Главные вкладки

    Прошу помочь

    Дериглазова Елена Сергеевна

    Уважаемые коллеги, кто подскажет, как научить ребенка выговарить букву "Р"

     

    Комментарии

    Дериглазова Елена Сергеевна

    Если ребенок очень плохо, невнятно говорит, понять его очень трудно, есть ли упражнения для вырабатывания внятной речи
    Андреева Маргарита Сергеевна

    Р – Р’ Сонорный, вибрант, переднеязычный - губы в положении следующего гласного - кончик языка в форме чашечки, поднят и вибрирует, [Р] – у альвеол, [Р’] – у шеек верхних резцов, [Р] – корневая часть опущена, [Р’] – слегка приподнята. - голосовые связки вибрируют, сомкнуты - небная занавеска поднята. Подготовительные упражнения Гимнастика языка, комплекс №4, М. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения. Постановка. 1. По подражанию. - остановить лошадку – тр, др; Обратить внимание на то, чтобы рот был открыт. При закрытом рте дрожит не кончик языка, а половина и в нижнем положении. Такой звук в речь не введется. - завести моторчик; - порычать как тигр, лев, собачка; - строчит пулемет. 2. От опорных звуков. - от [з] в верхней артикуляции - от сочетания [дз] с шариковым зондом - от сочетания [дзынь] пальчиком, играем на «балалайке» - от [ц] (Ипполитова). Тренировка в прищелкивании и присасывании языка к небу. Затем, не отрывая язык от неба, отодвинуть его слегка внутрь по небу и быстро произнести звук [ц]. При правильном ротовом выдохе этот прием приводит к образованию глухого звука [р] - от звука [ж] [дж] – проглаживание языком по твердому небу к резцам с правильным выдохом - от ды-ды-ды – стучание по альвеолам - от «за»(ззззза). После многократного повторения ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю верхнюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [р] в сочетании с [а] - постановка в 2 этапа: 1 этап. Ставится фрикативный [р] без вибрации от звука [ж]. При его протяжном произнесении без округления губ, затем перемещаем передний край языка к альвеолам. 2 этап. Дальше с механической помощью, шариковым зондом проводим под языком из стороны в сторону, вызывая колебания в слогах жа, же, жу - постановка в 4 этапа: 1) вибрация губ; 2) вибрация языка и губ; 3) вибрация между зубов; 4) вибрация за зубами. - от правильной артикуляции. Упражнение «грибок» выполняется правильно. Затем с силой подуть на «грибок». Получается шепотное произношение сочетания трррр При горловом [р] постановка звука механическим путем, от шепотного произношения д, ц. С упражнением «грибок». Постановка от длительного произношения [ж], заменить [ж] на [р]. Полоска бумаги прикрепляется на альвеолы или на кончик языка, как бы продолжая язык. Произносится [ж] с движениями языка по альвеолам с небольшой амплитудой. «Болтушка» - петелька. «Звонок» - от тз, тж Переход от мягкого к твердому по аналогии па-пя, тя-тя, ка-кя. Поясните, заключение у ребёнка уже имеется?

    отличные и подробные рекомендации)
    Андреева Маргарита Сергеевна

    I Упражнения для губ. - «улыбка» т.е. равномерное растягивание губ с оскалом верхних и нижних резцов. - «хоботок» или «трубочка» т.е. вытягивание губ вперёд. - Попеременное выполнение этих упражнений. II Упражнения для языка. 1. Упражнения для распластывания языка. - просунуть кончик языка между губами, помять его губами, произнося слог «па», после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка в течение 5-7 секунд. - Просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусывая его посредине произносится слог «та», после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка. - На длительном выдохе произнести гласный «и». 2. Упражнения для кончика языка. - Поместить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы. - Поместить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы - Попеременно поместить кончик языка на нижнюю, на верхнюю губу, за верхнюю, за нижнюю губу, за верхние, за нижние резцы. - «Слизывание»: а) Слизывание кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости. б) Круговые движения кончиком языка по верхней и по нижней губе. - «Лакание» - “Чашечка” сначала вне ротовой полости, затем в ротовой полости. - “Маляры” – кончиком языка начиная от верхних резцов прогладить весь нёбный свод по направлению к мягкому нёбу. - “Орешек” – это перекатывание языка в ротовой полости с упором кончика языка в слизистую щеки. - “Грибок” – это присасывание всего языка к мягкому нёбу. - “Пулемет” – кончиком языка многократно и быстро ударять в альвеолы, произнося звук «д», при выполнении этого упражнения рот – открыт. 3. Упражнения для выработки сильной воздушной струи. - Подуть на кончик плоско высунутого языка - Подуть на кончик высунутого языка в пузырёк или в бутылочку (бутылочкой дотронуться до нижней губы). - Свернуть язык трубочкой и подуть на кончик высунутого языка. - “Фокус” – на кончик носа кладётся кусочек ваты, папиросной бумаги, ребёнку предлагается, высунув язык изо рта и подняв кончик языка, подуть на него.
    Андреева Маргарита Сергеевна

    «Р» Ра , ры , ро , ру. Ар , ыр , ор , ур. Ран , рын , рон , рун. Рка , ркы , рко , рку. Арс , ырс , орс , урс. Рар , рыр , рор , рур . Рак , нара , дар , спор , рысь , рука , рыбка , порт , гараж , сырок , драп , остры , тракт , бобры , фрак , карта , спорт , хруст , порыв. Серый баран , строить шатры , добрый разговор. Рома и Рая играют в шары. Сторож сторожит сторожку. Я дружу с бобрами, рысями и моржами. Ра , ра , ра – нам домой уже пора. Ры , ры , ры – выходи-ка из игры. Ор , ор , ор – у нас спор. Красной краскою Егор Красит крышу и забор. (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова) Подруга выдра у бобра, Она проворна и хитра. Бобёр и выдра по утру Играют в новую игру. (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова) Игра. У Юры – ракета, а у Раи – ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Р*» Ря , ри , рё , рю. Арь , ырь , орь , урь. Ряк , рик , рёк , рюк. Рвя , рви , рвё , рвю. Арть , ырть , орть , урть. Рярь , рирь , рёрь , рюрь. Ряд , рис , корь , двери , моря , ребус , парик , риск , сирень , ремонт , вихри , декабрь , кудри , бремя , хряк , греча , трюк , перерезать , пририсовать. Вредный звонарь , Ирина греется , резиновый ремень. В январе реки наряжаются серебром. Моряк бренчит в трюме. Звери хитрят во время игры. Ре , ре , ре – звери на горе. Ря , ря , ря – в море якоря. Арь , арь , арь – корявый фонарь. В декабре, в декабре Все деревья в серебре: И берёза, и сирень, От рябины рядом пень. Вот черёмухи трясутся, У черешни звери греются. Рисунок. Рима рисует зверей. У неё на картинке звери под деревьями жарят на костре сухари, грибы, перец, гренки, пряники и ириски. Рима прекрасно рисует.
    Лысова Елена Васильевна

    Советую обратиться к специалисту, логопеду. Нужно обследование.

    Самое правильное начать с посещения логопеда. Получить консультацию. Если проблема только в звуке Р, то несколько занятий и дальше сможете уже самостоятельно заниматься и постановкой, и закреплением. Главное понять процесс: артикуляционные упражнения, постановку. Если ребенок может поднять язык вверх к небу, положите его, чистым пальцем попробуйте поводить по кончику языка, создавая вибрацию, при этом малыш должен дуть на кончик, как призвуке ж. Несколько дней и он почувствует, как самому создавать вибрацию. Откройте сами рот и покажите рррррррр. Но все это возможно при простом нарушении. В другом случае необходим совет логопеда.

    Уважаемая Елена Сергеевна, если есть возможность, надо показать ребенка логопеду. Главное понять, почему ребенок не произносит звук( а не букву) "Р". Уточнить возраст ребенка, строение артикуляционного аппарата (может быть укорочена подъязычная связка, тогда нужно подключить упражнения для растягивания уздечки). Как проявляется дефект - ребенок заменяет звук "Р" другим (например звуком "Л") или пропускает его, искажает? Конечно, можно и нужно выполнять артикуляционную гимнастику предложенную Маргаритой Сергеевной. Но логопед, назначит Вам конкретные упражнения, выполняя которые малыш быстрее добьется результата.

    Часто родители (или воспитатели) указывают именно на отсутствие, или же ненормативное произношение именно данного звука. Так как его нарушения заметны всем. Но при обследовании обычно выявляется еще определенная группа неправильно произносимых звуков. А также возможно, что будут обнаружены проблемы в фонематическом восприятии, нарушения грамматики и лексики. Поэтому, лучше получить консультацию логопеда. Звук Р - это звук позднего онтогенеза, в норме должен появиться к 5 годам. Но если вы заметили проблему раньше (например, гортанное произношение), то коррекцию стоит начинать в момент обнаружения проблемы. К тому же, часто даже опытные логопеды сталкиваются с проблемой постановки гортанного звука Р на правильный. Артгимнастика и постановка правильного речевого выдоха не помешает никому, а вот постановку лучше поручить специалисту.
    Кужелева Наталья Александровна

    Моей дочери логопед поставил звук Р за две недели, хотя по её же словам проблемы у дочери не было, просто она самостихийно не уловила положение языка. Мы купили соску, надевали её на палец, произносили не помню какое звукосочетание, при этом пальцем проводили под языком. Это не рекомендации, а выражение признательности логопедам, которые оказывают помощь нашим детям, и у которых иногда это получается так быстро и забавно. По словам же нашего логопеда порой самая трудная задача - дождаться, пока родители купят соску.
    Иванова Елена Николаевна

    Обследование необходимо. Правильно пишут коллеги, не все может быть так просто. Родителям лучше не пытаться самостоятельно ставить звук, делать это надо только под руководством специалиста, дабы не навредить. И потом , если имеются дизартрические расстройства, самостоятельно не справиться.