Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение и закрепление знаний. Имена существительные обозначающие название птиц"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Швецова Анна Евгеньевна

План-конспект учебного занятия регионального конкурса интегрированных уроков «Практика интеграции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_konkurs_1.docx107.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект учебного занятия регионального конкурса интегрированных уроков «Практика интеграции»

Преподаватель Швецова Анна Евгеньевна

Класс: 2, УМК «Школа России»

Учебный предмет: Русский язык.

Тема раздела программы: Имя существительное.

Тема учебного занятия: Обобщение и закрепление знаний. Имена существительные обозначающие название птиц.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формировать знания и умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, единственное и множественное число имён существительных;

Личностные: формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные УУД:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

-соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем,

-оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

-отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

 -сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям;

-находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу,

-наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

-развивать процессы логического мышления, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти и речи.

Цель: На основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени существительного как части речи; закреплять знания об изученных птицах, о видовых признаках птиц; грамотно использовать изобразительные средства языка в устной речи.

Тип занятия: Комбинированный.

Технологии: ИКТ,   игровые,   здоровьесберегающие технологии,    технологии индивидуализации обучения.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке: двигательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика,   частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы.

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, проектор презентация, индивидуальные карточки, снежинки, листы самооценки.

Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык и окружающий мир  

Продолжительность учебного занятия: 40 минут

Место проведения: МОУ «Железнодорожная СОШ №2»

р.п. Железнодорожный,  Усть-Илимского района.

Этап урока

Содержание деятельности учителя (задания обучающихся, вопросы, комментарии учителя, тезисы

теоретического материала и пр.)

Деятельность обучающихся

Методы и приёмы работы

Организацион-

ный. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие.

Проверка  готовности учащихся к уроку.

Задание:

-Сядет тот, кто назовёт слово, обозначающее предмет.

- Надеюсь,  ваше настроение  улучшилось?

- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

- Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Посмотрите на экран и прочитайте «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ребята, на уроке вы будете много работать вместе, сообща. И без дружбы и взаимопомощи не обойтись.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Называют слова обозначающие название предмета. После того, как назвали предмет и услышали одобрение со стороны учителя, садятся за парту.

Объясняют смысл пословицы.

Эвристическая беседа. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Постановка темы и цели урока

Вспомните, как называется тема, над которой мы работаем на уроке русского языка.

-Ребята, а какую тему мы прошли на уроке окружающего мира?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Итак, тема нашего урока «Обобщение знаний об имени существительном и зимующих птицах».

Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Посмотрите на экран

Повторить….

Уточнить ….

Учиться…

Ответ детей:

-Имя существительное.

Ответ детей:

- Зимующие птицы

Дети высказывают своё предположение.

- Что такое имя существительное

- Какие птицы называются зимующими

- Учиться определять имя существительное, различать среди птиц зимующих.

Словесный, информационно-развивающий метод

Актуализация знаний

  1. Начнём наш урок с минутки чистописания.

Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

     (Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

      - Спишите предложение, обратите внимание на соединение букв:

     Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

  Верно ли это высказывание?  

     

Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным?

Поставьте ударение.

Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно?

А что вы знаете о сороке?

– А на какие две группы делятся птицы?

– Почему зимующие птицы  остаются?

-А каких зимующих птиц вы знаете?

– Кто им должен помогать?

– Как вы помогаете птицам зимой?

  1. Словарная работа

А сейчас послушайте внимательно загадки и отгадки запишем в тетрадь.

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

 С ним делиться будем,

Просит серый озорник: «Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!» (воробей)

Эта птица серовата

 и на выдумки богата.

 Знает, где еду добыть,

 чтоб зимой холодной жить.

 Любит по двору гулять,

«Кар-кар-кар!» всё повторять (ворона)

Подчеркните  сочетание –оро в словах.

 К какой группе птиц можно отнести сороку, воробья и ворону?

 -А сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка

«Снежинка» 
Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели. 

Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели. 
Ветер снег вверх поднимал 
И на землю опускал


Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.

Повторить способ соединения букв в сочетании -оро- .

Ответ детей:

-Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

Ответ детей:

-Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково

Дети отвечают на вопросы, думают, высказывают своё мнение.

Слушают загадки, записывают в тетрадь отгадки, вспоминая правописание словарных слов.

Подчеркивают в словах сочетание –оро-

 Ответ: Зимующие птицы

Дети выполняют упражнения. 

-Берут снежинку в руку.

-Вытягивают  снежинку вперёд перед собой, фокусируют  на ней взгляд.

 -Отвели снежинку вправо, проследили движение взглядом.
 -Отвели её влево, проследили взглядом.

-Поднимают снежинки вверх 
и опускают вниз. 

-Покружились  и присели, опустив снежинку на пол.

 -Закрыли  ладошками глаза. 

Дети складывают снежинки 
и садятся. 

Практическая работа. Выработка у обучающихся  каллиграфического почерка,  с выполнением задания  на формирование орфографической зоркости, правильной постановке ударения в слове при чтении.

Информационно-развивающий метод. Закрепление знаний об изученных птицах, о видовых признаках птиц, группах птиц зимующих и перелётных.

Метод контроля, самоконтроля.

Орфографическая минутка

Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика для глаз.

Обобщение и систематизация изученного материала

Ребята, посмотрите внимательно на экран.

Прочитайте слова:  мороз, солнце, зимний, воробей, снегирь

Определите среди слов лишнее

- Докажите, что слово зимний лишнее. - Что вы можете сказать о других  словах?

К какой части речи относятся эти слова?

Задание:

- Из данных слов выписать имена существительные, поставить  ударение и подчёркнуть непроверяемые безударные гласные, сочетание –оро-.

Физминутка

– Вы хорошо поработали. Настало время отдохнуть.

Птички прыгают, летают.

(Прыгают, «летают».)

Птички крошки собирают.

(«Собирают».)

Зёрнышки клюют.

(«Клюют».

Пёрышки почистили.

(«Чистят».)

Клювики почистили.

(«Чистят».)

Дальше полетели

(«улетают»)

И на место сели.

(Садятся.)

Молодцы! Отдохнули и продолжаем работать.

- Ребята, нам встретились среди слов  имена существительные обозначающие название птиц.

- Назовите эти слова.

- Дети, про воробья мы уже с вами поговорили.

- А что вы знаете про снегиря?

Рассказ учителя. (На экране картинка снегирей)

  С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее.  Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубовато серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов. Лексическое упражнение.

– Подберите слова-признаки к слову «снегирь».

– Снегирь какой?

          СНЕГИРЬ

весёлый

красногрудый

небольшой

зимующий

 – Назовите действия снегиря.

–  Снегирь что делает?

     СНЕГИРЬ

 

прилетает

подлетает

улетает

поёт

клюёт

летит

сидит

 2) Составление предложений  по опорным схемам.

– Составьте предложение по опорам, используя названные слова.

Прилетел   красногрудый   снегирь.

Зимующий     снегирь           летит.

Задание.

Записать предложения в тетрадь и подчеркнуть слова.

 -Каким членом предложения является имя существительное в данных предложениях?

Физминутка

Наши пальчики трудились,

Хорошо писали.

Они так старались,

А теперь устали.

Мы немного отдохнем,

С силой кулачки сожмем.

Пальцы разжимаем

И опять сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно ими помахать.

В чистый ручеек руки опускаем,

И усталость с пальчиков

Мы водой снимаем

(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.)

Спасибо, водица,

За новые силы.

Теперь мы напишем

Все буквы красиво.

Дети, мы немного отдохнули, а теперь продолжаем наш урок.

- Люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

Прочитайте слова  на экране и распределите их  в два столбика

( Снег, ворона, ветер, заяц, берёза, метель, медведь)

Какие слова у вас получились в каждом столбике?

По какому признаку вы их делили? Объясните ваш выбор.

Вывод:

Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Неодушевлённые предметы;

Слова, которые отвечают на вопрос КТО? Одушевленные предметы.

Ребята, а как вы думаете, что общего во всех этих словах?

А сейчас мы составим словосочетания с каждым из этих слов и запишем в тетрадь.

Пушистый  снег, серая ворона, холодный ветер, трусливый заяц, белая берёза, снежная метель, бурый медведь.

- Назовите признаки имени существительного в зависимости от количества предметов.

Посмотрите внимательно на экран

Образуйте форму множественного числа (устно):

- Есть существительные, например которые обозначающие природные явления имеют только форму единственного числа: метель, град

- Только мн.числа: заморозки

Внимание на экран. Работаем в группе.

Упражнение «Классификация птиц».

– Перед вами 4 птицы. Определите, какая птица лишняя и почему.

Сорока    воробей      снегирь   скворец

– Почему скворец лишняя птица?

 

Дети отвечают на вопросы, думают, высказывают своё мнение.

 Ответы детей:

 -Слово зимний отвечает на вопрос какой?

- Другие слова обозначают предмет, отвечают на вопрос Кто? Что?

- Имя существительное

Выписывают слова в тетрадь, в  словах расставляют ударение, подчёркивают непроверяемые безударные гласные, повторяют сочетание –оро- в словарных словах

Выполнение физических упражнений в соответствии с текстом стихотворения.

Дети отвечают на вопросы, думают, высказывают своё мнение.

 

 Подбирают к слову снегирь слова, отвечающие на вопрос, какой?

 Подбирают к слову снегирь слова, отвечающие на вопрос, что делает?

 Составляют предложение по схемам, используя опорные слова.

 Ответы детей.

Выполнение упражнений в соответствии с текстом стихотворения.

Отвечают на вопросы, выполняют письменное задание. Работают в паре. Распределяют слова в два столбика по вопросам Кто? и Что? и записывают в тетрадь

Ответы детей.

Ответы детей:

Слова относятся к времени года «Зима», часть  речи имя существительное

Составление словосочетаний по наводящим вопросам учителя и запись в тетрадь.

Ответ детей:

Имена существительные имеют форму ед. и мн. числа

 Устные ответы.

Ответ детей:

 Скворец лишний, так как эта птица улетает на зиму и возвращается к нам весной. Скворец – перелётная птица.

Метод словесный.  

Упражнение в нахождении имени существительного среди других слов по вопросам.

Метод контроля, самоконтроля. Упражнение в формировании орфографической зоркости.

Здоровьесберегающая технология. Двигательная гимнастика.

Информационно-развивающий метод.

Вырабатывать навыки классификации птиц по определённому признаку.

Задание на закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы, повышения уровня осмысления изученного материала;

обеспечение условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.

Здоровьесберегающая технология. Пальчиковая гимнастика,  

 Словесный метод.

 Задания на закрепление признаков имен существительных, одушевленные и неодушевленные. Умение работать в паре.

Упражнение на развитие речи, логического мышления.

Закрепление знаний о признаках имен существительных, форма имени существительного.

Задание на умение определять форму ед.ч. и мн. числа

Учитель показывает картинку, дети называют слова в единственном и  во множественном числе.

Задания на закрепление классификации птиц по существенным признакам. Работа в группе.

Итог урока

Рефлексия и оценивание.

Домашнее задание.

-Что вам запомнилось на уроке?

-Давайте проверим.

Найди  верный вариант ответа:

1. Имя существительное – это…..

А) часть речи, которая обозначает действие предмета;

Б) часть речи, которая обозначает предмет:

В) часть речи, которая обозначает признак предмета:

2. На какой вопрос отвечают слова: снегирь, заяц, человек?

А)  Кто?        

Б)  Что?

В) Какой?

3.  В каком ряду все слова отвечают на вопрос что?

А) мама, папа, осина, берёза

Б) ветер, зима, мороз, метель

В) девочка, мальчик, медведь, сорока

5. Укажите, какие это существительные: снегирь, ворона, скворец, воробей:

А) неодушевленные

Б) одушевленные

6. Определите, в каком ряду все птицы зимующие:

А) снегирь, скворец, воробей, сорока.

Б) сорока, воробей, снегирь, ворона.

В) ласточка, ворона, скворец, стриж.

- Какие задания вам больше всего понравились?

 Почему? Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом?

Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

Вы молодцы! Оцените свою работу.

Выполнить задание по индивидуальным карточкам.

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения, определяют своё эмоциональное состояние.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Источники информации

  1. https://infourok.ru/dlya-uchiteley-nachalnoy-shkoli-sformirovannost-uud-na-pervoy-stupeni-obucheniya-410497.html
  2. https://po-ymy.ru/o-sayte
  3. https://infourok.ru/gimnastika-dlya-glaz-detej-6317430.html
  4. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/01/10/dinamicheskie-pauzy
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanoi-nod-v-starshei-grupe-po-ruchnomu-trudu-zimuyuschie-pticy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка. 2 класс. Система Занкова. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Обучение осуществляется по  системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть)....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа Росии" «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена сущест...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа России" «Собственные и нарицательные имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать пр...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.

Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...