Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С-Ш"
план-конспект занятия на тему

Ахмедова Валентина Александровна

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

 

Обоазовательная:

- подготовить детей к усвоению темы

- дифференциации  смешиваемых звуков С-Ш в устной речи и письменной речи

-закрепление навыка звуко-буквенного анализа

 

Коррекционно-развивающая:

-развивать  фонематический слух

-развивать артикуляционную моторику

-развивать зрительно-пространственные ориентации

 

Воспитательная:

-продолжать формировать стремление обучающихся к получению новых знаний

-воспитывать усение слышать и слушать речь учителя-логопеда, своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_s-sh.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Конспект занятия

Учителя-логопеда Ахмедовой Валентины Александровны

                           ГБОУ СОШ № 377

Тема: Дифференциация звуков  С-Ш в слогах, словах, предложениях.

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Обоазовательная:

- подготовить детей к усвоению темы

- дифференциации  смешиваемых звуков С-Ш в устной речи и письменной речи

-закрепление навыка звуко-буквенного анализа

Коррекционно-развивающая:

-развивать  фонематический слух

-развивать артикуляционную моторику

-развивать зрительно-пространственные ориентации

Воспитательная:

-продолжать формировать стремление обучающихся к получению новых знаний

-воспитывать усение слышать и слушать речь учителя-логопеда, своих товарищей.

Обоудование: индивидуальные зеркала, демонстрационный материал: предметные картинки, карточки-схемы, цепочка условных обозначений, конверты с карточками, загадки.

План занятия.

  1. Выделение зв. С-Ш из начала слова по картинкам.
  1. Произнесение звуков С-Ш с опорой на кисть руки.
  2. Запись букв С и Ш по схемам.
  3. Чтение слогов.
  4. Назови слова по картинкам. Определи место звука С и Ш в словах.
  5. Сравни пары слов по звучанию и смыслу.

            Добавь слоги СЫ и ШИ, СА и ША.

  1. Добавь слоги СА или ША.

      8.   Подбери нужное слово.

             Образуй словосочетание.

      9. Помогите мне правильно закончить предложение.

      10. Предложение

      11     Итог 

Цель: Развитие фонематического восприятия звуков С и Ш в устной и письменной речи, дифференциация звуков С-Ш, закрепление навыков звуко-буквенного анализа.

   

                                               ХОД ЗАНЯТИЯ

 I.Оргмомент. Подготовка обучающихся к началу работы на занятии, концентрация внимания, создание благоприятной обстановки в группе.

Актуализация учебно-познавательной деятельности:

ТДЦ – актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

Методы реализации: диалог, игра

Формы организации познавательной деятельности: групповая

Повторение ранее изученного.

 Выделение зв. С-Ш из начала слова по картинкам.

1. Логопед:    Посмотрите на 1 картинку.

                        Кто это?                                                Дети         Совы

                Какой первый звук?                                                С        

Открывается  С, прикрепляется к доске.

                        Посмотрите на 2 картинку.

Кто это?                                                Дети        Шмель

Какой первый звук?                                                Ш

Открывается  С, прикрепляется к доске.

                Догадайтесь какие звуки мы будем отрабатывать?

Сегодня мы будем правильно произносить и учиться различать звуки С и Ш.

  1. Сравнение по артикуляции и звучания. Характеристика звуков С, Ш.

Работа с зеркалами.

    Логопед:    Давайте посмотрим чем похожи и чем отличаются звуки С и Ш.

                Посмотрите все в зеркало

                Произнесите звук С

                (как свисток свистит)

                Какой звук?                                            Дети        Свистящий

                Это гласный, согласный?                        Дети       Согласный

                Это глухой, звонкий?                                

                Положите руку на горлышко.

                Горлышко дрожит?,                                

                Произносим с  голосом, без голоса?                             Дети      Без голоса

                Итак. Похожии тем, что согл. и глух.

    Логопед:       Какое положение язычка?

Где язык находится?                                                Дети      За нижними зубами

Какое положение губ?

Зубки видно?                            Дети     Да. Губы растянуты в улыбку.

Подставте ладошки к губам.

Какую струю воздуха ощущаем.        Дети              Холодную

    Логопед:      Произнесите звук Ш.

                (пошипим)                                        

                Какой звук?                                          Дети                    Шипящий

                Где находится кончик язычка?        Дети           Вверху

                Язычок узкий, широкий?                        Широкий

                Губки в каком положении                Дети        Вытянуты в трубочку

(как хоботок у слоника)

Поставьте ладошку.

Какую струю воздуха ощущаете?        Дети        Теплую

Итак. Чем похожи? (согласный, глухой)

Чем отличаются?

По звучанию.

По написанию.

По положению язычка.

По струе выдыхаемого воздуха.

II.  Произнесение звуков С-Ш с опорой на кисть руки. Игра.

Логопед:  Сейчас я буду показывать рукой положение язычка а вы будете стараться правильно произносить звуки С и Ш. Помогая себе руками.

        На звук Ш – язык вверх

        На звук С – язык вниз

        Давайте потренируемся.

        Две ладошки вверх – произносим Ш

        Ладошки вниз – С

        Итак. Что мы делали?

III. Запись букв С-Ш по схемам.

Записать соответствующую букву, опираясь на условные обозначения.

На доске цепочка условных обозначений.

Логопед:        Будем шифровальщиками.        

Стрелка смотрящая вниз обозначает нижнее положение язычка, а стрелка смотрящая вверх – верхнее положение язычка.

Расшифруйте и запишите в  тетради вместо стрелочек – буквы.

Проверка: Прочти Федя свою расшифровку.

Федя читает.

Остальные – слушаем, будем проверять. Если ошиблись – зачеркните и исправьте красной ручкой

        

Закрепление знаний:

Метод реализации: игровой, загадывание загадок, называние картинок, письмо, чтение.

Форма организации познавательной деятельности индивидуальная, фронтовой диалог.

IV. Чтение слогов.

Логопед        Сейчас будем читать слоги, четко произносить С и Ш, следить за положением язычка, губ.

(хором)

(Ы) (ШЫ) – нет такого слога

V. Назови слова по картинкам. Определи место звука С и Ш в словах.

  1. На наборном полотне картинки, стрелочки.

Давайте посмотрим.

Правильно расставлены картинки?

Вверху, где стрелочка вверх, должны быть картинки с каким звуком?

Внизу, где стрелочка вниз, должны быть картинки с каким звуком?

На каком месте звук?

Что мы делали?              Расставляли картинки   соответственно на С и на Ш.

        Определяли место звука.

  1. Картинки на парте у каждого.

На столе сумка и шапка.

Распределить картинки соответственно на С и Ш.

3.   Будем отгадывать загадки.

На доске картинки - отгадки.

Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом.        Дети        лиСа

У этого зверя огромный рост, сзади у зверя маленький

 хвост, спереди у зверя хвост большой. Кто это такой?        Дети        Слон

Глазища, усища, моется всех чище.                                Дети        коШка

Как можно назвать их всех одним словом?                        Дети        животные

Запасные загадки.

В шубе летом, а зимой раздетый.        Дети        леС

Четыре братца под одной крышей

стоят.                                        Дети        Стол

Скачет по дорожкам, вытянувши

ножки.                                        Дети        лягуШка

Ростом разные подружки. Не

похожи друг на дружку. Все они

сидят друг в дружке. И всегда

одна игрушка.                                    Дети        матрёШка

VI. Сравни пары слов по звучанию и смыслу.

      Добавь слоги СЫ и ШИ, СА и ША.

А теперь поработаем со словами, которые отличаются одной буквой.

(работают с карточками)

Как интересно. Одна буква меняет смысл слова!

Смотрим. Какой буквой отличается слово уСы от слова уШи.

А теперь если мы поменяем букву С на букву Ш то получится…

Запишем слово, которое получилось или слова, которые получились.

Применение знаний:

Форма организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальный диалог, проверка правильности выполнения зданий.

VII. Добавь слоги СА или ША.

Работа по карточкам.

(самостоятельное письмо)

Петя прочти свои слова.

Правильно ли он вставил?

Есть такое слово?

(например: лиСа – значит – правильно вставил)

VIII. Подбери нужное слово.

         Образуй словосочетание.

Прочти слова первого столбика.

Логопед  помогает детям подобрать из второго столбика слова отвечающие на вопрос – какой, какая, какое.

Шапка какая?

Шарф какой?

Игрушка какая?

Стадо какое?

Масло какое?

IX. Помогите мне правильно закончить предложение.

Выбери картинку подходящую по смыслу.

Показываю 2 картинки.

Сладко спит в берлоге (миСка)

На столе с салатом (миШка)

На лицо надета (маШка)

Имя нашей кошки (маСка)

Положили в плошку (каСку)

Надевал пожарный (каШку)

Что мы делали?

X. Предложение.

Каждому дается карточка с пропущенными С и Ш.

Списать.

Вставить С и Ш.

(самостоятельная работа)

Что мы делали?

XI. Итог.

Вставь в буквы С – в  грибочек, Ш – в треугольник.

Развитие зрительно-пространственных ориентаций.

Подведение итогов занятия, релаксация.

Что мы делали на занятии?

Что помогает различить звуки С, Ш? (язык, положение языка)

Разное звучание, разное написание, разное положение языка.

Кому было трудно? Кому легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттес...

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи:          - воспитание самоконтроля во время произношения звука...

Логопедическое занятие на дифференциацию звуков З-Ж

индивидуальное (или подгрупповое) логопедическое занятие на дифференциацию звуков З-Ж "Винни - Пух"...

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....