Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Самусенко Сергей Петрович

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_glagola_po_litsam._pervoe_litso.docx22.38 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt493.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».

Цель  урока:

- закреплять  у  учащихся   понятия о глаголе, как части речи;

- формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола;

- развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником;

-  воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим,  положительные  качества  личности;

-  прививать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный  проектор, презентация, тетради, «Русский язык»   учебник для  7 класса  специальных  (коррекционных)  школ  VIII  вида.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Интересная часть речи,

 В русском языке живёт.

 Кто что делает, расскажет:

 Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

 Или забивает гол,

 Варит, жарит, моет, чистит –

 Все расскажет нам … (глагол!)

 - Совершенно верно, мы продолжаем с вами изучать такую часть речи как глагол.

-  Назовите  глаголы,  которые  вы  услышали  в  стихотворении?

-А  какие  действия  мы  будем  выполнять  на  уроке?

       (писать,  говорить,  слушать,  смотреть,  читать,  работать   и  т.д.)

II. Актуализация внимания и знаний учащихся.

Синтаксическая пятиминутка.

 - Сегодняшний урок мы, как всегда, начнём с разбора предложений. Запишите и разберите по членам предложения (к доске):

 По серебряному блюдечку катится золотое яблочко.

-Мы продолжаем знакомиться с такой интересной и важной частью речи, как глагол. Давайте вспомним, что такое ГЛАГОЛ?   (Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать, что сделать?).

- СЛАЙ №1. Внимание на доску. Здесь записаны слова: кошка, ветер, цветы, телефон, учебник, кислый, любимый,  скучный, блестящий, умный, прыгал, бежал, ползёт; любит, построит, смастерит.

- Разделите их на три группы (Работа по рядам)

- СЛАЙД№2. Что вы отнесли в первую группу?  (существительные) Во вторую? (прилагательные). Какие слова определили в третью группу? (глаголы).

-Теперь глаголы разделите на три группы по разнообразию действий. По сколько слов в каждой подгруппе?

- СЛАЙД №3. На прошлых уроках мы выяснили, что глаголы изменяются по временам. Вспомните, какие бывают времена глаголов? (настоящее, прошедшее, будущее)

- Помимо времени и числа глагол так же изменяется еще и по лицам. Верно? На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему изменение глаголов по лицам. И так, сколько лиц у глагола. ( 3 лица).

-  СЛАЙД №4. Итак ребята, глагол изменяется по лица, имеет 3 лица. Как вы считаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение глагола по лицам. 1 лицо.)

- А какие задачи мы с вами будем сегодня решать, что мы с вами будем делать?

(1. Находить глаголы 1лица. 2. Ставить к ним вопросы. 3. Определять число у глаголов.)

III. Объяснение нового материала.

- Итак, первое лицо глагола, давайте вспомним,  у какой части речи тоже есть лицо. ( числительное) СЛАЙД № 5.

- Мы с вами обратим внимание на первое лицо, я-мы. Я – ед.ч., мы – мн.ч.. Давайте подберем к ним глаголы. Запишем.

(Записываем ответы).

- А теперь поставим к глаголам вопросы. ( что делаю, что сделаю, что делаем, что сделаем).

-  Какой можно сделать вывод?

- Откроем учебник на странице 212 и прочитаем правило. СЛАЙД № 6.

Физминутка.

«Всё наоборот». Подбери противоположные по смыслу глаголы.

Я называю глагол, кидаю мяч, вы называете свой глагол 1 лица и возвращаете мяч.

Говорю, плачу, отдыхаю, возьму, ругаю, потеряю, грущу, шепчу, иду.

IV. Закрепление.

Упражнение 277. ВЫВОД.

СЛАЙД №7. Работа по карточкам (групповая и индивидуальная).

 Глухманюк Д., Гребенников А., Гадомский М.

Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.

  1. Я на улице ( …?) бегу.
  2. Мы пол для мамы (…?) подметем.
  3. Мы (…?) любим походы в леса.

Вывод.

Остальные учащиеся.

(Работа по группам)

СЛАЙД №8.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. (беду, разведу, Чужую,  руками, а ума, к своей, не приложу).

Мы в ответе за тех, кого приручили.  (в ответе, за тех, Мы, приручили, кого).

Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, но вовлеки меня, и я пойму. (мне, Расскажи, забуду, я,  покажи, и я, мне, запомню, но вовлеки,  пойму, и я).

СЛАЙД №9.

V. Рефлексия.

Рефлексия ( на партах - по три кружка разного цвета, на доске – таблица: красный – да, коричневый – нет, зеленый – не знаю).

- Все ли было понятно на уроке?

- Понравился ли вам урок?

VI. Подведение итогов. Д./з.

СЛАЙД №10.

Повторить правило стр.212.

Упражнение 276.

Приложение

Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.

  1. Я на улице ( …?) бегу.
  2. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
  3. Они (…?) любят походы в лес.

Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.

  1. Я на улице ( …?) бегу.
  2. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
  3. Они (…?) любят походы в лес.

Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.

  1. Я на улице ( …?) бегу.
  2. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
  3. Они (…?) любят походы в лес.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ветер, любит, кислый, учебник, любимый, телефон, построит, скучный, прыгал, блестящий, умный, бежал, кошка, ползёт, цветы, смастерит.

Слайд 2

Имя существительное ветер учебник телефон кошка цветы Имя прилагательное кислый любимый скучный блестящий умный Глагол любит построит прыгал бежал ползёт смастерит

Слайд 3

Глагол любит ползёт прыгал бежал построит смастерит Прошедшее время Настоящее время Будущее время

Слайд 4

Тема: « Изменение глагола по лицам. 1 лицо». Задачи: 1. Находить глаголы 1лица. 2. Ставить к ним вопросы. 3. Определять число у глаголов.)

Слайд 5

Изменение глагола по лицам 1 лицо – действие совершает говорящий. Я погуляю. 2 лицо – действие совершает тот, с кем говорят. Ты гуляешь. 3 лицо – действие совершает тот, о ком говорят. Она гуляет.

Слайд 6

Глаголы 1-ого лица Множественное число (Мы) Единственное число (я) Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделем? Говорим. Напишим. Говорю. Напишу.

Слайд 7

Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть. Я на улице ( …?) бегу. Мы пол для мамы (…?) подметем. Мы (…?) любим походы в леса.

Слайд 8

Составить пословицу. Подчеркнуть глаголы 1лица, поставить к ним вопрос. 1. беду, разведу, Чужую, руками, а ума, к своей, не приложу 2. в ответе, за тех, Мы, приручили, кого 3. мне, Расскажи, забуду, я, покажи, и я, мне, запомню, но вовлеки, пойму, и я

Слайд 9

1. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. 2. Мы в ответе за тех, кого приручили. 3. Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, но вовлеки меня, и я пойму.

Слайд 10

Домашнее задание. Повторить правило стр.212. Упражнение 276.