Фронтальное занятие на тему: Звуки и буквы Т-Д в слогах и словах
план-конспект по теме

Токарева Оксана Евгеньевна

В занятии представлен систематизированный дидактический материал по дифференциации звонких и глухих согласных  звуков, предназначенные для работы по предупреждению и устранению нарушений в устной и письменной речи детей  младшего школьного возраста. Специальные  упражнения, разнообразные интересные задания с добавлением, перестановкой, исправлением звуков, слогов, слов, "шифровки", позволят детям хорошо усвоить различия звуков в речи и букв на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_t-d.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХИМКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 г.о. Химки

141407 г.о химки, ул. Горшина, стр 5А, тел-8(905)533-86-10

        

Фронтальное логопедическое занятие на тему: «Дифференциация Д-Т в слогах и словах ( 2 класс)»

Подготовила:

                                                    Учитель-логопед:

                                                                                                         О.Е Токарева

Тема: «Дифференциация звуков [Д-Д'], [Т-Т']».

Цели и задачи: 

 — закрепить знания детей о согласных звуках;

 — закрепить умение дифференцировать звуки [Д-Д'] , [Т-Т'] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

— формировать навыки фонематического анализа и синтеза;

— развивать навыки слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза;

— обогащать словарь детей;

— способствовать развитию связной речи, высших психических процессов.

Оборудование: видеопроектор, экран, квадраты (на каждого ребёнка), карточки для индивидуальной работы.

1.Организационный момент:

 *Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И, подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, мы приветливы, ласковы. Мы здоровы! Сделайте глубокий вздох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения.

2.Установка на правильную речь:

  Какое основное правило речи мы знаем? Дети хором отвечают:

      Долгожданный дан звонок

      Начинается урок

      Слушаем внимательно,

       Работаем старательно.

       Смело, четко говорим

       Никуда мы не спешим!

Работа над дикцией:

Прочтите скороговорку: На дворе растет трава,

                                           На траве стоят дрова.

          а) про себя;

          б) вслух громко;

          в) кто быстрее??

 

     3.Знакомство с темой занятия:

-Молодцы!

-А кто мне скажет, какие два звука чаще всего повторялись в этой скороговорке?

-Дети: Звуки Д-Т

- Догадайтесь, о каком из этих звуков я говорю:

Языком, передним краем,

В десна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой. (дети произносят звук «Т», дают ему характеристику согласный,  глухой, твердый, может быть и  мягким: произносят в мягкой позиции )

-Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.(звук Д-согласный, звонкий,твердый,)

-А как произносится мягкий вариант этого звука?

-Дайте сравнительную характеристику этим звукам:

- Чем похожи они? (согласные, бывают твердые, бывают мягкие)

- Чем отличаются? (Т-глухой, Д- звонкий)(Заметим когда мы произносим звонкий звук ,то слышим вибрацию гортани, а при произношение глухого звука эта вибрация отсутствует с помощью пальцев на голосовых связках)

Основная часть

- как  вы думаете,о чем мы сегодня будем говорить на занятии?(о звуке «Т» и звуке «Д»)

-мы сегодня будем различать звуки  и буквы «Т-Д», для того чтобы не допускать ошибок на письме.

-Рассмотрите стилизованные изображения и найдите предметы похожие на буквы «Т-Д»

Этот домик — буква Д.

В домике — окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке — кошка.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д — труба печная.

— Дайте чемоданчик, детки!

— Где же он?

— На табуретке!

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

(Е.Тарлапан)

Буква    Т    тебя   укроет

от дождя,  от снега,  зноя.

Молоток стучит: «Тук-тук!

Букве Т я старый друг».

(В.Степанов)

Развитие зрительно-пространственных, оптических представлений.

Посмотрите на изографы. Разгадайте их (дом, трактор).

http://festival.1september.ru/articles/508431/img2.jpg

-Назовите первые звуки в этих словах. (Д-Т)

-У вас на партах наборы палочек. Давайте соберем с помощью них буквы  Д-Т.

-Молодцы!

Знакомство с героиней занятия через прослушивание сказки Г.ХАндерсена «Дюймовочка».

Логопед: Ребята, чтобы наше занятие прошло интересно и увлекательно, мы побываем в гостях у сказки.

— А в какой сказке мы сегодня побываем, вы должны догадаться сами.

— Послушайте отрывок из сказки и назовите её название, автора и имя героини.

«...Жила-была бедная женщина. Детей у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в цветочный горшок. Женщина так и поступила. Через некоторое время из земли показался маленький росток. Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма...» (Дюймовочка.)

Логопед: Почему я выбрала отрывок именно из этой сказки?

В имени Дюймовочки есть буква( Д.)

-Правильно!

Развитие звукобуквенного анализа.

Логопед: А,сейчас давайте постройте домик для Дюймовочки. Я буду называть слова, а вы заполните окошки ваших домиков  крестиками и ноликами: если услышите звуки Д, Д' - 0, если звуки Т, Т' - X.

Логопед называет слова, а дети заполняют клетки квадрата.

Слова: стэплер,  медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, автобус, деньги.

Запись у детей:

Х

О

Х

О

Х

Х

О

Х

О

Развитие слогового анализа и синтеза

Логопед: Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее! От жаб, ей помогли убежать  рыбки и  рак, которые «перекусили стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку. Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке — вставьте в слова слоги с буквами Д — Т.

Запишите полученные  слова в два столбика в левый столбик с буквой Д,в правый с буквой Т  (дети проверяют записанные слова)

ЛОПА ...

МО...

ГО...

... ЛО ...

ГВОЗ ...

...ВАР

МОЛО ... ЧЕК

МОНЕ ...

... РЫ

БОРО ...

СВОБО ..

Развитие логического мышления.

Логопед: С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных жаб. Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву - ведь у нее не было, ни усиков, ни крыльев — и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не могла спуститься.

Помогите Дюймовочке спуститься с дерева. Чтобы ей было легко спуститься, надо отгадать пароль на выход  из этой ситуации«Досказать словечко» Укажите в словах наличие и место букв Д — Т.

По небесам оравою                        Кто приходит, кто уходит,

Бредут мешки дырявые,                 Все меня за ручку водят.(дверь)

И бывают иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой……(тучи)

Тили-бом, Тили-бом,                                                    Перемыть посуду                          

Загорелся Кошкин …..(дом)                                        И помыть цветочки

                                                                                        Сегодня маме помогала

 Чуть пригреет солнышко,                                            Маленькая…(дочка)

 И стает снег едва,

  Кругом зазеленеет весенняя…(трава)                                                                                                                                    

                                                                            Поэт, придумав строчку,

                                                                             В конце поставил ….(точку)

 . Развитие звукового анализа на уровне словосочетания  

Логопед: Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая и холодная осень. Холодно стало Дюймовочке. Побрела она искать какое-нибудь убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда девочка выполнит ее задание.

Помогите Дюймовочке. Прочитайте слова. Составьте словосочетания, выбрав необходимые для этого слова-признаки. Запишите получившиеся словосочетания.

Портфель

веселый - грустный

Кастрюля

легкий — тяжелый

Петрушка

Медведь

добрый - злой

теплая – холодная

                                                                 

Физминутка: 

Выполнение движений по тексту.

Придумано кем-то                              Руки на поясе. Повороты корпуса  влево, вправо.

Просто и мудро

При встрече здороваться:                Наклоны туловища влево, вправо.

--Доброе                                               Руки вдоль туловища.

 утро!!!                                                  Наклон вперёд.

Доброе утро -                                     Руки вперёд.

Солнцу и птицам!                              Руки вверх.

Доброе утро -                                     Руки в стороны.

Улыбчивым лицам!                          Руки вперёд.

И каждый становится                       Наклоны головы влево, вправо.

Добрым, доверчивым.

И доброе утро                                   Прыжок вверх с одновременным поднятием рук вверх.

Длится до вечера!                            Присесть, голову положить на согнутые в локтях руки.

                                                           Расслабиться.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения  

Логопед: О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает выполнить одно желание девочки. Дюймовочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложения на отдельные слова.

Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите предложения, выделите в словах буквы Д - Т.( Работа выполняется в группах. После выполнения упражнения проводится коллективная проверка.)

Тёма, дрова, новым, рубит, топором.

Карандашами, Даша, цветными, рисует.

Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.

В, с, театр, дети, учителем, поехали.

. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста 

Логопед: А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком, синим небом, зеленой травой... Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края. Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны.

Птица опустила Дюймовочку на красивый цветок и улетела. Дюймовочка оглянулась и увидела, как из соседних цветов стали появляться такие же маленькие человечки. Среди них был прекрасный принц с маленькими прозрачными крылышками.

Принцу очень понравилась Дюймовочка. Он подарил ей два таких же крылышка, и вместе они полетели во дворец принца. Там Дюймовочка рассказала историю своей жизни.

Придворный писатель был так растроган, что решил записать ее, но все перепутал. Прочитайте текст, который у него получился:

«Дюймовочка улетела с ласточкой в теплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унес девочку на дерево. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали ее. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок».

Логопед:- Давайте, вспомним всю историю, которая произошла с нашей Дюмовочкой и составим правильный рассказ, опираясь на сюжетные картинки

Женщина посадила цветок. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Жабы украли спящую Дюймовочку. Майский жук унес девочку на дерево. Жуки прогнали ее. Мышка приютила Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Дюймовочка сбежала с ласточкой в теплые края. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива.

-Прочитайте рассказ который получился у вас. Запишите его. Выделите в словах буквы Д –Т

III.ИТОГ ЗАНЯТИЯ  

- Вот и закончилось наше путешествие в сказку!. Дюймовочка обрела счастье в цветочной стране рядом со сказочным принцем

- Интересно ли вам ребята было сегодня на занятие?

-Что мы сегодня делали на занятие? (учились различать звуки Д-Т)

-Какой вид работы вам понравился больше всего?

-Ребята, наше занятие начиналось с улыбки, и пожеланием хорошего настроения!!Вот и Дюймовочка за то, что вы ей помогли справиться со всеми трудностями на пути приготовила вам свой сказочный-привет!!(показ фильма,,Дюймовочка,,)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттес...

конспект фронтального занятия по логопедии "Звук и буква р"

Занятие направлено на развитие фонетико-фонематических представлений, профилактику дисграфии, также продолжается работа над звуко-буквенным анализом слов....

Презентация к занятию на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс).

Меняющие и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновения и исчезновения ан...

Презентация к групповоему логопедическое занятию на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация И-У в слогах, в словах, в предложениях» (2-й класс)

Цель: Дифференциация звуков [и-у] на слух, букв и - у на письме.Задачи:Коррекционные:-учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у в слогах, в словах и в ...

Групповое логопедическое занятие на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация И-У в слогах, в словах, в предложениях» (2-й класс)

Цель: Дифференциация звуков [и-у] на слух, букв и - у на письме.Задачи:Коррекционные:-учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у в слогах, в словах и в ...

Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»

Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...

Конспект и технологическая карта логопедического фронтального занятия по теме «Звуки домашних животных. Развитие фонематического слуха и внимания на материале неречевых звуков»

Данная разработка состоит из конспекта логопедического фронтального занятия в средней дошкольной логопедической группе детей ОНР-1 по теме «Домашние животные» на основе системно-деятельнос...