По данным М.Е. Хватцева, Д.И. Орловой, В.В. Воронковой, нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.

Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов (В.В. Воронкова, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович, К.К. Карлеп, Д.И. Орлова).

Дисграфия у умственно отсталых детей сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.

Нарушения развития речи сопровождаются, с одной стороны, расстройствами в овладении письменной речью, с другой – трудностями использования орфографических правил.

Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и т. д.).

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами произношения звуков речи.

Пути преодоления нарушений письменной речи

Механизм нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционной работы по их устранению имеется много общего.

          Основные этапы работы:

1. Звук. Буква.

2. Слог. Слово.

3. Словосочетание. Предложение.

4. Текст.

 

О себе

В 2008 году окончила ГОУ ВПО "Томский государственный педагогический университетт"   по специальности   "Логопедия"   и квалификации учитель -  логопед .   Работаю  в коррекционной школе 8 вида..

В своей практической  коррекционно - логопедической деятельности использую технические средства обучения, информационные компьютерные технологии,создаю презентациии, буклеты. Систематически использую здоровьесберегающие технологии в проффесиональной деятельности

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Художественная литература в основном классика,, психология , эзотерика.

Моё портфолио

Проблемы, над которыми ведется работа:

- постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;

- формирование фонематических процессов;

- развитие языкового анализа и синтеза, анализа структуры предложения, слогового анализа и синтеза;

- уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;

- практическое усвоение форм словообразования и словоизменения;

- формирование умения строить и пользоваться в речи предложением;

- коррекция нарушений чтения и письма;

- формирование диалогической и монологической форм речи.

- улучшение состояния учебной деятельности и коммуникативной сферы.

Коррекционно-логопедическая работа проводится поэтапно, и каждый этап имеет свою специфику:

1 этап (1 – 2 классы) – целью логопедических занятий на данном этапе является уточнение артикуляции и звучания звуков с одновременным формированием элементарного фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза, а также предупреждение нарушений чтения и письма. Последовательность работы соответствует порядку изучения букв по букварю, т.к. к моменту освоения буквы в классе необходимо обеспечить правильное произношение соответствующего звука, а также научить детей производить доступные операции по анализу слов с этим звуком. Следует отметить, что у поступающих в первый  класс детей совершенно отсутствуют предпосылки к учебной деятельности, и в связи с отсутствием подготовительного класса, букварный период растягивается вплоть до середины второго года обучения.

2 этап (3 - 4 классы) – цели занятий: а) закрепление звуков в слогах, словах, предложениях, связных высказываниях; б) развитие фонематических процессов; в) формирование готовности к анализу звуко-слогового состава слова; г) дифференциация звуков; д) уточнение значения слов, обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического оформления речи; е) преодоление нарушений чтения и письма.

На каждом занятии первого и второго этапов отрабатывается определенная лексическая тема, подобранная в соответствии с основной тематикой, где лингвистический материал насыщен изучаемым звуком. Как обязательный атрибут коррекционных занятий, широко используются упражнения по тренировке общей и мелкой моторики, содержание которых также отражает лексическую или основную тему занятия. Важное место отводится формированию потребности общения, развитию высших психических функций.

3 этап (5 – 7 классы) – цели логопедических занятий: а) уточнение, обогащение и активизация словаря; б) практическое усвоение форм словообразования и словоизменения; в) коррекция нарушений чтения и письма; г) развитие и формирование связной речи, навыков общения.

Планирование занятий второго и третьего этапов строится с учетом тематического материала по курсу «Русский язык».

Следует отметить то, что грамматические темы коррекционно-логопедических занятий каждого этапа тесно переплетаются с работой по звукопроизношению, а лексическая насыщенность подчинена одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны, и дополняют друг друга.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: