Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия детенышей животных.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

логопедическое занятие 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О. 
учителя-логопеда

Бадмаева Светлана Гомбожаповна

Группа (класс,
логопедическое заключение)

 3 класс с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III уровня.

Тема занятия

Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия детенышей животных.

Тип занятия

Урок усвоения новых знаний.

Используемые методы, приёмы, технологии

проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Цель занятия

Формирование умения образовывать существительные в единственном и множественном числе, обозначающие названия детенышей.

Результаты

Предметные результаты:

  • На основе анализа морфемного состава существительных подвести обучающихся к способу образования названия детенышей в единственном и множественном числе.
  • Упражнять в образовании существительных, обозначающих названия детенышей без изменения звуковой структуры слова, с чередованием звуков в  корне и заменой корня производного слова.
  • Создать условия для формирования речевых умений по использованию в речи названий животных и их детенышей.

Личностные УУД:
- проявление интереса к изучаемому материалу.

- адекватное оценивание своих усилий

Регулятивные УУД:

- умение принимать, сохранять учебную задачу,

- умение планировать свою деятельность;

-умение адекватно оценивать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

- умение слушать  и понимать других;

-умение договариваться при выполнении совместной деятельности

Познавательные УУД:

развитие орфографической зоркости,

 - развитие речевой активности детей,

-  расширение объема памяти,

- развитие мышления;

- развитие зрительного и слухового внимания;

Оборудование

Для логопеда:   Картинный материал, мяч, карточки со словами

Для обучающихся: карточки с заданием.  

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы работы

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

1. Этап

Мотивация учебной деятельности.

http://festival.1september.ru/articles/520675/img1.gif

Игра "Узнай и назови".

- Назовите одним словом

- Каким синонимом можно заменить это существительное?

Учащиеся называют "по цепочке" животных, начиная свой ответ со слов: "Я узнаю:".

- Животные

-звери

Фронтальный, индивидуальный

2.Актуализация знаний

Игра «Кем был раньше»

   

 

На доске: Суффикс - часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.)

Вызов уже имеющихся знаний.

Организация игры.

-Кем раньше был слон?

-Кем раньше была лиса?

- Какая часть слова помогла нам образовать новые слова,?  

- Дайте определение. Что такое суффикс?

Дети называют детенышей заданных животных

- слоненок

-лисенок

Отвечают на вопросы.

- Суффикс.

-Часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.

фронтальный

3.Этап

Открытие новых знаний

Доска:

  • Жё
  • ьолс
  • евл
  • олвк
  • ьдмевед

Игра "Собери словечко".

Составьте слова из данных букв

  • жё
  • ьолс
  • евл
  • олвк
  • ьдмевед

После составления слова открывается предметная картинка.

Запишите полученные слова в тетрадь.

Еж,

лось,

лев,

 волк,

медведь.

Запись слов в тетрадь с объяснением орфограмм.

фронтальный

индивидуальный

Предметные картинки.

http://festival.1september.ru/articles/520675/3.jpghttp://festival.1september.ru/articles/520675/2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/520675/4.jpghttp://festival.1september.ru/articles/520675/5.jpghttp://festival.1september.ru/articles/520675/1.JPGhttp://festival.1september.ru/articles/520675/6.jpg

        

Упражнения в словообразовании.

1. Письменное упражнение.

Задание: от существительных м.р. образуйте названия самок этих животных.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Разбите слова  по составу.

- Какие суффиксы помогли нам образовать названия самок животных?

2.Задание: назови самку и её детенышей. (демонстрация картинок)

3. Игра с мячом "Человеческие дети знают всех зверят на свете".

- Я называю самку, а вы , возвращая мяч, называете детёныша.

  • У лосихи
  •  У тигрицы -
  • У волчицы
  • У львицы -
  • У медведицы –
  •  У верблюдицы -
  • У барсучихи –
  • У слонихи -

4. Письменное упражнение в словообразовании.

Образуйте от существительных мн. ч. сущ.ед.ч.

  • Ежата
  • Лосята
  • Львята
  • Волчата
  • Медвежата

- Разберите слова по составу.

- При помощи какой части слова мы смогли образовать от существительных м.р. название самок животных и названия детёнышей животных в ед. и мн.ч.

- Какие суффиксы нам в этой работе помогали?

Запись слов.

  • Ёж - ежиха
  • Лось - лосиха
  • Лев - львица
  • Волк - волчица
  • Медведь - медведица

(-их, -иц)

  • У бельчихи - бельчата,
  • У зайчихи - зайчата,
  • У лисицы - лисята,
  • У ежихи - ежата,
  • У медведицы - медвежата,
  • У волчицы - волчата,
  • У львицы - львята.

Лосенок,

 тигренок,

 волчонок,

львенок,

 медвежонок, верблюжонок,

 барсучонок,

слоненок.

- ежонок,

- лосёнок,

 - львёнок,

 - волчонок,

- медвежонок.

При помощи суффикса

-онок, -ёнок, -ат, -ят

Фронтальный

индивидуальный

Фронтальный

индивидуальный

индивидуальный

Фронтальный

индивидуальный

Фронтальный

физминутка

Повторяют упражнения по образцу

Фронтальный

4.Этап Применение знаний

Карточки для индивидуальной работы

… семья.

Жил в лесу… . Вместе с ним жила … . У них был … . Рядом с ними жила ещё одна … семья.

Составление рассказов.

1. Составление рассказа по образцу.

Задание: прочитайте деформированный текст.

… семья.

Жил в лесу… . Вместе с ним жила … . У них был … . Рядом с ними жила ещё одна … семья.

- Какому животному не соответствует первое предложение? Посмотрите на картинки, подумайте и назовите это животное.

Картинка со львом временно убирается.

Как назвать остальных животных?

Отгадайте загадку.

"Зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы"

Составим рассказ со словом "заяц":

Читают текст на карточках

- это лев.

-Лесные

Заяц

Заячья семья.

Жил в лесу заяц. Вместе с ним жила зайчиха. У них был зайчонок. Рядом с ними жила ещё одна заячья семья.

Фронтальный

.

Демонстрация картинки  с изображением саванны.

-Подойдите к доске и выберите картинку с понравившимся животным и составьте про  него

рассказ по образцу и запишите текст.

2.Словарная работа.

- Где живёт лев?

Найдите значение этого слова в толковом  словаре и  прочитайте.

3.Составление рассказа цепной организации.

а) - Льва называют - "царём зверей". Почему?

- "Царю зверей" мы уделим особое внимание.

- Назовите самку льва, назовите детёныша.

Соедините слова по смыслу, чтоб получились предложения.

Составление рассказа.

- Как можно назвать этот рассказ?

в) Распространение предложений.

- Добавьте к каждому предмету подходящий признак.

- Если я говорю: "Лев", каким Вы его представляете? И т.д.

Каждый учащийся составляет рассказ о "своём" животном и записывает  в тетрадь.

Лев живёт в саванне.

Работа с толковым словарем

"САВАННЫ" - тропические степные равнины с редко растущими деревьями и кустарниками.

Рассуждения детей.

http://festival.1september.ru/articles/520675/img2.gif

В саванне жил лев. У него была львица. Львица родила львёнка. Львёнок подрос и стал царём саванны.

-"Львиная семья"

Составление рассказа с использованием прилагательных.

индивидуальный

Фронтальный

Фронтальный

индивидуальный

Фронтальный

индивидуальный

5. Рефлексия

- Какая часть слова сегодня нам помогала в образовании новых слов?

- Какие суффиксы вы запомнили?

- суффикс.

-их, -иц, -онок, -ёнок, -ат, -ят

Фронтальный

Литература.

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
  3. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.

Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...

Программка "Угадай детеныша животного"

Тестирующая программка угадывания названий животных по изображениям их детенышей.Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.В режиме тестирования ребенку показываются ...

Дифференциация слов, обозначающих название, действие и признак предмета

Занятие для учащихся 1-2 классов с диагнозом: " Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Технологическая карта урока РЯ "Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Названия и клички животных" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Названия и клички животных»Цели деятельности учителя: формировать умение писать с ...

"Слова обозначающие названия, действия, признаки предмета"

закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета...

Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов – действий.

Методическая разработка урока по русскому языку...

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....