«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»
план-конспект занятия (2 класс)

Решетова Ольга Юрьевна

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов.

Тема: «Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»  

УМК «Гармония» 2 класс

Цели.

  1. Обобщить и расширить у детей знания и представления о домашних животных.
  2. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
  3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых ситуациях, умение избегать конфликтов при работе в микрогруппах.
  4. Развивать внимание, память, речь учащихся.
  5. Воспитывать интерес к русскому языку, коллективизм, самостоятельность.
  6. Воспитывать толерантное отношение к детям мигрантов.

Задачи.

  1. Систематизировать у детей представления о домашних животных. 
  2. Развивать связную речь; учить составлять описательный рассказ о животных;
  3. Закрепить названия животных, их детенышей;
  4. Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.
  5. Прививать любовь к домашним животным. 
  6. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
  7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Материалы и оборудование к занятию: демонстрационный материал – конверты, картинки с изображением домашних животных; раздаточный материал: карточки с заданиями на каждого ребенка, сигнализаторы, словарь Ожегова, презентация – слайды для интерактивной доски, цветные  карандаши, ручка.

Ход занятия

I. Организационный момент. 

- Здравствуйте, ребята! Вчера я получила письмо от деревенских жителей, послушайте, что они нам пишут. (в руках конверт с письмом)

«Дорогие ребята, мы живем в деревне и у нас большое хозяйство. Здесь живут разные животные и птицы. Ваша учительница рассказывала, какие вы умные и как много вы уже знайте. Мы прислали задания  и с нетерпением ждём, как вы справитесь с ними. Желаем вам удачи!»

- Ребята, а вы хотите проверить свои знания? (да)

- Тогда сейчас я вам буду читать задания, которые нам прислали, а вы должны их выполнить.

II.  Речевая разминка

Задание 1.        

- Послушайте загадки и ответьте, чьи голоса вы в них услышали. (коллективная работа)

  1.  Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»? (собака)

2)  Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»? (коза)

3)  Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»? (свинья)

4)  Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Любит бегать по дивану

И мурлыкать «Мяу-мяу»? (кошка)

5)  Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»? (лошадь)

6)   Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у» (корова)

- Чей голос вы услышали? (свиньи, коровы, лошади, собаки, и т.д.)

Задание 2.  Игра «Кто как голос подает?»

- Проверим, как вы знаете голоса животных. Я говорю предложение, а вы его заканчиваете (задание сопровождается демонстрацией картинок названных животных).

Корова мычит-«му-у-у»

Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

Собака …. (лает-«гав-гав»)

Кошка….  (мяукает-«мяу-мяу»)

Коза …. (мекает-«ме-ме-ме»)

Лошадь…. (ржет-«иго-го-го»)

- Как одним словом можно назвать всех этих животных? (Домашние)

III. Работа со словарем.  Обсуждение значения слов.

- На предыдущих занятиях мы узнали, что обозначает слово «животное». А помог нам в этом толковый словарь С.И.Ожегова. (ЖИВОТНОЕ. 1. Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. 2. Домашние, дикие животные. Хищные животные).

- Также  узнали много интересного о диких животных.

- Как вы думаете, каких животных мы можем назвать домашними? (это животные, которые живут с человеком, которых человек кормит и о которых заботится).

-  А для чего люди заводят себе домашних животных? (Эти животные приносят людям пользу,… )

- Давайте посмотрим, что нам расскажет толковый словарь С.И.Ожегова о домашних животных:   Дома́шние живо́тные — животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг.

IV. Сообщение темы, целей

- Кто  уже догадались, какая тема нашего занятия сегодня? ( тема нашего занятия «Мир животных. Домашние животные»).

- Каких домашних животных вы еще знаете? (курица, петух, гусь, утка, индюк, верблюд, овца, кролик, баран, …)

- Что бы вы хотели узнать о домашних животных?

- Сегодня мы расширим знания о домашних животных, возможно,  кто–то из вас познакомится с домашними животными, о которых раньше не знал.

V. Систематизация знаний детей

1. Слоговой анализ слов (конверт с изображениями животных внутри)

Задание 3. Игра «Поймай слоги» (индивидуальная работа)

Дети по цепочке вытягивают из конверта карточку с картинкой домашнего животного, произносят название животного по слогам, называют количество слогов в каждом слове: ко-ро-ва, ин-дюк, цып-лё-нок, гусь, ба-ран, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, кро-лик, лиса (слово-ловушка), ов-ца, ло-шадь.

VI.  Физминутка

Ребята, лошадка захотела покатать вас на тележке. Выходите из-за стола.

Цок-цок-цок! – лошадка скачет (дети скачут, как лошадки, по кругу),

Цок-цок-цок! – копытом бьет (дети ударяют ногами по полу).

Цок-цок-цок! – тележку тащит (снова скачут по кругу),

На тележке нас везет (дети приседают на корточки и встают).

2. Осмысление и разграничение понятий домашние и дикие животные.

Задание 4.  Игра «Домашние и дикие животные» (работа в паре)

- Перед вами на партах лежат карточки белого цвета, на которых записаны слова, обозначающие домашних или диких животных. Вам нужно красным цветом подчеркнуть слово, обозначающее домашних, зеленым цветом – диких животных.

корова

волк

заяц

лиса

коза

медведь

собака

белка

курица

кролик

лошадь

петух

жираф

ёж

кенгуру

кошка

зебра

Тигр

- Кто выполнит задание – сигнализирует.

Проверка (на слайде готовые ответы, дети сравнивают).

Задание 5.  Игра «Собери семью» (групповая работа по рядам)

- У животных, как и у человека, есть семьи. На столах возьмите карточки голубого цвета.

- Вам необходимо собрать семью животных, записав вместо черточек нужные слова.

Например: заяц-зайчиха-зайчонок (пример на слайде).

1 ряд: Кот - _____________ - ______________

____________ - крольчиха - _________

2 ряд: ___________ - ____________ - цыплёнок

_________ -корова - _____________

3 ряд: Козёл - ____________ - _______________

_____________ - ______________- жеребенок

Чья группа выполнит задание – сигнализирует.

Проверка (представитель от каждого ряда встает и читает семью слов):

Кот- кошка- котенок,

Кролик- крольчиха- крольчонок,

Курица – петух – цыплёнок,

Бык- корова- телёнок,

Козел- коза- козленок,

Конь- лошадь- жеребенок,

- Молодцы, все семьи собрали.

VII.  Физминутка

 Задание 6. Игровое упражнение: «Домашнее или дикое животное?» (коллективная работа)

Правила игры: я называю дикое животное - дети хлопают, домашнее- приседают).

Овца, корова, лиса, кошка, петух, волк, курица, белка, бык, поросенок, лягушка.

VIII.  Обобщение знаний детей

Задание 7. Игра «Переставь буквы» (индивидуальная работа)

- Проверим, кто из вас самый внимательный.

- Переставьте в словах буквы местами, чтобы получились названия домашних животных. Кто выполнит задание – сигнализирует. (на слайде исходное слово, которое потом превращатся в слово-название животного)

Шкаок – (кошка)

Озка – (коза)

Арбан – (баран)

Каобса – (собака)

Задание 8. Игра «Найди домашнее животное» (работа в паре)

На столах возьмите карточки жёлтого цвета.

- Среди букв каждой строчки спряталось название домашнего животного. Найдите названия домашних животных и подчеркните. Кто выполнит задание – сигнализирует. Проверка.

ДКНМСОБАКАГВЕКНТЫ

УМФЗПГЕЮБФГАКУРИЦА

ЖКОШКАРОАМЫГКБФР

КДВГФЬКРОЛИКМВСНУЬ

ЖВДЛФВВДШОВЦА

IX. Составление предложений о домашних животных

-А сейчас я вас приглашаю в гости к хозяйке домашних животных. (Я надеваю платок на плечи, превращаюсь в хозяйку.)

-Ребята, давайте попробуем сочинить сказку « Кто самый нужный для человека», о том, какую пользу приносит каждое животное человеку. Я начну, а вы будете помогать.

Учитель: - Собрались однажды домашние животные и начали спор, кто из них самый нужный для человека. Давайте поможем животным разрешить спор.

Учитель:  - Собака сказала – Я самая нужная, потому что ….

Дети: Я охраняю дом, спасаю людей, пасу скот.

Учитель: - Кошка не согласилась, я самая нужная, потому что……

Дети: Я ловлю мышей. мурлыкаю, лечу людей.

Учитель: - Корова промычала, я самая нужная, потому что……

Дети: Я даю человеку молоко, из молока делают творог, масло, кефир.

Учитель: - Овца возмутилась, я самая нужная, потому ……..

Дети: Человек из моей шерсти прядет пряжу.

Учитель: - Лошадь заржала, я самая нужная, потому что……

Дети: Я помогаю человеку перевозить груз.

Учитель: - В это время вышла хозяйка и сказала: « Вы мне все нужны, все приносите пользу». С тех пор животные живут дружно.

Учитель: - Хорошая сказка у нас получилась, для дружных ребят. Молодцы!!!

И когда вам захочется сильно поспорить, вспомните эту сказку.

 X. Домашнее задание.

Возьмите на столе карточку розового цвета с заданием (у каждого)

Задание. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова, чтоб получился рассказ.

На … сидел и жалобно мяукал серенький … . Он выгибал … , жмурил … и махал …. Мы налили котенку в блюдце …. Мы взяли его домой и назвали ….

XI. Подведение итогов.

-Какую тему изучали на уроке? (Домашние животные)

 -Почему их назвали «домашними животными»?

-Что интересного узнали о них? Что вам больше всего понравилось?

-Каких домашних животных вы знаете?

-Какую пользу они приносят человеку?

- Вы прекрасно справились со всеми заданиями, которые для вас прислали деревенские жители. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались. А я сегодня же напишу деревенским жителям, какие вы, оказывается, молодцы и как много знаете.

XII.  Рефлексия

- Оцените каждый себя, легко ли вам было выполнять задания или немножко затруднялись. Если легко, положите нашему котенку в миску Kitekat с рыбкой, которая улыбается, если было трудно - с рыбкой, которая грустит, если все показалось очень сложным и непонятным – с рыбкой, которая плачет.

- Всем спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программка "Угадай детеныша животного"

Тестирующая программка угадывания названий животных по изображениям их детенышей.Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.В режиме тестирования ребенку показываются ...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...

Урок на тему: "Домашние животные и домашние птицы"

Компьютерная презентация к уроку на тему:" Домашние животные и домашние птицы"....

Проверка домашнего задания по окружающему миру на тему: " Домашние и дикие животные"

Проверка домашнего задания по окружающему миру во втором классе на тему:"Домашние и дикие животные". Необходимо письменно ответить на вопросы по тексту из учебника....