Преемственность в работе ДОУ-школа

Татьяна Ивановна Тылик

Уважаемые коллеги! Думаю что в каждом учреждении давно и прочно обосновались ПМПкосилиумы.Интересно, проводится ли работа по преемственности между ДОУ и школой.В какой форме.Есть ли смысл, результат? Интересует Ваше мнение.

 

Комментарии

Иванова Елена Николаевна

Я работаю в Центре образования ( детский сад-школа). Работа по преемственности очень серьёзная. Не всё просто. У нас составлен план. Но в основном это мероприятия. Либо детский сад у нас выступает, либо школьники. Курсы подготовки к школе ведут учителя. Что касается лично моей работы, то только в этом году дело сдвинулось буквально на один шаг. До моего возвращения в эту школу ( спустя 15 лет), логопеда в школе не было.Поэтому в детском саду жили тихо и спокойно. А 4 года назад тишина закончилась, когда я стала высказывать своё мнение о работе логопеда детского сада. Какие были истерики, вопли и т.д. Приходилось очень долго доказывать в чём они неправы.Сейчас того учителя-логопеда нет, ушла на пенсию ( ей было около 70лет).На её место пришла молодой специалист, бывшая воспитательница. Опыта мало, мало что умеет, но старается.Правда скоро уходит в декрет.Кто будет вместо неё, не знаю. Знаю, что особой активности к сотрудничеству они не проявляют. Инициатива только с моей стороны. На следующий год продумываю план. В этом году провели совместный семинар-практикум для родителей. Открытые уроки, по обмену опытом. Привлекаем к работе ПМПк, чтобы выявлять детей,нуждающихся в коррекционной помощи, в раннем возрасте. Делаем первые шаги в этом направлении. Но работа очень нужная, особенно для школы. Если сил хватит, на следующий год хочу связаться с другими ,близлежащими садами. За эти годы у меня собрались данные, с какими проблемами и какой подготовкой, традиционно приходят дети из этих садов. Картина интересная. Не знаю как меня примут в этих садах.Посмотрим...

Официальной работы в рамках консилиума мы не проводим, но я знаю логопедов из ДОУ нашего села. На этой неделе встречалась в саду с логопедом, выпускающим группу. Она рассказала о детях, проблемах, которые остались. Мы обговарили тип характеристик, которые будут передаваться на логопункт. Сегодня мне звонила дефектолог из группы ЗРП, просила уделить внимание некоторым из ее воспитанников. Среди учебного года логопеды ДОУ интересуются своими выпускниками и очень переживают за них.Мы всегда стараемся помогать друг другу. Но мне не нравится, что логопеды в старшей группе стараются обучить чтению и при этом забывают о произношении. По моему мнению, в дошкольном возрасте основное - это произношение, фонем. слух и связная речь.А остальному и в школе научат.
Иванова Елена Николаевна

В детском саду должны решать проблемы детского сада. А то ко мне приходят дети из логогрупп, просидев там 2-3 года, с полным комплектом нарушений произношения.На входе имели ОНР(3 ур.р.р) и на выходе практически тоже самое и осталось.Чем занимались? Непонятно... Постоянно говорю, произношение - это ваше святое.В школе нет возможности этим заниматься ни мне, ни родителям.Там уроки и т.д., и т.п.Я беру прежде всего тех, кто имеет нарушения чтения и письма , обусловленные ОНР.И даже на ФФНР мест не остаётся.А про фонетику и речи нет. И каждый год одно и тоже.Но по-русски говорить не умеют, зато дружно все записываются на английский. Я просто за голову хватаюсь. И идут ко мне. А я волшебница,и у меня полный набор волшебных палочек. В детском саду за два года не успели вычистить речь, а я взмахну раз-другой и всё в порядке. И очень удивляются, когда я им отказываю.Поэтому и стала проводить семинары не только для родителей школы, но и для детского сада. Чтобы задумались ,и пока есть время вздрогнули. А если что-то сделают по развитию связной речи, лексико-грамматических категорий и слоговой структуре, звуковому анализу и синтезу, то я просто счастлива и в восторге. У себя в районе знаю,от какого логопеда приходят детки подготовленные, а от какого слабоватые.С некоторыми общаемся , и мне говорят на кого не забыть обратить внимание и обязательно взять на занятия.Очень удобно и правильно. Работать в контакте просто необходимо.Но не со всеми получается такой контакт.
Татьяна Ивановна Тылик

Коллеги!Было интересно, как эта работа строится у Вас.У нас работа ПМПкосилиумов строго отслеживается Департаментом образования! Елена Николаевна! В мой адрес тоже со стороны д/садов было раньше много косых взглядов, заочных высказываний и неприязни как раз потому, что я обнародовала на консилиуме в отчёте те нарушения, с которыми дети приходят в школу.Вспоминая свой опыт работы логопедом на речевой группе...Да я и допустить не могла, чтобы ушли с непоставленными звуками.Однажды, я чуть не сгорела со стыда только из-за того, что звук был плохо автоматизирован!!!!Вот теперь уже поняли, что деваться некуда, поэтому начинают показывать реальную картину. Что касается ПМПконсилиумов по преемственности, то они у нас проходят два раза в год(май-д\сады по выпуску), ноябрь(каникулы, в школе по адаптации).В ДОУ нам представляют полную хар-ку на каждого ребёнка(психолог, воспитатель, логопед, физвоспитание, соц.педагог, если есть), ну и в школе все специалисты.Ведётся протокол, принимается совместное решение, в следующий раз начинается с вопроса о реализации принятого решения.
Иванова Елена Николаевна

Татьяна Ивановна! Я много лет работала в школе и в детском саду.И детей мне присылали очень интересных в логогруппу (ОНР 1-2 ур.р.р.,ОНР 2 ур.р.р.).Но у меня и мысли не было выпустить детей с плохим произношением.Билась,колотилась... ведь дети были, практически безречевые.И планирование меняла, и разные приёмы придумывала, литературы перелопатила гору. А учитывая то,что работая в школе, знала какие проблемы ждут детей , старалась предупредить их.Занятия строила таким образом, чтобы максимально подготовить детей по тем вопросам,которые вызывают наибольшие трудности в первом классе и далее. Родители сначала стонали! Но деваться было некуда. Со мной особо не поспоришь. Зато потом, когда детей с радостью принимали не только в обычную школу,но и в гимназию, и в школу с углублённым изучением иностранного языка, приходили и говорили спасибо. Поэтому работу логопеда детского сада знаю . А то в отчёте подают директору,что у них 100% норма, а у меня мрак. С прошлого года безоговорочно говорить об идеальном результате остерегаются. Называют трудных детей.Но полноценной работы с родителями пока нет.Но уже есть положительная динамика. Консилиум у нас работает только второй год.Я считаю , что результат неплохой.Самое главное ,учителя подходили и говорили спасибо за помощь. Я знаю только одно, чем меньше мы,коллеги, будем лукавить друг перед другом, тем лучше будет результат.
Татьяна Ивановна Тылик

Согласна с Вами, что серьёзная работа по коррекции речевых нарушений в ДОУ приносит свои плоды!Мне приятно было отслеживать своих выпускников в школе, ну а когда, учителя, приходя в сад, с удовольствием брали детей из речевой группы, то это о многом говорит!!!! Очень удивлена, Елена Николаевна, что ПМПк у Вас работает только второй год, т.к.вводили консилиумы очень давно, уже лет 10.
Иванова Елена Николаевна

У нас не в каждой школе есть ПМПк. Просто возникла необходимость систематизировать работу. Когда в школе были классы КРО, был и ПМПк . Как работал не знаю. Мы практически работу строим с нуля.Консультационную помощь нам оказывает окружной центр "Зелёная ветка" . При нём существует и ПМПК и ПМПк. В этом году мы организовали выездной консилиум . В состав консилиума входили М.Семаго и Н.Семаго и другие специалисты, состав был очень сильный.Они проконсультировали родителей,дали им свои рекомендации. И нам это здорово помогло при дальнейших разговорах с родителями. И на базе центра проводились еженедельно консультации.У родителей также есть возможность получить консультации различных специалистов.
Татьяна Ивановна Тылик

Да, Михаил Михайлович плотно занимается проблемами консилиума.Имела счастье дважды быть у него на курсах!
Иванова Елена Николаевна

Пока окружной ПМПконсилиум смотрел детей, мы очень долго и подробно обсуждали вопросы инклюзии.И он , в целом, согласился,что во всех школах пока качественно организовать эту работу невозможно. Он подробно рассказал что и как должно быть, но пока это только теория для многих школ. У нас с центром "Зелёная ветка" заключён договор о сотрудничестве. Поэтому окружной консилиум ( не ПМПК) приехали в школу и очень подробно разговаривали с родителями и обследовали, представленных нами детей.На следующий год хотим пригласить,чтобы выступили перед учителями.Тему пока обдумываем.Вопросов очень много.
Татьяна Ивановна Тылик

Вопросы, связанные с инклюзией, это, конечно, отдельная тема!Идея, возможно, и хороша для детей с проблемами, но общество, увы, к этому не готово, втом числе и образовательные учреждения.Я знакомилась с опытом работы центра "Лечебная педагогика"(Москва, сотрудничают с Ковчегом).У них очень хорошо налажена работа по инклюзивному образованию, но это в частном порядке.А , что касается государственных учреждений, то тут ещё вообще ничего неизвестно..
Иванова Елена Николаевна

О том и речь! Не готовы учреждения! Нет специалистов и необходимой базы. Не отработаны технологии.Эту идею необходимо начинать осуществлять очень аккуратно, чтобы не навредить детям с ОВЗ.А не так, издали приказ о возможности для родителей устроить таких детей в обычную школу, и всё. А как реализовать на деле? Пока могут без проблем обучаться только дети с ОВЗ, но с нормальным интеллектом. А по поводу остальных нельзя торопиться и махать шашками... Есть система коррекционных учреждений и очень хорошая.Нельзя ломать старое, не построив нового.
Татьяна Ивановна Тылик

Именно это меня и страшит:сё разрушим до основания, а затем.....где-то это мы уже проходили!И опыт, как известно, был печальный!Надеюсь, что до нашей тундры новшества так быстро не доберутся!
Иванова Елена Николаевна

Вот в том то и дело, что проходили! И помнить ещё должны, но не хотят... Наша директор разумная,голову в петлю не засовывает.Сначала думает. Но если её прижмут сверху, куда денешься?
Татьяна Ивановна Тылик

Да-а-а....Печально, что скажешь.
Иванова Елена Николаевна

Ну пока этого не случилось, будем надеяться на лучшее. А то в отпуск не хочется уходить с тяжёлыми думами.Слава богу на нашем ППЭ закончились ЕГЭ. Прошло всё без замечаний к комиссии. Еле жива. А ещё до 18.06. план себе написала, что надо сделать, из 25 пунктов.Когда всё успеть?