Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе по теме: «Дифференциация приставок и предлогов».
план-конспект урока (8 класс) по теме

Еремина Елена Витальевна

Этот урок - урок закрепления изученного материала по дифференциации приставок и предлогов в 8 классе коррекционной школы VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                     Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе по теме:                  

                    «Дифференциация приставок и предлогов».

Цели урока.

  • Предметные:
  • развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
  • развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.

  • Регулятивные:
  • развитие речевой деятельности учащихся и их познавательной активности;
  • развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.

  • Коммуникативные:
  • создание условий  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

  • Воспитательные:
  • Прививать интерес к предмету письма и развития речи

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбками и создадим хорошее настроение на нашем уроке. Спасибо, садитесь.

  1. Проверка д/з

№40 с.30 (запиши текст, вставь пропущенные гласные в приставках)

2 человека у доски открывают на выбор ленты со словами, вписывая гласную в приставку)   перелез, пошёл, забили, повели, пробудились, дотронулся.

  1. Изучение нового материала

А) подготовка к изучению нового материала

                  На доске открывается запись букв.

                  исапртвак

                  деолгпр  

                 Дети дают  варианты ответов. ( Из всех букв каждой строки собери слово.)

                -Что получилось? ( Приставка и предлог)

                -О чем пойдет речь на уроке?

                          Б) сообщение нового материала

                    От – под – по – на – про – с – без – над

                   -Посмотрите внимательно. Что написано?

                   (предлоги и   приставки).

                  -Так приставки или предлоги?

                  - Если есть одинаковые предлоги и приставки, то,  как их различить?

                   Давайте разберемся.

                   Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог,

                   а когда слово употребляется с приставкой.

                  - запишите тему урока: «Приставка и предлог»

                 

                   1. Словарно-орфографическая работа.
       На доске записаны словосочетания:                          (слайд №3)

(до)ехал                        (до)деревни

(по)бежал                           (по)дороге

(про)читал                (про)завод

(под)полз                        (под)машину

(на)кричал                            (на)собаку

– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы

можно разделить находящиеся в них слова?

      - На слова с приставками и слова с предлогами.

Беседа по вопросам:

– Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова

с приставками.

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова,

которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

– Как пишется приставка с корнем?                (Приставка с корнем на письме

не   разделяется,  пишется слитно.)

–Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.

(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит

для связи слов в предложении.)

– Как пишется предлог с другими словами?       (Предлог с другими словами

пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос

или другое слово.

(До (чего?) деревни, до нашей деревни

По (чему?) дороге, по узкой дороге

Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога?

(Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)

-Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания.       Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук )

-А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударн. глас. в приставке, нужн в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).

-Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

-Подчеркните предлог и выделите приставку.        (Взаимопроверка по  слайду №4)

                   Физминутка

 Игра «ДА-НЕТ»

Да – хлопок перед собой

Нет – хлопок за спиной

- Я считаю, что приставка - это часть слова.(+)

-Приставка стоит после корня. (-)  Дети отвечают с чем не согласны. ( Приставка стоит перед корнем)

-Я думаю, что предлоги со словами пишутся раздельно.(+)

- Предлог – это часть слова (-)

- Приставка со словом пишется раздельно (-)

-Предлог со словами пишется раздельно(+)

                   2. Работа с учебником.

   Упр. №50 с.36 (у доски) (2-3 предл.)

- Списать, раскрывая скобки. Объяснить свой выбор.

  1. Закрепление полученных знаний.

  1. Работа в парах.

- у вас на столе лежат листочки с заданиями. Выполните работу.

-Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте предлоги, подчеркните предлоги.

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли  сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело.

                     Проверка  

                                                                                  (слайд 5)

Физминутка

Зарядка для глаз.

Выделить визуально приставку, корень, суффикс, окончание. Быстро поморгали. Закрыли глаза на минуту, подумали о чём-нибудь приятном, улыбнулись. Открыли глаза, продолжаем работать.

2.Дифференцированная работа.

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  3. Солнце (за)шло (за)тучу.
  4. Всадник (с)лез (с)коня.
  5. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  6. (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  7. Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.

Найди слова с приставками и выделите их.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

-Вставьте предлоги и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

Проверка заданий и выводы.

  1. Объяснение дом.зад.                                                                    (слайд 7)

№50 с.36 (3 послед.предл.)/      сн.пр. №50 с.36 (послед.предл.)

  1. Итог урока:

Составление кластера.

На доске находятся опоры:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  • для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

  1. Рефлексия.                                                                        (слайд 8)

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
-  урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.                                          (слайд 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письмо и развитие речи 8 класс Льговская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Учитель: Еремина Е.В.

Слайд 2

Продолжите предложение: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется … Самостоятельная часть речи, которая служит для связи слов в предложении называется …

Слайд 3

( до)д… ревни (по)дороге (про)завод (под)машину (на)собаку Словарно-орфографическая работа (до) ехал (по)б…жал (про) читал (под)полз (на) кр …чал нашей

Слайд 4

Проверь себя! д о ехал п о б е жал пр о читал п о дполз накр и чал до д е ревни по д о роге про з а вод под м а шину на с о баку

Слайд 5

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело. Проверь!

Слайд 8

Самостоятельная работа 1 уровень 2 уровень 3 уровень

Слайд 9

Домашнее задание: Упражнение 50 с.36 (последних 3 предложения) ; Сниженная программа: Упражнение 50 с.36 (последнее предложение)

Слайд 10

! ?

Слайд 11

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)

Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...

Открытый урок по письму и развитию речи

Конспект урока по письму и развитию речи "Слог как часть слова"...

открытый урок по письму и развитию речи 4 класс

Это разработка урока по письму и развитию речи для коррекционной школы 8 вида. Тема. Ударные и безударные гласные....

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....

Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе «Имена прилагательные»

Тема «Имена прилагательные»Цель: познакомить с именами прилагательными, обозначающими признак по принадлежности и их правописанием.Задачи: формировать у учащихся представления об особеннос...