"Секреты животных"
план-конспект по логопедии на тему

Курильская Оксана Владимировна

Логопедическое занятие для обучающихся  6 класса  коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_zhivotnyh.doc842.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «Родственные слова. Секреты животных»

Тема: Лексическая тема: Секреты животных.

            Грамматическая тема: Родственные слова.

Предмет: логопедическое  занятие.

Класс: 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Тип занятия: отработка умений и рефлексии.

Продолжительность занятия: 40 мин.

Педагогическая цель: актуализация знаний по темам  «Фонематический анализ и синтез слов», родственные слова.

Задачи

  1. Образовательные:

- развивать навыки фонематических обобщений при звуковом анализе и синтезе слов;

- развивать навык словообразования слов;

- закреплять навык  находить и выделять корень слова;

- уметь находить  и образовывать однокоренные родственные слова,

    объясняя лексическое значение  слова;

- развивать навык правильного, осмысленного чтения;

-обогащать и активизировать словарный запас по теме: «Секреты животных».

- Коррекционно-развивающие: 

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку;

- развивать навыки грамматически правильной речи

   3.  Воспитательные:

        - воспитывать культуру речевого общения;

        - формировать функции контроля и самоконтроля;

        - воспитание внимательного и заботливого отношения к животным.

Методы и приемы используемые на логопедическом занятии

       словесные: беседа, слово учителя, чтение;

       практические: анализ слова, нахождение корня в слове, конструирование слов;

       наглядные: схемы, опоры, презентация

Используемые технологии:

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии.
  4. Технология поэтапного формирования умственных действий.
  5. Картинный материал, презентация.

Ход занятия

Орг.момент

Снежная вся улица.

За окном, снежок.

 Наступила тишина,

 начался урок.

Повторение:

Какие слова связанные с зимой вы слышали?

(Снежиночка, снежок)

Что общего в этих словах – корень - снеж- . Как можно назвать слова имеющие общий корень ( родственные)

 Слайд 1. Дайте определение  родственных слов.

Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

Слайд 2.

 Дети: Родственные слова

Нацелевание

Зимой очень холодно, и готовясь к зиме, мы приобретаем и одеваем теплые вещи. Так же и животные  по своему готовятся к зиме.

Как вы думаете, есть ли у животных свои секреты  при подготовке к зимовке?

Хотите их узнать?

Дети: да

Основная часть

А чтобы узнать эти секреты нам нужно превратиться в следопытов  и пройти по следу.  

Кто заметил, какие два родственных слова сейчас  прозвучали.

Слайд 3

 Следопыт - следы – однокоренные слова.  

Какой общий корень этих слов – след.

 Мы будем узнавать секреты животного, чьи следы вы найдете.

Дети ищут по классу следы.

   http://www.e-reading.org.ua/illustrations/1001/1001147-img_9.png     http://www.e-reading.org.ua/illustrations/1001/1001147-img_9.png

Как вы думаете, чьи это следы?

Хотите узнать?

Переверните картинки и попробуйте составить слово?

Слайд 4

Ребус

Прочти по первым звукам

http://hobbidoma.ru/wp-content/uploads/2012/01/4.png Смешные ежики " УГАРАТЬ.РФ - журнал приколов угараем до упаду http://www.otoys.ru/picturesNew/mojo/b_17pqp_1.jpg обучение ребенка чтению http://abv.online-services.org.ua/images/rus/0/0.png

БЕЛКА

Чьи секреты мы будем сегодня искать?

Назовите первый звук в слове белка, дайте характеристику этого звука.

Назовите третий звук в слове белка, дайте характеристику этого звука.

Выделите четвертый звук в слове белка, дайте характеристику этого звука.

Назовите пятый звук в слове белка, дайте характеристику этого звука.

Где живет белка? Где ее домик?

Дети:  В лесу. На дереве.

Слайд 5.

Логопед:

Вот тут дуб, а в нем дупло

Тайну спрятало оно,

Нужно родственные  слова

Искать,

 и секреты открывать.

Готовы открывать секреты? Для начала давайте немного разомнемся.

Динамическая пауза

Я буду читать пары слов, если они являются родственными хлопайте один раз в ладоши, если нет,  то один раз топните.

Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.

Слайд 6

 Первое задание

Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно

 не является родственным.

Четвертый лишний

Лес

Лестница

Лесник,

Лесочек

Слайд 7

Вода

Водичка

водяной

водитель

Открывается дупло, первый секрет раскрывает оно.

Слайд 9

1 секрет

Белка - легкий и проворный лесной зверек с пышным хвостом. Осенью белки меняют шубку с рыжей   на серую.  Зимний мех у белки высокий, мягкий и пушистый, летний — более жёсткий, редкий и короткий.

Слайд 10

Второе задание

Назовите одним словом словосочетания  и запишите, выделите корень:

  • маленький гриб…
  • много маленьких грибов…
  • суп из грибов…
  • человек, собирающий грибы…

ЧТЕНИЕ СЛОВ:

Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.

Л.: - Сравните, что общего в этих словах?

- Что можно сказать о значении слов?

Открывается дупло, второй секрет раскрывает оно.

2 секрет

В беличьем меню есть  много сушеных грибов. Сушат их белки сами, нанизывают на острые, сухие сучки или вешают на веточки. У грибов белочка съедает только шляпку, а ножку выбрасывает.

Слайд 14

Гимнастика для глаз

Белка дятла поджидала,

гостя вкусно угощала

Ну  ка дятел посмотри

 Вот орехи раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

и пошел  играть в горелки

Слайд 15

Коррекция слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.

(соединить родственные слова и запомнить их.)

куст

зима

белочка 

мороз

гнездо

 

зимовать

гнездышко

кустик

беличий

заморозки

(После того как дети выполнят задание, слова второго столбика убираются, дети записывают в тетрадь пары родственных слов с опорой на слова первого столбика

Открывается дупло, третий секрет раскрывает оно

Слайд 17

3 секрет

   Белочка выбирает только спелые орехи.  Для этого она раскачивает ветку и  смотрит, если ветка долго раскачивается, значит и орехов на ней много. Иногда в беличьих запасах бывает до трех и больше килограммов орехов.

Слайд 18

 Физминутка

Физзарядкой ей не лень

(руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Заниматься каждый день.

(руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув смело,

(руки на поясе, прыжок влево)

На сучок она присела (присесть )

Вправо прыгнула потом,

(руки на поясе, прыжок вправо)

Покружилась над дуплом

( покружиться )

Влево – вправо целый день

(Прыжки влево-вправо)

Прыгать белочке не лень.

Слайд 19

Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Белка

1 секрет

….- легкий и проворный лесной зверек с пышным хвостом. Осенью она меняют шубку с рыжей  на серую ….. мех  зимой мягкий и пушистый, летний — более редкий и короткий.

Слова для вставки: белка, Беличий

2 секрет

В …меню есть  много сушеных грибов. Они  сушат их сами, нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. У грибов ….съедает только шляпку, а ножку выбрасывает.

Слова для вставки: белки, белочка

3 секрет

…..выбирает только спелые орехи.

Для этого она раскачивает ветку и  смотрит, если ветка долго

раскачивается, значит и орехов на ней много. Иногда в беличьих запасах

бывает до трех и больше килограммов орехов.

Слова для вставки: Белочка, беличьих.

Прочтите текст, найдите родственные  слова, назовите их общий корень

Слайд 20

 ( Белка, белки, беличьем, белочка, (бельчонок…)

Подумайте можно ли подобрать к ним еще родственные слова

Слайд 21

Спешите один из секретов.

И вставьте правильно родственные слова

Слайд 2

Вспомните определение родственных слов и выберете правильный ответ на слайде

Подведение итога занятия.

Логопед: - Над какой темой мы сегодня работали?  Чему научились?  Какие моменты занятия вам особенно понравились?  Почему?  

Рефлексия

Оцените свою работу на занятии:

Продолжите предложения:

- Было интересно…

- Теперь я могу…

- Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...