Немой ребёнок

Куковерова Ольга Анатольевна

У нас во 2 младшей группе ( 3-4 года) есть ребёнок, который не говорит совсем, даже слогами, только мычит. Остальные дети все понятно разговаривают. Этот мальчик в общении с детьми постоянно раздражён: дерётся, кусается, а если получит сдачи, то сильно обижается. С мамой говорила не раз о этой проблеме ( у мамы педагогическое образование), она объясняет, что его не берёт логопед на занятия.  Я думаю, что здесь ребёнку нужен другой специалист.

 

Комментарии

Сердитых Елизавета Владимировна

Знаете, у меня сын пошёл в детский сад и практически не говорил. Дома с нами слогами,а в садике молчал. Конечно с детьми он не конфликтовал, он спокойный ребёнок. Логопед с нами тоже отказался заниматься,аргументируя это тем что ещё есть время и ребёнок может сам заговорить. Через полгода хождения в садик сын заговорил так чисто и быстро, что воспитатели стали жаловаться на излишнюю болтливость. Если не стоит медицинский диагноз,то всё ещё может исправиться. А что касается его агрессивного поведения то поставьте себя на его место, ему ведь очень трудно договариваться с детьми из-за дефектов речи. А мальчик судя по всему очень подвижный, да и в младшей группе они все пытаются самоутвердиться.
Винокурова Наталья Анатольевна

Уважаемая Ольга Анатольевна! Проблема, которую Вы поднимаете , очень актуальна. К сожалению, с каждым годом детишки становятся все сложнее и сложнее.У нас в группе тоже были такие дети. Родители не считают нужным обращать внимание на немоту своих детей, мотивируя это тем, что они просто балуются. Вы, как педагог, должны убедить родителей в необходимости показать ребенка специалистам.Ведь, чем раньше малыш получит квалифицированную помощь, тем легче и лучше будет для всех. А причины могут быть самие разные: и осложненные роды, и беременность мамы. Решать должен специалист. Желаю успеха!
Иванова Елена Николаевна

Ждать в данном случае - значит терять драгоценное время.Логопед не берёт, во-первых может видит,что не справится с этим ребёнком,во-вторых ещё по возрасту - маленький.И очень опасно,когда начинают говорить о том, что был такой же случай ,а потом заговорил.Я знаю слишком много печальных случаев потерянного времени.Ведь,что можно сделать в 3 года,невозможно в 5 лет и т.д.Ребёнку необходимо пройти глубокое обследование, если у ребёнка нормальный слух, то о немоте речи нет.Речь идёт об алалии, а это другая история и очень серьёзная.Обследовать ребёнка надо не у логопеда п-ки, а в речевом центре.Необходимо пройти невролога,психоневролога,нейропсихолога.Сделать ряд исследований по назначению этих специалистов и только потом решать,что делать.Чаще всего сначала нужна помощь не логопеда,а других специалистов и медикаментозная терапия. Задержка речевого развития часто приводит к задержке психического и интеллектуального развития.Если мама не хочет получить в скором времени страшные проблемы,должна хватать ребёнка в охапку и бежать выяснять причины ЗРР. Я в этом случае говорю с родителями очень твёрдо и не жалею их,показываю перспективы, которые их ждут.Потому-что потом расхлёбывать все проблемы будете вы,и обвинять во всём родители будут вас.Я регулярно выслушиваю,как родители сваливают всю вину на воспитателей,что им ничего не говорили,не объясняли.Я своим логопедам в детском саду дала бланки беседы,где прописываем рекомендации,сроки и родители должны подписаться.Иначе ничего никому не докажешь.И расписавшись родители более ответственно относятся к тому,что им говорилось.А на руки им вручаем листок с рекомендациями на бланке учреждения.Всё подписывают. А что делать?
Городничева Ольга Викторовна

Полностью согласна с Еленой Николаевной!Необходимо родителям ребенка посоветовать обследовать ребенка.
Куковерова Ольга Анатольевна

Спасибо, коллеги. Очень убедительно получилось у Елены Николаевны.
Иванова Елена Николаевна

Спасибо,Ольга Анатольевна! Рада если мои советы пригодятся.Если будут вопросы ,пишите, всегда рада помочь,чем могу.
Лупашку Ирина Викторовна

Здравствуйте! Подобная проблема встречается в каждом массовом саду. И причин может быть много. В вашем случае мало написано о самом ребенке. Слышит ли он, понимает ли ваши инструкции, выполняет? Если нет - направьте к неврологу, сурдологу, дефектологу, психиатру. Если да, то воспитатель может начинать помогать ребенку развиваться. Возможно, что помощь невролога ускорит развитие ребенка. С родителями проводите беседу о том, что преступно сидеть сложа руки и ждать пока ребенка возьмет логопед на занятия(чаще всего в 5 лет). Прежде всего пальчиковая и артикуляционная гимнастика (в интернете можно найти разные упражнения)в саду и дома(родитель должен стать главным помощником своему ребенку). Взрослые должны "озвучивать" все предметы, свойства, признаки, действия. Нужно не сердиться, что ребенок разбрасывает игры, книги...,а понять ПОЧЕМУ он это делает(не знает , как играть или сердится, что книга сама не разговаривает). Чаще покупается машинка и даже не одна-все играй! А как? Покажите, что есть у машины, как эти детали называются, для чего они нужны, постройте гараж для машины, проложите дорогу на стройку(грузовик), в больницу(скорая помощь)и т.д. Нужно рассказывать о своем состоянии и состоянии ребенка(...я вижу ты огорчен, что не получилось сложить пазл, это трудно, я могу помочь, мне это будет приятно.... При всем этом ребенок, в лучшем случае, будет кивать. И это уже "диалог". Попутно развиваем зрительное, слуховое внимание, память: "Что исчезло?" "Выполни поручение"... Дальше укачиваем куклу: "А-А-А! Теперь ты покачай, пусть куколка уснет." Хорошая игра "Кого угостим"? Стоят фигурки кошки и лошадки, на карточках сено, рыбка, вода, трава, мясо, молоко. Показываете карточку "рыбка" и говорите "мяу". Кто попросил?... Затем усложняете. Фигурки отдаете ребенку, теперь он озвучивает лошадку и кошку, в зависимости от угощения. Шаг за шагом и вы заметите результаты. Если будут вопросы, постараюсь ответить. Желаю успеха.
Иванова Елена Николаевна

Согласна с Ириной Викторовной! Чем больше общаешься с таким ребёнком, тем лучше.Надо терпеливо и доброжелательно побуждать и провоцировать его на речевую деятельность.Процесс этот длительный. Медицинская помощь обязательна.Лучше обращаться к специалистам,которые специализируются на речевых проблемах.Я уже писала, желательно всех врачей проходить в специальных речевых центрах.Особенно,если ребёнок тяжёлый.
Андреева Маргарита Сергеевна

Если ребёнок не говорит в этом возрасте, то, несомненно, нужна помощь медицины. Просто необходимо обратиться к специалистам: неврологу, психиатору, невропатологу, логопеду-деффектологу, психологу и пройти курс назначенного лечения. А я думаю, что медикаментозное лечение в этом случае будет... ведь необходима стимуляция мозга, для побуждения к речи. Общения нужно много такому ребёнку, но "корректного". В данном случае, нужно определить и манеру общения с ребёнком в семье. То,что мама педагог - это ещё ничего не значит.Нельзя терять время!Чем раньше будет оказана помощь, а главное выявлена причина, тем лучше будет результат!

Согласна со всеми коллегами, все рекомендации очень верные. Работаю логопедом и знаю как трудно воспитателям, когда в группе есть ребенок с проблемами. Находить решение надо сообща педагог, родитель, специалист. В таких случаях часто приглашаю на индивидуальные занятия воспитателей, родителей. Провожу игры с ребенком, а педагог наблюдает со стороны. Делаем выводы. Порой процесс бывает длительный. Есть родители, которые сами понимают, и бегут к специалистам, а есть до которых надо достучатся, убедить. Конечно бить тревогу надо. Если есть логопед в саду, обратитесь к нему, попросите рассказать, какую работу вам проводить с малышом, если нет специалиста больше играйте индивидуально с ним, в игры по возрасту, лото, конструктор, листайте книги, пробуите рисовать, лепить, пусть по чуть-чуть. Чем больше будет индивидуальных контактов, те быстрее найдете "ключик". Чаще говорите с малышом, глядя ему в лицо, учите двигать язычком, губами. Проверте слух, хорошо ли ребенок слышит... Попросите его очень тихим голосом принести, положить. Слышит? И конечно же родители увидят вашу заинтересованность. Заведите словарик слов ребенка, посоветуйте родителям написать все слова, которые малыш произносит, даже если это жесты или отдельные звуки по обозначению предметов, действий. Обязатель обратите внимание, какие настольные игры есть у ребенка дома. Можно предлагать родителям игры на выходные из детского сада. В саду разучили, дома закрепили (игры настольные: разложить по цвету, вкладыши и т. д). Успехов.
Богатырёва Марина Викторовна

Действительно, этом случае важно понять есть ли у ребёнка пассивный словарь, понимает ли он обращённую речь, всё в порядке ли у него со слухом. Воспитателю для такого ребёнка придётся находить индивидуальные задания, упражнения и вопросы.Естественно родителям нужно задуматься и обратиться к специалистам.
Языкова Ольга Юрьевна

В моей практике (25 лет) был такой единственный случай. Ни кто не верил, а он заговорил. Специалисты, конечно, нужны и невропатолог (чтоб снять агрессию) и логопед. Наш логопед занималась с этим мальчиком. Занятия в основном развивающего характера на сенсорику в сопровождении логопедических упражнений. Но сначала я провела несколько простых тестов, чтоб разобраться понимает ли он? Оказалось - понимает. Видно такой длительный период накопления пассивного словаря. Мучились долго! Но к старшей группе заговорил!
Дианова Альбина Владимировна

Можно посоветовать маме , перевести малыша в группу для детей с ОНР или в специальный коррекционный детский садик, если конечно в вашем городе он есть. Возможно у мальчика проблемы со слухом,

Федорчук Елена Владимировна

В нашем саду тоже есть такая проблема. Но на мой взгляд (я логопед с высшим дефектологическим образованием), проблема не столько в самом ребёнке (хотя у него явные признаки РАС), а в родителях. Ну не достучаться до них, что у ребёнка проблемы! Вот в чём главная сложность. Отказать им в посещении ДОУ мы не можем.А в итоге и ребёночек страдает (драгоценное время уходит!) и другие дети (попробуйте, объясните четырёхлеткам, почему мальчик кричит невпопад, "плохо" себя ведёт, на контакт не идёт, практически ничего не ест), и педагоги (просто нет возможности уделять ребёнку много времени, нет навыков работы с такими детьми). Вот и получается, что ребёнок просто посещает детский сад без намёка на обучение и воспитание.