Повторы на уроках

На уроках математики в одном из классов столкнулась с такой проблемой. Допустим, разбираем сложную задачу - я детям показываю более рациональное решение. Послушали, разобрались.

Даю следующий номер, предполагающий точно такой же приём в решении. И... тишина! В глазах - полное недоумение, будто ни разу с таким не сталкивались. Хотя после моего объяснения прошло всего несколько минут.  Естесственно, снова показываю - объясняю.
Спрашиваю: "Понятно?"
-Понятно!

Приглашаю к доске ещё одного ученика - ситуация повторяется !!!
Это происходит часто. Ученики слушают, но не запоминают - приходиться объяснять одно и то же бесконечное число раз. (Речь идёт не о непонимании, а именно о незапоминании).

Что делать в такой ситуации?

 

Комментарии

Ситуация до боли знакомая, только сегодня на уроке произошло то, что вы описываете. Мне кажется, что слушают они, что называется в пол-уха. воспринимают информацию только направленную лично на них, все что говоришь на класс - воздух сотрясаешь. Я думала, что только у меня такая проблема. Ещё один "интересный" момент - если ученик делает запись в тетрадь, неважно какую: дату, "классная работа" или просто номер задания, то в этот момент он не слышит ничего. Упаси Боже в этот момент начать объяснение, придется повторить, проверено не раз, пока пишут не воспринимают слова учителя, отсюда повторы, Пробовала ждать пока весь класс выполнит ту или иную запись, крайне нерационально, время жалко. К сожалению, решение данной проблемы я Вам не предложу, но надеюсь, услышать мнение коллег по этому вопросу

Чернышев Александр Юрьевич

И, представьте, ситуация потом воспроизводится в вузе. На лекции им ведь повторять не будут. Спрашиваешь о чем студента, первая реакция - пожимает плечами... В лучшем случае просто читают конспект.Даже когда применяешь "активные формы обучения".

Сотников Юрий Александрович

На практических занятиях по основам патологии схемы патогенеза должен уметь составить каждый студент. Но, сами понимаете, уровень подготовки у всех различный. После отведённого времени на это задание, я собираю рабочие тетради и проверяю у кого из студентов наиболее правильное направление, как правило - это начало схемы. Вызываю этого студента к доске, он обозначает начало схемы, а дальше в построении и разборке схемы я привлекаю абсолютно всех студентов, каждый их них вносит свой посильный вклад. Мы сообща создаём алгоритм действий. С построением следующей схемы патогенеза, как правило, справляются уже все.Я считаю, что главное понять что-то; если понял, то и запомнил.

Да, согласна с Вами - главное, понять.
Но дело всё в том, что нюансы решения разбираем совместно с учениками. После такого разбора задаю уточняющие вопросы, чтобы понять, как дети усвоили конкретный приём в решении задачи.
Через три минуты вызываю ученика к доске - глаза у него недоумевающие: не знаю, не видел, не брал. Пытаюсь направить в нужное русло - никакой реакции. И только после того, как прямо говорю, каким способом решать, получаю от ребёнка ответ: "Ааааааааа... Точно!"
То есть объяснять какие -то нюансы приходиться не один - два раза всему классу, а 20 раз - по числу учеников!
Вот что с этим делать? Как объяснить детям, что слушать учителя нужно на протяжении всего урока, а не только тогда, когда обращаются лично к нему?

Может быть проблема тянется из начальной школы, а может быть, мы переусердствовали с личностным и индивидуальным подходами и информацию на коллектив дети никак не воспринимают. Отсюда и повторы учебного материала по числу учеников в классе.

Сотников Юрий Александрович

Попробуйте, как-нибудь, вызвать к доске не одного, а сразу двух учеников. Работа малыми группами, бывает достаточно успешной. Только не вызывайте к доске одновременно двух слабо успевающих: один из них должен быть чуть посмышлённей. А Вы направляйте их "коллективный разум".

Повторение - мать учения. А в детям никто сказки не рассказывал. И они сами своим младшим сестренкам-братишкам "Репку" не читали. Воспитаны на "телике и компе". Чего же от них ждать? Какого запоминания? И не только в коллективе, но и при индивидуальных занятиях может "выключиться" память. Помогают шаталовские схемы, запоминалки, ассоциации, иногда чем глупее, тем лучше. Смех заставляет запомнить навсегда. Но ничего нет лучше для понимания и запоминания, чем объяснить то, что САМ НЕ ПОНИМАЕШЬ, другому. Проверено полувековой практикой.

Зацепин Валерий Валерьевич

И у меня такие дети. А куда деться. До каждого по разному. Кому с пятого, кому с двадцатого, когда уже другая тема. А ещё свойство памяти, оно такое. У каждого своё. Хорошо если не краткосрочная память. Делать что - да как и ранее, повторять и повторять, у нас работа такая, нового мне лично не известно.

Спасибо за интересный и полезный материал. Новых находок и творческих удач.