Главные вкладки

    Мотивация к обучению

    Сорокина  Елена Валерьевна

    В результате реструктуризации школ в класс влились трое учеников. Все трое оказались гораздо слабее, нежели обучающиеся класса. Но проблемным стал один из троих учеников. У этого ребенка  полностью отсутствует мотивация к обучению. Ситуацию можно было бы легко выправить, если бы дети обучались как минимум в начальном звене, но в 8 классе это сделать нам не удалось. В результате ребенок остался на повторный год обучения (не успевает по одиннадцати предметам). На вопрос "Почему не ходишь и не хочешь учиться хотябы на тройки",  отвечает: "А зачем мне это надо? Поступать я никуда не собираюсь, жить буду на инвалидное пособие. Отрублю себе пальцы топором, стану инвалидом и буду получать пенсию... На хлеб и сигареты хватит"... Вот такая непростая ситуация. И ребенка жалко и тянуть его без его желания нет возможности. Как разобраться в такой ситуации? 

     

    Комментарии

    Я бы такому ребенку двойку никогда не поставила.Это совершенно несчастный ребенок.Надо было проявить все свое педагогическое мастерство,чтобы выставить ему положительные отметки.
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Так вот и хочется получить совет. Чтобы поставить положительные отметки, необходимо хотя бы присутствие его на уроках, а он еще и с завидной периодичностью не посещает школу. Ставить оценки "за глаза" - это лицемерить еще и в глазах других двадцати семи учеников. Проблема века... В моем опыте это первый подобные случай. И еще вопрос к Вам, уважаемая Надежда Николаевна. вот вы сказали "Я бы такому ребенку двойку никогда не поставила". Вопрос - какому ТАКОМУ? Он не урод, не олигофрен, он просто не хочет учиться...

    Надо научить хоть чему-то, а не положительные оценки. Представьте себе ребенка, если неаттестован по 11 (!!!) предметам. Наверняка прогуливает и ничего не делает. У него нет базы для получения знаний за 8 класс, все новое "проваливается". Мне кажется, повторный год не поможет, если не заставить выучить основу по предметам
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Несомненно Вы правы, Екатерина Валерьевна. Базы нет никакой, желания - ноль, и, о вечный парадокс, ученик как-то попал в восьмой класс... Учителя обычно совершенно бессильны в таких ситуациях - и тянуть здравому смыслу вопреки нет сил, и держать как второгодника его тоже нет смысла. Его бы класс в третий и все его пробелы можно ликвидировать. А так руками разводим и удивляемся. Наверное все же придется его еще два года отучить и выпустить без знаний... А это стыдно и обидно, мне, по крайней мере, как учителю.

    Был у меня такой. Вернее , начинал быть таким. Нелюдимый, молчаливый...Провоцировал крик учителя и , мне так кажется, наслаждался этим. Я просто (вопреки общественному мнению) поставила его перед фактом, что он идет со мной в экспедицию за помощника. Не сюсюкая, не заискивая. Просто приказным порядком. Почему? Не знаю сама. Какой-то альтруизм ненормальный. Вы бы знали сколько на меня посыпалось критики. Естественно, он не являлся пару раз на собрания по подготовке к походу, высмеивал мои гневные отчеты прилюдно, но вот как-то сложилось, что он таки поехал с нами. В ужасе была от этого вся группа. А В ПЕРВЫЙ ЖЕ ПЕРЕХОД НА ЛОДКАХ ЧЕРЕЗ ШТОРМОВОЙ ПЛЕС СЕЛИГЕРА этот мальчик показал пример как надо терпеть трудности и сжимать зубы. Далее было делом техники подсунуть идею проекта по физике и биологии. Главное - ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН. Уважаемые коллеги очень даже подхватили идею ставить те самые пресловутые тройки хотя бы за сочинения про экспедицию. Вообще, мне кажется рецепта тут нет как поступать в таких случаях...
    Соловьева Елена Алексеевна

    А что Вы сделали для того, чтобы он захотел учиться? Может он и хотел бы, но у него не получается? Может быть пропущено много материала? Попробуйте поговорить с ним после уроков, найдите какие-нибудь общие темы... Не получается, подключите психолога, заручитесь поддержкой родителей... Но оставлять в восьмом классе на повторное обучение не стоило...
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Абсолютно с Вами согласна, Елена Алексеевна. Наверное можно было избежать такого исхода как оставить на повторный год обучения. Как показывает практика ни к чему положительному это не приводит. Но тут еще дело в том, что родители, вернее мама (она с некоторых пор одна воспитывает детей) совершенно не контактная и это из-за того, как мне кажется, что она абсолютно не пользуется авторитетом у своих детей, не может на них повлиять, что либо сделать. А со своей стороны мы все что Вы перечислили сделали. Дети этой семьи стоят на всех всевозможных учетах и в социальных службах и в детской комнате милиции. Мы даже коллегиально с этими службами не могли разрешить эту ситуацию.
    Кулиненкова Елена Евгеньевна

    Очень сложная тема "МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ". Как показывает мой опыт многие проблемы детей-подростков идут из семьи.Начните с семьи, постарайтесь вызвать их на откровенный разговор, узнайте побольше о семье из других источников,очень могут помочь в этом вопросе бабушки...
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Спасибо за совет, Елена Евгеньевна. Подобное решение проблемы при нормальной семье наверное разрешило ситуацию, но в нашем случае семья неблагополучная. Мама одна воспитывает двоих деток, иногда уходит в запой, авторитета для детей никакого не имеет, детки предоставлены сами себе. Поэтому, когда мама выходит из очередного загула, дети уже всерьез ее не воспринимают.

    Может быть, пойти "от обратного"? Либо корректно объяснить, что станет как мама (если чувствуется, что он не хочет таким быть), либо помочь почувствовать ответственность за семью, что мужчина и т.д. У меня получилось развернуть ребенка в эту сторону, когда я объяснила ему, что он в ответе за маму. Правда, тогда все только начиналось, поговорила вовремя.
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Да, Екатерина Валерьевна, и подобную ситуацию мы тоже обговаривали. Немного в другой ситуации. Когда были с группой социальных служб "в гостях" у этой семьи, обнаружили, что два брата наш герой и его старший брат (он на два года старше нашего героя и уже имеет документ об основном образовании, но на этом образование и завершил - из ПТУ выгнали за неуды и прогулы)преспокойно спят во время учебно-рабочего дня, мама же из работает на тяжелых работах разнорабочей. Попытка надавить на детскую жалость и сочувствие привели лишь страшной ссоре между родительницей и детьми, в ходе которой обе стороны перешли на нецензурную брань. У меня было ощущение, что меня окунули в помой, мне было стыдно за старшее поколение... У этих деток уже простроен перспективный план лет на десять, а то и пятнадцать вперед. Сначала продать весь подножный металл из села, потом кирпич старых полуразрушенных административных зданий, потом, если повезет,тюрьма... а от туда выйти авторитетами. И если уж не повезет, то сделать из себя инвалидов... Вот такая перспектива со слов самих ребят.
    Елисеева Ирина Анатольевна

    А родители есть у этого ребёнка? Как они ведут себя в этой ситуации? Может у него нет желания учиться, потому что его в старой школе унижали за плохие оценки, поведение и "приклеили" к нему ярлык неудачника. Если вам не безразлична судьба этого мальчика, то на вашем месте я бы сходила в старую школу и всё выяснила про его прошлое. А то, что он говорит про инвалидность, это ужасно.
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Спасибо Вам, Ирина Анатольевна, за совет, за комментарии. Выше я уже оставила комментарии об этой семье, там мы не нашли не поддержки, не понимания. А старая школа уже закрыта, хотя с педагогами пообщаться удалось. По их словам этого ученика, кстати оказалось, что он такой не единственный был в их школе,просто тянули из класса в класс закрывая глаза на то что он прогуливает уроки, абсолютно не делает Д/З. После закрытия школы некоторых таких ученичков отравили на ПМК и согласно ее заключению их перевели в специальные коррекционные классы 8 вида. Но не всю же школу переводить, поэтому несколько учеников с педагогической запущенностью попали в наши классы. Для других учеников ситуация оказалась поправимая, кто то учился еще в начальном звене, у кого то родители приложили максимум усилий для этого, а в восьмом классе такую коррекцию и ликвидацию ОГРОМНЫХ пробелов без желания ученика и помощи мамы сделать оказалось невозможным.
    Коткова Надежда Анатольевна

    Уважаемая Елена Валерьевна, как бы горько не было от такой ситуации, но ни чего Вы не сможете сделать с таким ребёнком, это бесполезно! У нас в школе есть коррекционные классы, в которых по большей части обучаются детки из неблагополучных семей и когда такие классы начали расформировывать, а детей переводить в обычные, то возникали такие же проблемы как и у Вас, но нам администрация запрещает выводить таким детям двойки, они все заканчивают школу. А вообще хочется отметить, что если в семье не хотят помогать, замечать ребенка, семьи ведущие аморальный образ жизни - это очень страшно, таким деткам вообще ни чего не хочется, я из всех таких классов смогла достучаться только одного ребенка, но у него было желание изменить свою жизнь, он сам обратился за помощью (в 6 классе), мальчик не хотел жить дома с мамой и бабушкой, которые постоянно выпивали и водили в дом посторонних мужчин, кушать нечего, ходил в старых грязных вещях. Мы вместе с психологом и соц. педагогом обратились в органы опеки, милицию - мальчика определили в интернат, маму лишили родительских прав. Но как же изменился наш Степка и чистенький всегда, довольный, на уроках работает, в спортивную секцию начал ходить, вот так вот закончил он 9 классов и ни одной тройки, поступил в техникум (закончил), в армии был, год назад на встречи выпускников пришел с женой и 2 детками, всех учителей благодарил, что они ему тогда так помогли. Но ведь он в первую очередь сам помог себе, не захотел жить так как его родные, но таких деток единицы, и я лично пришла к выводу, что если ни у родителей, ни у ребенка нет никого желания изменить свою жизнь, то учитель как бы он ни пытался ни чего не добьется, только свою нервную систему испортит. А Вашему ученику я бы вывела тройки и выпустила из школы, а то что он на второй год останется ни чего не изменит, напротив будет ещё больше двоек, да и окажет дурное влияние на других учащихся.
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Читаю Ваши слова и плачу от избытка чувств, из-за того что хоть малая толика душевных вложений УЧИТЕЛЯ нашла место в душе ученика, помогла сделать ЧЕЛОВЕКА-Личность из индивида. Поклон Вам низкий, Надежда Анатольевна. Вы абсолютно правы, без обоюдного желания сторон здесь ничего не выйдет. Поэтому я всегда настаиваю на том, чтобы вырвать ребенка из ЛАП таких родителей, которые не видят будущего своих детей, которые не хотят чтобы у их детей было будущее. Конечно же в большей степени не удается вырвать детей из этих лап, многие считают, что детям даже с такими родителями лучше чем в интернате, считают, что при сохранении целостности семьи, удастся эту семью перевоспитать... Но какова цена такого вот перевоспитания?...
    Коткова Надежда Анатольевна

    Действительно это очень сложно и практически не возможно, такие семьи это страшно, особенно когда там не один ребенок и они продолжают рожать подобных себе. А то, что Степке нам удалось помочь - это заслуга не только моя, но и всего коллектива, а прежде всего САМОГО УЧЕНИКА, хотелось бы конечно, что бы у наших проблемных деток, тоже было хоть маленькая доля такого вот желания ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. И тогда обязательно найдутся не только учителя, которые захотят помочь таким деткам.
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Абсолютно с Вами согласна. На мой взгляд, то что Вы называете "маленькой долей такого вот желания ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ" и есть мотивация к обучению. Только вот как мотивировать, чтобы ребенок захотел быть более успешным в жизни, чем его родители, если он в будущем видит себя инвалидом... У меня даже нет возможности ПОНЯТЬ таких детей. Детей без детского наива, без радужной мечты, детей-прагматиков, которые уже спланировали свое паразитирующее будущее. И само собой разумеется в этом "инвалидном" будущем совершенно просто можно обойтись без образования. Так зачем же напрягаться и учить уроки, писать эссе, сдавать экзамены, если в будущем этого ничего не надо? Поэтому, на мой взгляд, самое сложное в этом ребенке не научить его чему-то, усвоить с ним программный минимум, а доказать необходимость всего этого, мотивировать его на обучение.

    Психологи советуют давать читать биографические книги или воспоминания тех, чья судьба была похожей или их кумиров (если они есть). Но, боюсь, что читать ребенок не будет. Может быть, Вам прочитать две и пересказать, чтобы дать пищу для ума? Например, о человеке, чья жизнь сломалась из-за его безвольного характера и о том, кто смог противостоять обстоятельствам.

    Страшно оттого, что в обществе появляются такие ДЕТИ! Им еще расти и радоваться жизни, а они уже своим будущим сделали безнадежность. Наверное, самое лучшее - это взять этого ребенка и вести рядом с собой по жизни, показывая ее красоту, учить радоваться даже капельке росы или лучику солнца. Этот ребенок прежде всего несчастен и его поведение - это крик о помощи. А как к нему относятся одноклассники? Кто-нибудь с ним дружит? Может, попробовать организовать из активных ребят группу помощи? Чтобы пришли домой, помогли вымыть окна, приготовить нехитрую еду, даже самые простенькие печенюшки - главное вместе. Ну чем же-нибудь он интересуется?! Подружиться с мамой, другими детьми из этой семьи. Конечно, это огромный труд, и сразу не надо ждать результата, но если делать шаги навстречу постоянно, что-то растает в его душе. Сначала надо разбудить в нем обычного ребенка, дети от природы любознательны.
    Сорокина  Елена Валерьевна

    Очень хороший и дельный совет, Елена Ивановна. Я со своими коллегами буду этот совсем бесхитростный вариант обсуждать (мальчик то уже на в моем классе, но его судьба меня по прежнему волнует, моя недоработка, как мне кажется).Но тут проблема может быть в том, что привязать дружбой будет сложно по причине того, что мальчик проживает не в нашем населенном пункте, этих детей к нам в школы подвозят из села км в 20 от нас. Но можно организовать поездки в гости ради такого дела.
    Иванова Елена Николаевна

    Разбираться надо с семьёй.Многие проблемы идут оттуда, а школьные проблемы это следствие, а не причина. Страшные вещи он говорит,безысходные. В данном случае если есть возможность нужна помощь грамотного семейного психолога.Работать надо со всей семьёй, а не только с ребёнком. И тройки ему ставить просто так нельзя, это принесёт ему только вред. И так позиция потребительская сформирована. Отсюда и разговоры и рассуждения абсолютно инфантильного человека.

    Елена Николаевна! Вы же знаете, что психологу необходимо согласие семьи на такую работу. Проблема в том, что такие семьи, как правило, отказываются от любого "вмешательства". До сих пор многие не видят разницы между психологом и психиатром. С классным руководителем не хотят взаимодействовать, что уж о других специалистах говорить! Я всегда родителям говорю: если мы с вами будем вместе, то мы многое сможем сделать для наших детей". Но далеко не все понимают это, к сожалению. Проходит время, потом кто-нибудь плачет со словами: "Никогда не думала, что мой ребенок...!"
    Иванова Елена Николаевна

    К сожалению это так,Екатерина Валерьевна! Но попытаться достучаться надо. Наверняка проблемы у них были и в старой школе. Они привыкли к прессингу. Попробовать поговорить с наиболее авторитетным членом семьи спокойно, без страшилок и нравоучений. В данном случае важно найти правильный тон разговора и очень аккуратно выстраивать его линию. Сразу может не получиться, но надо найти струнку,которая зазвенит. Важно узнать отношение родителей к ситуации.Возможно их негатив от растерянности и беспомощности.
    Иванова Елена Николаевна

    Прочитала комментарии о семье и поняла, что ситуация хуже,чем мне думалось сначала. Как правило, в этих семьях сформировалось своё искажённое мировосприятие.И дети живут, растут и воспитываются в этой среде.И мама эта вряд ли захочет с кем-то дружить из чуждой ей среды, будет восприниматься , как вражеское вторжение. И никакие окна и печенюшки не вырвут их из выстроенной жизни, а могут вызвать агрессию или циничные комментарии.Говорю не просто так, а сталкивалась с подобными ситуациями. И учитывая какие взаимоотношения в семье, ни к какому психологу они не пойдут, а отправят туда или дальше тех,кто будет это советовать. Ребят жалко, второй год ничего не даст.Он ещё реже будет приходить в школу, а тройки ставить всё равно придётся.Так , что как-бы мы тут не рассуждали, а прогноз далеко не благоприятный.Хотелось бы чтобы в жизни этого мальчишки произошло что-то такое, что перевернуло бы его мозги. Вырвать из семьи вряд ли получится, он уже взрослый.И родительских прав их никто не лишит,оснований особых нет.Комиссия по делам несовершеннолетних только пожурит, поставит на учёт и всё вернётся на круги своя, в школу.