Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»
план-конспект

Денисова Лариса Геннадьевна

Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим недоразвитием речи 3-4 уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx47.19 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение - центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи муниципального района Борский Самарской области

Технологическая карта

логопедического занятия по теме:

«Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»

Занятие разработано и проведено с группой обучающихся 7-8 лет

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи III -IV уровень

учитель-логопед: Денисова Лариса Геннадьевна

с. Борское

2021г

Организационная информация

Автор занятия

Денисова Лариса Геннадьевна

Должность

Учитель - логопед

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное учреждение - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Борский Самарской области

Предмет

Логопедия

Класс

Группа учащихся (6 человек)

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи 3-4 уровня.

Продолжительность занятия

30 минут

Методическая информация

Тема занятия

Звуки и буквы с – ш в слогах, словах. Домашние животные.

Цель занятия

Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв [с] – [ш] в слогах, словах и правильного обозначения их на письме.

Задачи занятия

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять навыки дифференциации звуков [с]-[ш] по артикуляционно-акустическим признакам;
  • закреплять зрительный образ букв с-ш.

Коррекционно-развивающие:

  • продолжать развивать фонематический слух, зрительное внимание;
  • закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • закреплять навыки словообразования и словоизменения;
  • продолжать обогащать словарный запас;
  • продолжать развивать навыки самоконтроля;
  • продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • развивать положительную учебную мотивацию;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, развитие познавательного интереса к обучению;
  • мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
  • самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные:

  • уметь анализировать,  развивать способность делать выводы;
  • уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
  • учитывать разные мнения, слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • уметь различать звуки и буквы [с] – [ш] в слогах, словах.
  • правильно обозначать буквы «с»- «ш» на письме.

Используемые педагогические технологии

Коррекционно-логопедические,  здоровьесберегающие, игровые технологии

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», «Развитие речи. Письмо» О.А.Ишимова, Чтение. От буквы к слогу и словам» О.А.Ишимова, А.А. Алмазова, авторское пособие «Беговая дорожка или от буквы к букве» (электронный вариант игра «Прятки»)

Мультимедийное оборудование

Оборудование

Тетради, ручки, карандаши, сигнальные карточки с буквами, карточки со словами, карточки со слогами, картинки из серии «Артикуляционная гимнастика»,  мяч, разрезные картинки «Домашние животные»

Домашнее задание

Не предусмотрено

План и ход занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

учащихся

Формирование

УУД

1.Организационно-мотивационный этап

Организационный момент

8 мин.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Для того чтобы нас не покидало хорошее настроение - проделаем вместе со мной следующие движения:

Потянулись!

Встрепенулись! -

Оглянулись!

Улыбнулись!

Слайд 2

- А чтобы правильно выполнить все задания надо позвать на помощь друзей и помощников: руки…, пальцы…, глаза…, уши…, голова…

-Садитесь, ребята. Начнем наше занятие.

Вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели.

Молодцы!

Артикуляционная гимнастика

-Четкое произношение звуков зависит от слаженной работы мышц нашего речевого аппарата, поэтому выполним артикуляционную гимнастику, потренируем язык и губы.

-Упражнение «Слон-лягушка» (показ картинки)

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну,

Чтоб понравиться лягушке

Тяну губы прямо к ушкам!

-Когда делаем упражнение «Лягушка»– губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

-А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка:

пражнение «Маляр» (показ картинки)

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Вперёд – назад,

Вперёд-назад.

Наш маляр работать рад!

-Упражнение: «Бегемот» (показ картинки)

Бегемот разинул рот

Просит булку бегемот!

Рот нам закрывать нельзя – 

До пяти считаю я!

1,2,3,4,5- рот нам можно закрывать!

Здороваются с логопедом.

Выполняют движения

сжимают-разжимают кулаки, пальцы правой руки плотно прижимают к пальцам левой руки, показали глаза, дотронулись руками до ушей, повороты головы вправо, влево.

Садятся за парты.

отвечают

Выполняют артикуляционную гимнастику.

контролируют четкость и плавность движений.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

 

Введение в тему занятия

Актуализация знаний

Сообщение темы занятия

Слайд 3

-Ребята, угадайте по предметам, которые появились на экране, кто пришел к нам в гости. Как называется мультфильм с участием этого героя?

– Назовите последний звук в слове «пёс».

– А теперь назовите первый звук в его кличке «Шарик».

-Посчитайте, сколько слогов в слове Шарик.

- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?

Слайд 4

- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? При затруднении в ответе предлагается обратить внимание на таблицу «Звуки-буквы»

Слайд 5

-Какой буквой обозначаем звук [с]?

-Какой буквой обозначаем звук [ш]?

-Пропишем в воздухе указательным пальцем букву ЭС. Теперь - ША.

-Какие буквы будем учиться различать?

 - Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [с] - [ш] и буквы «ЭС», «ША».

- Чтобы всему этому научиться, нужно быть внимательным, активным и старательным.

- Пёс Шарик  приготовил для вас интересные задания.

-В гости пришёл Пёс Шарик. Мультфильм называется Каникулы в Простоквашино

-Звук[с]

-Звук [ш]

-В слове Шарик 2 слога

-Будем учиться различать звуки [с] - [ш].

- Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем.

Смотрят на экран.

-«ЭС»,

-«ША».

Прописывают буквы в воздухе.

-Буквы «ЭС», «ША»

Личностные:

-воспринимать речь учителя.

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

 Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи.

Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия, понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности (планирование).

Операционно-исполнительский этап

Проработка темы занятия

20 мин.

-Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков.

Слайд 6

- При произношении звука с:

-Губы?

-Зубы?

-Язык?

-Воздушная струя?

-При произношении звука ш:

-Губы?

-Зубы?

-Язык?

-Воздушная струя?

Слайд 7

-Молодцы, а теперь дайте характеристику звуку [с].

-Звук [ш]?

- Ребята, молодцы!

– Шарик предлагает послушать слоговую песенку и повторить. Выходим из-за парт, встаём в круг.

- Ловите мяч, внимательно слушаете, затем повторяете слоговую песенку по очереди.

СА-ША            ШО-СО
ШО-СО           ША-ША-ША
УС-УШ             ШУ-СУ

Пальчиковая гимнастика

- Сейчас, вспомним о наших незаменимых помощниках – пальцах. Приготовим руки к письму.

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге белой гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Скок-скок, скок-скок

Скачет резвый табунок.

-Ребята, пёс Шарик предлагает записать его песенку из слогов (ас, аш, уш, ош, ус, ыс). Записывать будем с комментированием, например: Я пишу слог ос, пишу гласную о, пишу букву эс…

-Ребята, пёс Шарик решил спрятаться от нас. Поищем его?

Слайд 8

Игра «Прятки»

-Внимание на экран: Шарик спрятался в слоговой таблице. Читаем тот слог, около которого появится пёс Шарик.

-Ребята, пёс Шарик предлагает нам поиграть в игру

Игра «Услышал - покажи».

-Возьмите карточки с буквами.

-Я буду называть слова, если услышите звук [с]- покажите карточку с буквой «ЭС», если звук [ш]- карточку с буквой «ША».

Слова: кошка, коза, свинья, овца, корова, лошадь, кролик, собака

- Почему при произношении некоторых слов вы не показывали карточки?

-Ребята, как же можно назвать их всех одним словом!

-Какие?

Слайд 9

-А теперь посмотрите на экран  и назовите детёнышей домашних животных!

-В названии каких детёнышей вы услышали звуки [с] или [ш]? Молодцы, вы были внимательны.

- Пёс Шарик учился писать свою кличку, но перепутал в словах все слоги, теперь не может найти свою

кличку. Поможем ему? Распутаем слоги в словах?

Игра «Распутай слоги»

-Чтобы узнать, что он написал, прочитайте слова, переставляя слоги:

ни-са, ши-у, ша-ка, гав - ша - рю, мат-кин-рос, рик-ша

-Ребята, мы прочитали ещё клички животных.

-Назовите их. Молодцы!

-При произнесении звука [с] губы растянуты в лёгкой улыбке.

-Зубы сближены.

-Кончик языка лежит у нижних зубов.

-Воздушная струя холодная.

-При произнесении звука [ш] губы округлены и

слегка выдвинуты вперед.

-Зубы сближены.

-Кончик языка поднят, а форма языка напоминает «чашечку».

- Воздушная струя тёплая.

-Звук [с] – согласный. Глухой. Бывает твердым и мягким.

-Звук [ш] – согласный. Глухой. Всегда твердый.

Встают в круг, ловят мяч, слушают, повторяют

Сидя за партой, руки лежат ладонями вниз.

Показать ладони, повертеть ими

Продвижение рук вперед, передвигая пальцами

Записывают слоги, комментируют

Отвечают

Читают слоги со стечением согласных

Берут карточки.

Показывают карточки, в зависимости от звуков в словах.

-В словах коза, овца, корова, кролик нет звуков [с], [ш]

-Животные

-Домашние

Называют детёнышей домашних животных

-В названии детёнышей звуков [с] или [ш] нет

Читают слова «по цепочке» переставляя слоги: сани, уши, каша, Гаврюша, Матроскин, Шарик

Личностные: развивать учебную активность.

Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей, уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

участвовать в учебном сотрудничестве. Уметь оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные: развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за собственной речью, уметь самостоятельно регулировать свои действия и оценивать правильность их выполнения.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя и сверстников.

Познавательные: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия, закреплять навыки словообразования.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, уметь работать по предложенному плану.

Познавательные: уметь правильно обозначать буквы с-ш на письме,  развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать товарища и высказывать своё предположение.

Физминутка

-Писали, читали? Устали? Отдохнём и разомнёмся.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали

Выполняют упражнения

Личностные:

воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащемуся.

 Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Закрепление

-Ребята, запишем клички животных, чтобы пёс Шарик  не смог больше перепутать слоги в словах.

-Вспомним правило написания имён людей, кличек животных?

- Букву ш – подчеркните синим карандашом, букву с - простым.

- Посмотрите на экран, проверьте  правильность написания кличек животных.

-Молодцы, отлично справились с заданием.

Слайд 10

-Поиграем в игру «Уши, шея, хвост». Нужно собрать из частей  картинку домашнего животного. Работаем группами. Каждая группа собирает по две картинки.  Теперь скажите: чьи уши, чья шея, чей хвост?

-Отлично справились, молодцы!

- Ребята, посмотрите, пока пёс Шарик нёс вам карточки со словами, некоторые буквы  в словах стёрлись.

-Возьмите простой карандаш и допишите недостающую букву. Обменяйтесь карточками, проверьте правильность написания.

-Прочитайте слова, которые получились.

-Каких букв не хватало в словах?

Игра «Повторяй, не зевай»

-Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Повторяй, не зевай». Я закрою лицо листом бумаги и буду произносить слова. Вы, что услышите, повторите хором! Итак, каска-кашка, басня - башня, вас-ваш, крыса-крыша, шутки-сутки, уши-усы, мишка-миска.

- Молодцы! Как вы думаете, какими звуками отличались слова?

- Имена людей, клички животных начинаем писать с заглавной буквы.

Пишут клички животных

Подчёркивают

Рассматривают слайд, сравнивают

Работают группой, собирают картинки, отвечают

Дописывают недостающие буквы в карточках со словами,

обмениваются карточками, проверяют.

Чтение парами.

-Буквы «эс» и «ша»

Повторяют слова хором.

- Звуками [с], [ш]

Регулятивные:

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, самоконтроль за выполнением действий.

Личностные: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий.

Коммуникативные:

уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом (договариваться, приходить к общему решению, контролировать действия партнёра, вступать в диалог), принимать участие в работе группами.

Познавательные: закреплять навыки словообразования и словоизменения слов.

Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов занятия

2 мин.

Рефлексия

- Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, были активны и старательны. Псу Шарику понравилось, как вы работали на занятии.

-Чему мы сегодня учились на занятии?

-Какой буквой обозначается звук [с],  [ш]?

-Какие задания вам понравились?

-Какие задания у вас вызвали затруднения?

-Я предлагаю вам выбрать смайлики, которые соответствуют вашему настроению!

На экране появляется солнышко и слова «Молодцы!

-Учились различать звуки и буквы [с ] - [ш].

-Буквой «ЭС», «ША».

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Прощаются, уходят.

Личностные:   выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Знаково-символические.

Список использованных источников:

1.Авторская программа по коррекции нарушений устной и письменной речи «Говорим красиво, пишем правильно» на уровень начального общего образования для 1-4 классов

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991

3.Ишимова О.А Тетрадь-помощница «Развитие речи. Письмо». – М.: Просвещение, 2014

4.Ишимова О.А., Алмазова А.А. Тетрадь-помощница «Чтение. От буквы к слогу и словам». – М,: Просвещение 2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Звуки и буквы Чем отличаются звуки от букв?

Слайд 6

С Ш Артикуляционные признаки

Слайд 7

С Ш Характеристика звуков

Слайд 8

шка шку ски ску шки шко ска ско скы

Слайд 10

Шарик Гаврюша Матроскин

Слайд 11

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Фронтальное занятие на тему: Звуки и буквы Т-Д в слогах и словах

В занятии представлен систематизированный дидактический материал по дифференциации звонких и глухих согласных  звуков, предназначенные для работы по предупреждению и устранению нарушений в устной...

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс

Конспект логопедического  занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс  ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования  определяют систему ...

конспект логопедического занятия на тему: Звуки з-зь, буква з

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».Задачи:Уточнить правильную артикуляцию звука «з».Уч...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Конспект занятия на тему: "Звуки Т,Ть. Буква Т"

Цель: познакомить со звуками Т, Ть и буквой Т....

Конспект и технологическая карта логопедического фронтального занятия по теме «Звуки домашних животных. Развитие фонематического слуха и внимания на материале неречевых звуков»

Данная разработка состоит из конспекта логопедического фронтального занятия в средней дошкольной логопедической группе детей ОНР-1 по теме «Домашние животные» на основе системно-деятельнос...