Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе
методическая разработка по теме

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттестацию), в

IV Международная заочная научно-практическая конференция«Социально-гуманитарные и юридические науки:современные тренды в изменяющемся мире»  Сборник материалов конференции Краснодар 2011- 280 с.  ISBN 978-5-905292-23-1 Ответственный редактор: А.А. Киселев 

УДК [3+340](082)

ББК 60 + 67.4

М69    .

В сборнике представлены материалы участников IV Международной заочной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»,

состоявшейся 1 декабря 2011 г. в Краснодаре. Организатором конференции выступила Автономная некоммерческая организация «Центр социально-политических исследований «Премьер» (АНО «ЦСПИ «Премьер»). Конференция рассматривается как механизм обмена опытом в сфере теоретических и прикладных исследований социально-гуманитарных и юридических наук.

ISBN978-5-905292-23-1 © АНО «ЦСПИ «Премьер»

© Коллектив авторов

Адрес редакции:

Юридический/фактический: 350002, г. Краснодар, ул. Садовая, 105

Почтовый: 350040, г. Краснодар, а/я 547

Сайт: www.anopremier.ru

Тираж 300 экз.

Отпечатано в рекламном агентстве «Пресс-Имидж»

г. Краснодар, ул. Красноармейская, 66

 СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

 Секция 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

Вашему вниманию предлагаются уроки по программе «Коррекция речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида»

На каждую тему отводится определенное количество часов. На каждом занятии формируются общие речевые навыки детей.

Ребятам предлагаются также задания на развитие слухового внимания и связной речи, различные грамматические задания.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

1) развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;

2) развитие умения разделять слова на звуки;

3) развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;

4) развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Умение различать фонемы — это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью,

и грамотного письма в дальнейшем.

Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) имеет в виду их чтение и написание. Ребенок разбирает сначала

слова на слух, потом на письме.

Каждая лексическая тема активизирует словарь: существительными, глаголами, прилага-тельными и другими частями речи.

Задания по лексике и грамматике предназначены для детей 3‑го года обучения.

Хвалите его за каждый правильный ответ, ни в коем случае не наказывайте и на ругайте за ошибки — он ведь еще учится!

Данные уроки помогут начинающему логопеду правильно включиться в рабочий процесс на начало года,. Предлагаю уроки с № 1 по № 4 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iv_mezhdunarodnaya_zaochnaya_nauchno.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

IV Международная заочная научно-практическая конференция

«Социально-гуманитарные и юридические науки:

современные тренды в изменяющемся мире»

Сборник материалов конференции

Краснодар

2011

УДК [3+340](082)

ББК 60 + 67.4

М69

М69

IV Международная заочная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные

и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»: сборник материалов

конференции (1 декабря 2011 г.). – Краснодар, 2011. - 280 с.

ISBN 978-5-905292-23-1

Ответственный редактор:

А.А. Киселев

В сборнике представлены материалы участников IV Международной заочной научно-практической кон-

ференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»,

состоявшейся 1 декабря 2011 г. в Краснодаре. Организатором конференции выступила Автономная некоммер-

ческая организация «Центр социально-политических исследований «Премьер» (АНО «ЦСПИ «Премьер»). Кон-

ференция рассматривается как механизм обмена опытом в сфере теоретических и прикладных исследований

социально-гуманитарных и юридических наук.

ISBN978-5-905292-23-1 © АНО «ЦСПИ «Премьер»

© Коллектив авторов

Адрес редакции:

Юридический/фактический: 350002, г. Краснодар, ул. Садовая, 105

Почтовый: 350040, г. Краснодар, а/я 547

Сайт: www.anopremier.ru

Тираж 300 экз.

Отпечатано в рекламном агентстве «Пресс-Имидж»

г. Краснодар, ул. Красноармейская, 66

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Секция 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Секция 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Хоружий Надежда Владимировна МОКУ Падунская специальная коррекционная –школа-интернат VIII вида,

учитель –логопед

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

«Коррекция нарушений письма и чтения при акустической дисграфии

у учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида»

Что посеешь, то и пожнешь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе

обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому

главной задачей педагога является развитие речи.

Вашему вниманию предлагаются уроки по программе «Коррекция речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида»

На каждую тему отводится определенное количество часов. На каждом занятии формируются общие речевые навыки детей.

Ребятам предлагаются также задания на развитие слухового внимания и связной речи, различные грамматические задания.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

1) развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;

2) развитие умения разделять слова на звуки;

3) развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;

4) развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Умение различать фонемы — это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью,

и грамотного письма в дальнейшем.

Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) имеет в виду их чтение и написание. Ребенок разбирает сначала

слова на слух, потом на письме.

Каждая лексическая тема активизирует словарь: существительными, глаголами, прилага-тельными и другими частями речи.

Задания по лексике и грамматике предназначены для детей 3‑го года обучения.

Хвалите его за каждый правильный ответ, ни в коем случае не наказывайте и на ругайте за ошибки — он ведь еще учится!

Данные уроки помогут начинающему логопеду правильно включиться в рабочий процесс на начало года, мною разработаны

все уроки на 136 занятий. Предлагается часть уроков с № 1 по № 4

Тема «Звуки и буквы» Урок № 1 Тема: Звуки — буквы.

Цели:

1. учить детей правильному произношению гласных звуков соотнесение звука и буквы

2. выделять звук среди сочетаний гласных слогов и слов.

3. развивать простые формы звукового анализа и синтеза

4. пополнять активный словарь детей — существительными

Ход урока

Орг момент — проговорить:

1. Каждый день всегда везде –

На занятиях, в игре,

Смело четко, говорим

И тихонечко сидим.

2. Формирование темы занятия — отгадай загадку:

Режут — терплю, разбивают — терплю, и за все это урожаем плачу (Земля)

Посчитаем звуки в слове‑5

Считаем звуки с преградой- 3

Звуки без преграды- 2

Итог Звуки бывают гласные и согласные, сколько у нас гласных‑2, (звучат свободно без преграды)сколько согласных –3

(звучат с преградой во рту)

Основная часть

1. Произнести ряд слогов: что мы произносили — (части или слоги)

Па рат ва ни ка ла ру мы

Вставь недостающие гласные в сочетания:

М‑К Л‑К

М‑К С‑К

М–Х Б‑К

Получили слова, которые состоят из 1 слога, потому что 1 гласная

Сколько в слове гласных, столько и слогов

2. Физминутка — Овощи- фрукты

Что растет на земле: кабачки, арбузы, помидоры как назвать одним словом — ОВОЩИ

3.Развитие зрительного восприятия

Посмотрите на картинки, какие буквы в них спрятались

Копейка, тарелка, крыша, — О, А Какие это звуки — Гласные

3. Соотнесение буквы и звука

Запись слов с пропущенными буквами: гласными — подчеркнуть, ответить: Сколько в слове слогов? К‑бчк, п‑мдр,

к‑пуст-, м‑рк-вь,

4.Сравни пары слов: ответить, что общего между этими словами, чем отличаются:

капуста и лук, огурец и кабачок

Назови ласково: запиши, подчеркни гласные.

огурец — огурчик;

тыква —

лук —

чеснок —

морковь —

помидор —

5.Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы.

КТО КАК ОДЕТ

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали

огурцы- голыши Потом лук в бумажных рубашках. Потом лук в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку,

свеклу и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят одежек, холода не боится!

Вопросы:

1. Когда убирают овощи?

2. Какие овощи убрали с огородов?

3. Что осталось в огороде?

4. У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребенок должен вспомнить загадку о капусте.)

6.Итог урока

7. Д/з описать словесно овощи- использовать слова признаки.

Урок № 2 Тема: Звуки — буквы.

Цели:

1. учить детей правильному произношению гласных звуков соотнесение звука и буквы

2. выделять звук среди среди сочетаний гласных слогов и слов.

3. развивать простые формы звукового анализа и синтеза

4. закреплять активный словарь детей — сочетанием прилагательное, существительное.

Ход урока

1.Орг момент — проговорить:

Каждый день всегда везде-

На занятиях, в игре,

Смело четко, говорим

И тихонечко сидим.

2. Формирование темы занятия — подними руку, когда услышишь гласный У

Ух, ум, муха, юбка, ура, мел, юла, рука.

Скажи что перед тобой лежит — карточки слогов

Ка, ба, чок, лук, мор, ковь, ка, пус, та.

Собери из них слова, каким одним слова называют это — овощи.

Посчитаем звуки в слове овощи –5 Считаем звуки согласные- 3 Звуки гласные- 2

Звуки бывают гласные и согласные. Сколько у нас гласных‑2, (звучат свободно без преграды).Сколько согласных –3 (звучат

с преградой во рту)

3.Основная часть

1.сосчитай до пяти: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов

один помидор…

Придумай загадку по образцу. Этот овощ — круглой формы, желтого цвета, сладкий на вкус- тыква

Огурец, помидор.

Посчитаем слоги в данных овощах тыква, огурец, помидор

Итог: Сколько в слове гласных, столько и слогов

4.Соотнесение буквы и звука На что похожа буква У -? Выдели букву лишнюю м п д у

5.Запись слов с пропущенными буквами: гласными — подчеркнуть, ответить: Сколько в слове слогов?

К‑бчк, п‑мдр, к‑пуст-, л‑к.

Подбери пару и запиши: Огурец большой, а кабачок больше

Репа большая, а … тыква больше

Бобы маленькие, а… горох меньше

Петрушка высокая, а … укроп выше

6.Физминутка Овощи-фрукты (поднимишь руки вверх или вниз)

7.Назови соки и запиши

Из моркови — (морковный сок), из огурца — (огуречный сок), из чеснока- (чесночный сок)

Составь слово из первых звуков: Свекла, укроп, помидор. (СУП)

Итог: Повторили А.О…. гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов

8.Работа с текстом. Чтение, пересказ по вопросам.

КТО КАК ОДЕТ

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали

огурцы- голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом лук в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку,

свеклу и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят одежек, холода не боится!

Вопросы:

1. Когда убирают овощи?

2. Какие овощи убрали с огородов?

3. Что осталось в огороде?

4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает -лук

9. Д/з повторить овощи по цвету: красные, желтые

Урок № 3 Тема: Звуки — буквы.

Цели:

1. учить детей правильному произношению гласных и согласных звуков соотнесение звука и буквы

2. выделять звук среди среди сочетаний гласных, согласных слогов и слов.

3. развивать простые формы звукового анализа и синтеза

4. пополнять активный словарь детей — словосочетанием –прилагательное, существительное

Ход урока

Орг момент — проговорить:

1. Каждый день всегда везде-

На занятиях, в игре,

Смело четко, говорим

И тихонечко сидим.

Формирование темы занятия — отгадай загадку:

Скинули с Егорушки золотые перышки,

Вынудил Егорушка плакать и без горюшка — ЛУК

Сколько звуков в слове — назови гласную

Ск. слогов в слове — Лук,

Всех на свете обшивает, что сошьет не надевает… (Иголка) посчитай звуки

Доскажи: сколько в слове гласных, столько и ……… (слогов)

Основная часть

Анализ звуко — буквенных рядов: АИУ, УАИ, САМИ, ОГУРЕЦ- назови 1.2,3,4,5.звук, укажи соседей 2 звука, 3 звука,.

Собери слово по предложенной схеме: А‑3, У‑1, О‑2.

М2 рк2 вь, 2 г1 рец, п2 мид2 р, к3 б3ч2 к

Составь словосочетания с данными словами:

Морковь зеленый

Огурец сочная

Помидор спелый

Кабачок длинный

Доскажи –составь рассказ Расскажи о своем любимом овоще — если затрудняется предложи план

Я люблю_______________, он (она) _____________цвета, ___________формы,_________________на вкус. Из него (нее) можно

приготовить_________________________. А я люблю его (её) есть_______________сырым (в салате…).

Итог урока правило Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Д/з проследи какие овощи еще не собрали с огорода, подумай почему.

Урок № 4 Тема: Звуки — буквы.

Цели:

1. учить детей правильному произношению гласных звуков соотнесение звука и буквы

2. выделять звук среди среди сочетаний гласных, согласных слогов и слов.

3. развивать простые формы звукового анализа и синтеза

4. пополнять активный словарь детей — существительными

Ход урока

Орг момент — проговорить:

1. Каждый день всегда везде –

На занятиях, в игре,

Смело четко, говорим

И тихонечко сидим.

Формирование темы занятия — отгадай загадку:

Задачу ты решишь свободно:

Я небольшая часть лица.

Но, если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидишь, что угодно. — нос-сон

Основная часть

предложены буквы н, с, о. какое слово покажет наши мечты- сон

сколько звуков, назови 1,2,3, укажи соседей справа буквы О. Соседей слева буквы. О

прочитай слово с конца, поставь соответственно буквы по порядку НОС

что мы сделали с буквой Н, с буквой С — поставили на другое место

получили разные слова

Вывод- каждый звук и каждая буква имеют свое место

Обогащение словаря и развитие логического мышления

Игра накроем стол для гостей — отгадаем кроссворд

Ответы: 1 –стол,2‑чай, 3‑конфеты,4‑печенье, 5‑чашка, 6‑торт, 7‑чайник

Выдели красным цветом гласные.

Записали на доске и на карточке.Чай из малины — малиновый чай

чай их смородины — смородиновый чай, чай из липы — липовый чай.

Какой еще может быть чай по названиям_____?

Составь слова из предложенных букв

икт, нос, йча, ибгр.

Подчеркни гласные, при проверке все отхлопывают количество слогов

Итог урока каждому звуку соответствует своя буква, мы учились писать без ошибок, знаем что звуки бывают согласные

и гласные.

Д/з повторить игры на внимание, на звукобуквенный анализ

Всем желаю здоровья, успехов и творчества!

Список литературы

1. Венгер, Дьяченко «Угадай, как нас зовут» Москва, «Просвещение», 1994.

2. Гаврина, Кутявкина «Учимся читать»/рабочая тетрадь/

3. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике./Составитель М. А. Поваляева. — Ростов‑на-Дону: Феникс,

2006. — 349 с.

4. Карелина И. Б. «Коррекция голосовых расстройств у дошкольников» Москва 2005 Айрис-пресс. 2. Пожиленко Е. А. Ме-

тодические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. — Санкт-Петербург:

Каро, 2006. 3. Рычкова Н. А. — «Логопедическая ритмика», « ГНОМ и Д», 2000

5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей» С‑Петербург, Издательский Дом «МиМ», 1997.

6. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей./О. И. Крупенчук. —

Спб.: Издательский дом «Литера», 2001. — 208 с.

7. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» С‑Петербург, Лениздат, Издательство

«Союз», 2002.

8. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивно-

сти./Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.

9. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аро-

мамасел: Методические рекомендации. — Новокузнецк, 2003. — 40 с.

10. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников./А. Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 80 с.

11. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика./О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М., Аст, Астрель, 2002. — 94 с.

12. Логопедия/под. Редакцией Волковой Л. С./Москва, «Просвещение», 1989.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"

Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...

логопедическое занятие на тему: Звук «у». Буква У.

Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. Оборудование:предметные ка...

Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»

Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т» 1 класс

laquo;Звук и буква Т» 1 классЦель: познакомить детей со звуком «Т».Задачи:- Учить детей выделять на слух звук (т);- Закрепить понятие «твердый звук», навык деления ...