Дифференциация С-З на письме
план-конспект урока (5 класс) по теме

Курильская Оксана Владимировна

Логопедическое занятие по дифференциации С-З на письме (для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_meropr_po_differenciacii_s-z.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  специальное  (коррекционное) образовательное учреждение,  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII  вида №13»

Дифференциация С-З  на письме 

                                                                                                 Составитель:

        Курильская Оксана Владимировна

        учитель-логопед

        

Юрга 2012

                                                           

Логопедическая тема: дифференциация С-З  на письме.

 Грамматическая тема: согласование в роде, числе

Лексическая тема: Новый год

1.Орг. момент

 К нам сегодня пришли гости давайте улыбнемся и поприветствуем их

- Прозвенел звонок?

-Да

-Начался урок?

- Вы внимательные? Да

Любознательные? Да

Вы меня хорошо видите? Да

 А слышите?

 Первый сядет тот, кто свою фамилию по слогам  назовет .

2 Введение в тему

- какое сейчас время года?

-Зима

-Зимой много чего?

 -снега

- Снег состоит из чего?

- из снежинок

Повторите, а какие ответы вы сейчас мне давали ( называли)

ЗИМА, Снег, Снежинка

Какие звуки вы слышите в начале этих  слов

С-З что вы о них знаете

Звук С - согласный глухой, парный,

Звук З - согласный звонкий, парный,

Почему эти звуки парные ?

У них одинаковая артикуляция, губы в улыбке, язык за нижними зубами

Послушайте стихотворение и определите на слух сколько раз в стихотворении встретились звуки С и З  в этом вам помогут зел и син кружочки

Снегом белоснежным

Занесло дома

Наступила снежная  зимушка зима

Снега так много в этом году, что даже у вас на столах лежат снежинки

Переверните их

Назовите буквы, которые повторяются чаще других

С-З

Как вы думаете какая тема нашего занятия?

_Различай  З-С буквы и звуки  (на письме)

Посмотрите что еще необычного вы заметили в классе (елка), А для чего появляются елки у нас в домах(чтобы встречать Н.Г,

Без чего не бывает Н.Г? (без подарков)

Скажите, а где мы можем взять подарки ( в магазине)

Но в магазине  их нам ни кто просто так не даст, их нужно купить

 Деньги на подарки вы можете на уроке заработать? (Нет).

А что вы можете заработать (Оценки) или баллы.

Их вы будете получать за правильный ответ.

Вот сегодня на нашем уроке у нас в магазине под  елочкой вы сможете купить себе новогодние подарки  за  эти жетоны.

Вы хотите сделать себе подарок или своим близким?   (ДА)

3. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях

Замела вьюга, закружила, разбросала слова  

Что вы видите на доске (слоги )

Можно из этих слогов собрать слова?

СНЕ-ГИРЬ

СНЕ-ГУ-РОЧ-КА

Снеж –на-я

ЗИ -_МА

Прочитайте слова

В каких слогах находятся наши парные согласные?

Назовите  слова в которых количество букв чем – звуков Снегирь, сильный)

Вы помните  Чем отличаются С-З ?

(Один из звуков глухой другой – звонкий)

Кто заметил в этих В словах есть сомнительная согласная ( мороз)

С помощью, каких приемов вы можете проверить  сомнительную согласную, пишите эти буквы.

Солнце  - непроизносимая согласная  (н)

Как вы думаете здесь все слова одной части речи . Какое из слов здесь лишнее? Почему? Потому что это прилагательное? (признак предмета)

А остальные слова  относятся, к какой части речи?

 Какой частью речи выражены эти слова, есть ли слова  не сущ., назовите какая часть речи  у этих слов.

Докажите.

Можно ли подобрать пару к этому прилагательному из существительных?

Давайте подберем к остальным словам прилагательные , но что бы в них тоже были  З-С

1.

СНЕ-ГИРЬ           красногрудый  

СНЕ-ГУ-РОЧ-КА  веселая

ЗИ -_МА                снежная

Прочитай те еще раз существительные

А теперь я закрываю доску напишите эти слова по памяти , выделите парные согласные.


 Все молодцы получают по шарику - жетону, а самые активные еще по одному шарик

4 Физ минутка

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками)

Упр для глаз

Посмотрите на надпись и догадайтесь, кто же нам поможет отдохнуть, прежде чем мы перейдем к выполнению  следующего задания

*нежинка и *неговичок

Покажите кружочки какой звук вы сюда поставите и вставайте

Слайд

 С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка

Белая снежинка

И пока она летает

наши глазки отдыхают

5 игра со снежинкой в круге

-«снежный ком»   составляем предложения

каждый добавляет по одному слову  И у каждого получится свое предложение

Морозы.

Затрещали морозы.

Затрещали сильные зимние морозы.

За окном затрещали сильные зимние морозы.

Вчера за окном затрещали сильные зимние морозы

Наконец -то за окном затрещали сильные зимние морозы.

6 Дифференциация в предложениях

Послушайте предложения и скажите правильно ли оно составлено

Наступил зима.

Земля замерз.

Снегурочка спешил на елку к детям

 Санта Клаус принесла подарки

Но чтобы получить подарок от  СК , дети специально что то для него готовят  Хотите узнать что ? Для этого вам надо прочитать слова на слайде

Санта Клаус приходит в новогоднюю ночь, дети для него над камином

вешают красивые рождественские носочки ,туда он кладет разные сладости или угольки вы знаете, почему он так делает? Я на доске приготовила для вас слова,  давайте определим какие из этих слов относятся к хорошим чертам характера , а какие к плохим

Че*тный

*аботливый

*лой,

По*лушный

Любо*нательный

Вес*елый

слайд

 (рождественские носочки)

Прочитайте

мпврождественскиекрст

чшщносочкилмнпр

 что это как вы думаете, что здесь написано

какую парную согласную вы поставили

слайд

 с рис носочков

На  носочках следующее задание  

7 Деформированный текст

*има наступила.

Моро*ы *ильные стоят.

На *олнце  бле*тит *нег.

Дед Моро* и *негурочка

*пешат к детям на елку.

Вставьте буквы, тем цветным карандашом, какой звук они передают.

Выбираете предложение, которое вам понравилось и вспомните как мы играли в снежный ком. Дополните предложение новыми словами  с теми парными согласными о которых мы сегодня говорим. Запишите его на листочке и прочтите кто готов

Итог. Чем мы сегодня занимались.

 Различали   З_С

Как вы себя оцените у вас все получилось

 Посчитайте сколько у вас жетончиков, украсим ими нашу  на елку.

1

Кра..ногрудый

Ве…елая

..нежная

2.

  Ве..елая

  ..нежная

   Лучи..тое

1

Кра..ногрудый

Ве…елая

..нежная

2.

   Ве..елая

   ..нежная

   Лучи..тое

1

Кра..ногрудый

Ве…елая

..нежная

2.

  Ве..елая

  ..нежная

  Лучи..тое

1

Кра..ногрудый

Ве…елая

..нежная

2.

   Ве..елая

  ..нежная

   Лучи..тое

Затрещали морозы.

Затрещали сильные морозы.

Затрещали сильные зимние морозы.

За окном затрещали сильные зимние морозы.

Вчера за окном затрещали сильные зимние морозы

Наконец то  вчера за окном затрещали сильные зимние морозы.

*има   на*тупила.

Моро*ы   *ильные  *тоят.

На   *олнце    бле*тит   *нег.

Дед Моро*  и   *негурочка

*пешат к  детям  на елку.

*има  на*тупила.

Моро*ы  *ильные  *тоят.

На  *олнце   бле*тит   *нег.

Дед Моро*  и   *негурочка

*пешат к  детям  на елку

*има   на*тупила.

Моро*ы   *ильные  *тоят.

На  *олнце    бле*тит  *нег.

Дед Моро*  и   *негурочка

*пешат к  детям  на елку 

**има   на*тупила.

Моро*ы   *ильные  *тоят.

На  *олнце   бле*тит   *нег.

Дед Моро*  и   *негурочка

*пешат к  детям  на елку.

Приложение

(на столах)

И*кристая

Кра*ногрудый  

Ве*елая

*нежная

Ре*ные

И*кристая

Кра*ногрудый  

Ве*елая

*нежная

Ре*ные

И*кристая

Кра*ногрудый  

Ве*елая

*нежная

Ре*ные

И*кристая

Кра*ногрудый  

Ве*елая

*нежная

Ре*ные

Физ.мин. для глаз

С неба падает зимою,

И кружится над землею

Легкая пушинка

Белая снежинка

И пока она летает

наши глазки отдыхают

Физ.мин.

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе по теме: «Дифференциация приставок и предлогов».

Этот урок - урок закрепления изученного материала по дифференциации приставок и предлогов в 8 классе коррекционной школы VIII вида....

Дифференциация на письме звуков С-Ш в словах и словосочетаниях

Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 2 класса с логопедическим заключением: "Смешанная дисграфия, обусловленная ОНР (III уровень речевого развития)"...

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [Щ] на слух и буквы "Ш" и "Щ" на письме"

Цель:  Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме. Задачи:1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрит...

Открытое фронтальное занятие по предупреждению оптической дисграфии у учащихся с ЗПР(1 класс) «Дифференциация букв на письме И-У»

2019-2020 учебный год - Открытое фронтальное занятие по предупреждению  оптической дисграфии у учащихся с ЗПР(1 класс) «Дифференциация букв на письме И-У»...

Дифференциация. Письмо .Коммуникативные умения

Организуя учебную деятельность учащихся при изучении бурятского языка, использую дифференцированный подход. Актуальность дифференциации заключается в том, что в школе обучаются разные дети, с различны...

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме." 1 класс

Цели: • уточнение и сравнение артикуляции звуков “С-Ш”,• закрепление правильного произношения их в речи,• совершенствование навыков дифференциации букв на письме,• разв...