Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [Щ] на слух и буквы "Ш" и "Щ" на письме"
план-конспект

Позднякова Наталья Николаевна

Цель:  Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме.

 

Задачи:

1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

2. Развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;

3. Воспитание положительной учебной мотивации.

 

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные упражнения, предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков [Ш] и [Щ], таблицы слогов, игра «Рыбалка», ноутбук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Логопедическое занятие 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Ш] – [Щ] на слух, букв «Ш» и «Щ» на письме.»

Цель:  Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме.

Задачи:

1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

2. Развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;

3. Воспитание положительной учебной мотивации.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные упражнения, предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков [Ш] и [Щ], таблицы слогов, игра «Рыбалка», ноутбук.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, как вы занимаетесь.

- Настроимся на занятие.

  • Аутотренинг

- Кто хочет разговаривать. Тот должен выговаривать. Всё правильно и внятно. Чтоб было всем понятно.

- (Мы будем разговаривать. И будем выговаривать. Всё правильно и внятно. Чтоб было всем понятно.)

-4Молодцы!

- Ребята, с каким настроением, вы сегодня пришли на занятие? Покажите своё «настроение» с помощью смайликов.

  • Артикуляционная гимнастика для губ и языка

- Ребята, с чего мы начинаем занятие по логопедии? (С гимнастики для языка и губ.)

- Давайте выполним упражнения для языка и губ вместе со мной.

- А  помогут вам, рисунки - подсказки и зеркало.

- «СЛОНИК» - подражаю я слону, губы хоботом тянуууу;

- «ЛОПАТОЧКА» - накажем непослушный язычок

Мы прижмём язык губами ПЯ-ПЯ-ПЯ, а потом зубами ТА-ТА-ТА;

- «ЧАШЕЧКА» - в форме чашки язычок, я бы точно также смог;

- «ГРИБОК» - язычок у нас грибок, подставляй-ка кузовок;

- «ЗАБОРЧИК» - покажите заборчик, вот какой заборчик!

- «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» - как будто варенье лежит на губе, слизываю его «чашечкой» в ротик себе.

  1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, на предыдущем занятии мы учились различать звуки [Ч] – [Щ] на слух и буквы «Чe», «Щ а» на письме.

- Чем похожи эти звуки?
- (Звуки [Ч] и  [Щ] - согласные, глухие, всегда мягкие.) Произносим легко и нежно. Произнесите звуки [Ч] – [Щ].

- На какую цифру похожа буква «Че»?

(Буква «ЧЕ», походит на цифру 4.)

- Ребята, а что вы знаете о звуках?

- (Звуки мы слышим и произносим.)

- Что вы знаете о буквах?

- (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

      3. Сообщение темы занятия.

- Сегодня гостями нашего занятия будут рыбы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

- У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – и к нам попала.
(Щука). На доску вывешивается картинка – щука.

- Драчун и забияка,

Живет в воде,

Кости на спине

- И щука не проглотит.  (Ёрш). На доску вывешивается картинка – ёрш.

- Послушайте внимательно и назовите, первый звук в слове «щука»? (Первый звук в слове щука [Щ], буква «Щ а».) А в слове «ёрш», назовите последний звук? (В слове «ёрш», последний звук [Ш], буква «Ша».)

- Какие, звуки и буквы сегодня мы будем учиться различать? (Сегодня мы будем учиться различать звуки [Ш-Щ] и буквы «Ша» - «Щ а».)

- Тема занятия – дифференциация или различения звуков [Ш-Щ] на слух и буквы «Ша» - «Щ а»  на письме.

- Марина скажи, какая тема занятия? (Различение согласных звуков [Ш-Щ].)

- Что мы будем учиться делать, скажи Алексей? (Учиться различать звуки [Ш-Щ].)

- А для чего мы это будем учиться различать звуки, скажи Слава? (Чтобы правильно писать и красиво говорить.)

- Молодцы!

4. Основная часть.

(Уточнение произношения звуков [Щ-Ш])

- Давайте сначала уточним произношения звуков [Щ - Ш]:

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ш].

- Когда мы произносим звук [Ш], губы округлены, как «колечко»;

- Зубы сближены, но не сомкнуты;

- Язык поднят вверх;

- Воздушная струя тёплая и идёт вверх;

- Горлышко не дрожит.

- Звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, потому что произносится с силой.

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Щ].

- Когда мы произносим звук [Щ], губы округлены, как «колечко»;

- Зубы сближены, но не сомкнуты;

- Язык поднят вверх;

- Воздушная струя тёплая и идёт вверх;

- Горлышко не дрожит.

- Звук [Щ] – согласный, глухой, всегда мягкий, потому что произносим легко и нежно.

(Сравнение звуков [Щ-Ш])

- Давайте сравним звуки [Щ-Ш].

Звук [Щ]

Губы – круглые

Зубы – сближены, но не сомкнуты

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – тёплая, идёт вверх

Горлышко – не дрожит

Звук [Щ] – глухой, всегда мягкий, потому что, произносим его легко и нежно.

Звук [Ш]

Губы – круглые

Зубы – сближены, но не сомкнуты

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – тёплая, идёт вверх

Горлышко – не дрожит

Звук [Ш] – глухой, всегда твёрдый, потому что, произносим его с силой.

- Чем эти звуки похожи? (Звуки [Ш-Щ] – оба глухие.)

- Чем эти звуки отличаются? (Звук [Ш] – всегда твёрдый, звук [Щ] –всегда мягкий).

  • Развитие фонематического восприятия

Игра «Флажки»

- Поиграем в игру «Флажки». Рыбки у нас не простые, а волшебные и они принесли с собой флажки. Щука принесла флажки зелёного цвета, а ёрш принёс флажки синего цвета.

- Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зелёный флажок, если услышите звук [Щ], а если услышите звук [Ш], поднимите синий флажок. Понятно? Будьте внимательны.

(Логопед произносит слоги – АШ, УЩ, ЮЩ, ША, ЯШ, ЕЩ, ШИ, ШО.)

- Молодцы!

        Индивидуальная работа  «Чтение слогов с буквами «ЩА» и «ША»»

- Волшебная щука и ёрш, хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами «ЩА», мягко и нежно, а слоги с буквой «ША» твёрдо и жёстко.  У каждого есть своя таблица слогов. Читаем.

АШ – ША     ША – ЩА     ИШ – ИЩ     ШИ - ЩИ

ОШ – ОЩ     ШО – ЩО     ЕШ – ЕЩ      ШЕ - ЩЕ

УШ – УЩ     ШУ – ЩУ     ЁШ – ЁЩ      УШ - УЩ

  • Развитие зрительного и слухового восприятия

Предлагаю поработать в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.)

Дидактическая игра «Кто, где живёт!» 

- Рыбы принесли свои домики,  с заданиями.

- Работаете в паре. Марина и Матвей – ваш домик, Слава и Алексей – ваш домик.

- Задание для Марины и Матвея. 

- В этом домике живут слова со звуком [Щ]. Какая буква живёт у вас в домике? (Буква «Щ а».)

- Марина прочитай слово, которое живёт над буквой «Щ а». (Щи.)

- Марина, назови первый звук в слове «щи»?

- Матвей прочитай слово, которое живёт под буквой «Щ а». (Плащ.)

- Матвей, назови последний звук в слове «плащ»?

- Задание для Славы и Алексея.

- В вашем домике живут слова со звуком [Ша]. Какая буква живёт у вас в домике? (Буква «Ша».)

- Слава прочитай слово, которое живёт над буквой «Ша». (Шарик.)

- Слава, назови первый звук в слове «шарик»?

- Алексей прочитай слово, которое живёт под буквой «Ша». (Малыш.)

- Алексей, назови последний звук в слове «малыш»?

  • Игра «Рыбалка»

(На Дифференциацию звуков [Щ – Ш] и букв «ША» - «ЩА» в словах. Дети игрушечной удочкой «ловят» картонных рыбок, читают названия рыб и раскладывают их по вёдрам).

- Мы с вами сейчас пойдём на рыбалку. Вам надо поймать рыбу, прочитать, как она называется. Если в названии есть буква «Щ а» - опустите рыбку в зелёное ведёрко. Если в названии есть буква «Ша» - опустите рыбку в синее ведёрко. (Щука, ёрш, лещ, горбуша, подлещик.) 

ФИЗ. МИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (РЫБКА – на мониторе)

Гимнастика для пальчиков

- Карандаш взяли,

В кулачок зажали.

А теперь давай, дружок,

Разогни три пальца.

И подумай не спеша.

Что за буква? Ясно «Ша».

Упражнение в паре

- Поиграем в ладушки.

- Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в ладушки играть.

А теперь, давай-ка, бей

С каждым разом всё быстрей.

Снова букву «Ша» составь,

 В левую руку карандаш возьми

Справа хвостик к ней прибавь:

«Ша» исчезло вообще –

Появилась буква «Щ а».

«Ша» и «Щ а» - родные сёстры,

Но у «Щ а» есть хвостик острый.

(Логопед демонстрирует картинку)

- Буква «Ша» - это шарик, он тянет букву вверх к облакам. Буква «Щ а» - это щука, заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.

- Буквы «Ша» - «Щ а» похожи, состоят из крючков.

- Из скольких крючков состоит буква «Ша»? (Буква «Ша», состоит из трёх крючков.)

- Из скольких крючков состоит буква «Щ а»? (Буква «Щ а», состоит из трёх крючков.)

- Ребята, чем отличаются эти буквы? (У буквы «Щ а», есть петелька.)

- Молодцы!

- Щука и ёрш принесли с собой карточки, которые помогут вам запомнить, как пишутся буквы «Ша» и «Щ а».

- Обведите по контору букву «Ша», какая она гладкая, мягкая, как шарик.

- Обведите по контору букву «Щ а», какая она шершавая, колючая, как щука.

  • Работа в тетрадях (карточках):

- Работаем в тетрадях.

- Запишите слова в две строчки:

На первой строчке слово «Щука».

На второй строчке слово «Ёрш».

  • Рефлексия

- Ребята я знаю стихотворение про щуку и ершей. Послушайте.

Щука в озере жила.

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей.

Пригласила трёх ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

- Повторяем стихотворение, вместе со мной.

- Молодцы.

5. Итог занятия.

- Ребята, давайте вспомним, чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки [Ш] – [Щ] на слух и буквы «Ша» и «Щ а» на письме.)

- Давайте повторим ещё раз, назовите первый звук в слове «щука». (Первый звук в слове щука [Щ], буква «Щ а».) А в слове «ёрш», назовите последний звук? (В слове «ёрш», последний звук [Ш], буква «Ша».)

- Домашнее задание, выучить стихотворение с помощью таблицы.

- Ребята, вы хорошо и дружно поработали и научились различать звуки [Ш] – [Щ], буквы «Ша», «Щ а» в слогах, словах, предложениях. 

- Мне понравилось, как работал Матвей, Марина, Слава, Алексей.

- С каким настроением уходите с занятия, покажите смайлик.

- Занятие окончено.

- Вы все - МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С-Ш"

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Обоазовательная:- подготовить детей к усвоению темы- дифференциации  смешиваемых звуков С-Ш в устной речи и письменной речи-закрепление навыка звуко-бук...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...