Главные вкладки

    Дети и мат

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Ученики 5 класса, мальчики, в общении между собой на перемене используют ненормативную лексику! Причем, это дети из разных семей, разного уровня успеваемости - и двоечники ,и хорошисты стремятся слиться в некую серую массу, где всех объединяет мат. Замечания и разъяснения помогают на время. Как быть?

     

    Комментарии

    Касымова Дильнора Манаповна

    Да, действительно, дети младших классов употребляют мат,как бы доказывая этим,что они "уже взрослые".

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Грустно то, что взрослость у них ассоциируется с матом.

    Касымова Дильнора Манаповна

    Да, действительно, дети младших классов употребляют мат,как бы доказывая этим,что они "уже взрослые".

    Рачкова Вероника Игоревна

    Стопроцентно с Вами согласна! Но, страшнее не это а тот факт , что в стенах школы при детях позволяют себе матерится их родители.

    Шутемова Валентина Владимировна

    У нас в школе такая же ситуация, такое иногда услышишь, даёшь детям замечания, а они потом тоже самое делают, уже объясняла им откуда пошёл мат, говорила им вдумайтесь в слова, которые вы произносите, беседовали с родителями, а проблема как была так и осталась, прискорбно. В наше время конечно тоже использовали в речи мальчишки не нормативную лексику, но это было не в школе, а где-нибудь, а тут за дверьми кабинета.

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Антонина Александровна, я согласна с Вами, что трудно убедить школьников, что мат - это не круто, если они слышат это в обычной жизни, а многие даже дома. Плюс желание быть как все, присоединиться к "своей" группе тоже делает мат чуть ли не языком общения у современных подростков.

    Пирогова Ольга Александровна

    В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ ДЕТЕЙ НЕ ШКОЛА И СЕМЬЯ, А УЛИЦА И ИНТЕРНЕТ. ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЖЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭТИ СЛОВА СТАЛИ ПРИВЫЧНЫМИ . ВОТ ЧТО СТРАШНО. В ПОГОНЕ ЗА ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫЖИВАНИЯ МЫ СОВСЕМ ПЕРЕСТАЛИ ОБЩАТЬСЯ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ(Я ИМЕЮ В ВИДУ РОДИТЕЛЕЙ)

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Да, наверное в Ваших словах есть резон - люди в семьях разобщены, дети не чувствуют свою нужность кому-то и пытаются прикрыться агрессией мата как щитом.

    Кошелева Лидия Анатольевна

    Вы правы, люди разобщены и в обществе, и в семье!Это так плохо!!!

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Да, наверное в Ваших словах есть резон - люди в семьях разобщены, дети не чувствуют свою нужность кому-то и пытаются прикрыться агрессией мата как щитом.

    карпенко валентина викторовна

    Всё идёт из семьи, примером являются родители.

    Орлова Елена Алексеевна

    Эта проблема назрела давно и особенно сильно прогрессирует в последнее время! Многие дети на мои замечания по поводу нецензурной брани говорят о том ,что так сейчас модно и по телевизору тоже так говорят,только их -эти слова, "запикивают"! Из разговора с семиклассником я поняла,что дома родители практически постоянно применяют нецензурные обороты! Эта проблема государства и общества в целом,и пока она не будет решаться на государственном уровне,пока СМИ не будут пропагандировать культуру поведения школа вряд ли что либо сможет исправить!

    Нехаева Юлия Алекскандровна

    Лично у меня практически не стоит такая проблема, но я думаю, что это только пока. А делаю я вот что:
    1. Провожу индивидуальные беседы, вызывая чувства стыда, вины и т.п. у ребёнка.
    2. Объясняю, что этим они показывают свои плохие стороны, что это портит их имидж (моральный облик), что за это их больше уважать не станут, особенно взрослые!
    На мой 5 класс это действует!
    А с 10 кл. я разговариваю по другому, т.к. там уже личные оскорбления, унижения идут в ход. Говорю: "Даже мать не смеет унижать достоинство своего ребёнка! А кто вы такие? Кто вам дал это право? С каких пор унизить и растоптать человека публично - это норма общения в коллективе??? Неужели вам нравится такое неуважение к себе любимым!? " Надо сказать, что после такой реплики 10 класс ни разу с конца сентября (в моём присутствии по крайней мере) не обзывали друг друга!

    Советую ВСЕМ почитать педагогику или хотя бы курс лекций Б. Т. Лихачёва - там более 40 методов воспитания детей описаны. Хотя они всем нам знакомы, но применяем, мы их не часто! А ведь чем большим количеством методов мы будем владеть, тем успешнее будет наш с вами процесс воспитания личности ребёнка!!!

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Спасибо за рекомендацию, обязательно воспользуюсь!

    Юмашева Антонина Михайловна

    Юлия Александровна, согласна с вами это нужно проводить, как индивидуальные, так и коллективные виды именно беседы. Раньше если мальчик дурно воспитан, ведёт себя в коллективе не подобающим образом, то девочки не дружили с такими, теперь, что не хуже - то завидней жених - всё может и ни чего и ни кого не боится! Некоторым слоям можно всё - детей крышуют "папы" эти дети на все вопросы отвечают вопросом, а ТЫ знаешь, кто у меня папа?

    Мелешко Олеся Геннадьевна

    Золотые слова

    Сафонова Елена Валерьевна

    Мне кажется, это уж как повелось в конкретном классе. Непредсказуемо, где мат раньше приживется. По-моему, акцентировать на этом внимание не следует, за использование мата в присутствии учителя - замечание в дневник, без истерик и нотаций. А зайти, я думаю, лучше с другой стороны: поговорить о том, что не стоит поддаваться "стадному инстинкту" ни в чем, "все всегда плохо делают" (М.Цветаева), что есть достоинство в том, чтобы не уподобляться тем, кто ведет себя по-свински, есть элемент героизма в "неуподоблении". Не касаясь прямо темы мата - пусть сами догадаются.

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Да, это "тонкий подход" к делу ))) Думаю, это должно сработать! Спасибо за совет.

    Пирогова Ольга Александровна

    Да, согласна с предыдущими комментариями. Но,мне кажется, не ругаются матом дети тольео при учителях.А если послушать их вне уроков, при общении между собой- волосы встают дыбом. Ругаютс как мальчики, так и девочки. а у девочек мат- с выкрытасами такими, что волосы на голове шевелятся. У меня третий класс. У одного мальчика мат вырывался при малейшей трудности "б...ь". Я очень много с ним говорила на эту тему, а он на меня смотрел ошарашено и не понимал, что тут плохого. ведь дома мама и папа считают это слово нормальным. в конце концов он перестал произносить это слово в классе просто потому, чтобы успокоиь меня.

    Сафонова Елена Валерьевна

    Спасибо за лестное мнение о моем коммент арии. А что касается того, что они не ругаются только при учителе - так ведь это доказывает, что дети уже поняли: говорить матом нехорошо. Может быть, если мат сейчас табуируется при учителях, позже подросток станет воздерживаться и еще в каких-то ситуациях.
    Из приколок на данную тему.
    Пишу одному в дневник: "Использовал ненормативную лексику". На следующий день подходит и говорит: "Папа не понял, что Вы написали. Что это за "ненормативная"?"
    И второй. Один восьмиклассник иногда матюгался, если что-то не получается, потом: "Извините, вырвалось". Мне надоело, я как-то в ответ на это "блатным" голосом: "Фильтруй ба-азар, в на-атуре!" Все, естественно, хохочут. Теперь намного реже "вырывается" - кому охота быть посмешищем!

    Шестакова Анна Анатольевна

    Уважаемые коллеги, что вы хотите от детей, если матом сейчас уже не ругаются, а разговаривают! И дома, и "в телевизоре", и в театре. Даже высшие руководители в нашей стране позволяют себе употреблять если не матерные, то, скажем так, приблатнённые выражения.
    Дети просто не понимают, что в этом плохого. И объяснить им что-то при нашем общем уровне культуры, к сожалению, вряд ли удастся...

    Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Соглашусь с Вами, Анна Анатольевна!
    Я родился и вырос в СССР, где мне привили определённые взгляды и вкус. У меня дома нет телевизора, но когда я попадаю туда, где стоит работающий телевизор, демонстрирующий похабщину, я, человек взрослый, понимаю, что это гадость и пошлость, и эти пошлости и гадости не изменят меня, мой взгляд на мир, не заставят меня говорить "современным языком".
    А дети растут СЕЙЧАС, и эти гадости и пошлости они принимают как НОРМУ. Они искренне не понимают, как можно общаться иначе. Матом говорят как мальчики, так и девочки. Почти ВСЕ. И не только говорят - пишут. Например, "в контакте". И часто делают это не чтобы выделиться, не со зла, а потому что такая речь принята, как справедливо было замечено выше, в фильмах, театрах, на телевидение и среди родителей. Подходит маленький мальчик к маленькой девочке, называет её шлюхой и считает это в порядке вещей.

    ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

    Юлия Анатольевна попросите детей говорить вместо нецензурных слов "пииии" и пусть подсчитают сколько будут этих запикиваний, а потом скажите, что вроде умные детки а кроме звука "пи" других нормальных слов не знают :)А если серьезно, то родители первые воспитатели и учителя. Общество такое у нас россиян, с него и надо начинать.

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Татьяна Викторовна, идея интересная, спасибо!

    Анастасия Владимировна Тенберг

    В во втором классе ребёнок принёс песенку, естественно в класс. Среди прочих нецензурных слов, как сейчас принято говорить, одно "неполиткорректное". Самое интересное, принёс эту матную песенку Э.
    Услышала, поговорила... но на следующий день у меня весь класс распевал эту песню.
    А когда, дома Э. обозвал брата матами из этой песни, родители пришли разбираться в школу, с претензиями "Это его дети научили и обзывают". Ещё и претензии предъявляют: "Вы к нам относитесь предвзято, потому что мынеместные?"

    Проблема ещё в том, что у детей уже в дошкольном возрасте появляются страничке Вконтакте, а уж в первых классах у большинства они есть, а родители даже не контролируют , что они слушают, что смотрят, в каких группах состоят ...
    Да и в целом, очень много времени проводят в Интернете...

    Потом вся эта грязь приходит в школу, на других детей... И пошла цепочка. .. Такой "снежный ком", растёт, растёт и не тает.
    Ведь иногда детки даже бездумно повторяют ругань, так как смысл слов не знают, просто знают так надо ругаться! Взрослые ругаются - и я буду!

    Корниенко Юлия Анатольевна

    Да, нужно остановить этот "снежный ком"... читая комментарии коллег, подумала - надо устраивать тематические длинные перемены, если дети будут отвлечены на что-то интересное, матом будет некогда ругаться

    Анастасия Владимировна Тенберг

    Там в том-то и дело...
    Беседуем, рассказываем, что-то выдумываем. Правда, коллеги?

    А потом приходит мама, выслушала пожелания и...
    Подслушанный разговор, на который я , естественно вылетела...
    "Б...! С...! Я тебе сказала, НЕ РУГАЙСЯ ПРИ УЧИТЕЛЬНИЦЕ!"

    Логично. Учительницы нет - ругаться можно!

    Пришлось дальше разговор продолжать, правда уже не на тему "Нецензурные выражения в жизни Вашего ребёнка", а на тему "Мат в жизни мамы и папы"...

    Шестакова Анна Анатольевна

    Вы попали в самую точку, Анастасия Владимировна!
    Что нам ругать телевизор, когда ближайший пример для ребёнка - родители.
    У меня одна ученица - воспитанная, в целом, девочка, буквально через слово говорит (извините) "блин". Объясняла ей, объясняла, откуда что взялось - ничего не помогает. Пожаловалась маме, та со мной охотно согласилась - "я ей, блин, всё время замечания делаю, а она, блин, меня не слушает!"
    Я так и осталась стоять с открытым ртом...

    Анастасия Владимировна Тенберг

    Я просто не могу написать в открытом доступе как родители разговаривают с детьми!

    Настя, 5 лет. Всё время употребляет слова "Б...", "С...". Говорит детям гадости, обзывается: "Дура, св... и др".
    Поговорила с мамой.
    Мама на следующий день(!):, улыбаясь мне говорит: "Я всё с Настенькой обсудила, она,б..., всё поняла, больше детей обижать не будет!".
    Мама даже не заметила, что в разговоре со мной она произносит слова, за которые ругаем дочку.
    Когда же она уходила, слышу: "Б..., Настька сколько можно ждать? На ... , опоздаем же!"
    И ведь она не ругается, она так РАССУЖДАЕТ и ОБЪЯСНЯЕТ ДОЧЕРИ, ЧТО ОНИ ОПЗДАЮТ!

    И этот опыт тянется на сады, школы, интернаты, ДОЛ ( а туда стекаются дети разных сословий).
    Так что - катастрофа!

    Так что, коллеги, РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ И РАБОТАТЬ!

    полосуева олеся сергеевна

    это ужасно . но всё идет из семьи((

    Корниенко Юлия Анатольевна

    да, но в школе мы можем многое сделать!

    Пирогова Ольга Александровна

    да, согласна, можем многое. но нас в школе завалили бумажками. и все нужно срочно. на воспитание остается не так много времени. а жаль..

    Орлова Елена Алексеевна

    Ах как Вы правы,Ольга Александровна! Бумаги,отчёты,опять отчёты,опять бумаги - на самом деле на воспитательную работу времени нет,если только на уроках или во время перемен,а после уроков другая работа,именно бумажная1

    Я ТОЖЕ СОГЛАСНА С МНЕНИЕМ, ЧТО ВСЁ ИДЁТ С СЕМЬИ. ЕСЛИ В СЕМЬЕ МАМА И ПАПА РАССКАЗАЛИ РЕБЁНКУ, ЧТО МАТ ЭТО ГРЕХ, НЕ КРАСИВО ДА К ТОМУ ЖЕ СЕБЯ В ПРИМЕР ПОСТАВИЛИ, ТОГДА И НЕ БУДЕТ РЕБЁНОК НАЛЕВО НАПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕНОРМАТИВНУЮ ЛЕКСИКУ, А ПОДУМАЕТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЗАТЬ.

    Бессонова Наталия Валерьевна

    Будет, Валерия Валериевна, будет. Не при родителях, не при других взрослых, но в кругу ровесников будет.В тех же соцсетях будет. Особенно ВКонтакте

    Анастасия Владимировна Тенберг

    Вот в том-то и дело, что родители часто сами не замечают за собой такого "грешка".

    Итог - на уроках, в школе...
    В большей степени у детей мат бессмысленный, так как значения слов не понимают (и это хорошо), а получается язык - весь в мусоре.

    Чернышёва Ольга Борисовна

    Послушайте, как обеднел язык современного школьника.Дети не могут сформулировать вопрос, не умеют грамотно построить ответ. Многие, общаясь между собой,превращают человеческий язык в голосовую коммуникацию животных.

    Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Точно подмечено, Ольга Борисовна!
    Наблюдаю сейчас за своими девятиклассниками, и вижу, что НЕ УМЕЮТ они говорить. На самом деле не умеют! Не могут выразить простую мысль: "Мама мыла раму", "Мы не рабы", - не сказать им этого! И радость, и горе, и любовь, и ненависть выражают по-звериному - только что хвостом не виляют.

    Орлова Елена Алексеевна

    Семья семьёй ,а общество в целом сейчас переходит на какой-то варварский, косноязычный,вульгарный язык! Если взрослые дяди и тёти так общаются повсеместно,то дети думают что это нормально и используют ту же самую ненормативную лексику! Почему бы правительству не ужесточить цензуру СМИ и ввести санкции против нецензурной лексики в общественных местах, или хотя бы пропагандировать через те же СМИ культуру речи!

    Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Согласен с Вами, Елена Алексеевна!
    Никогда не думал о себе, что буду ратовать за цензуру - всегда был против неё. Но поработав в школе, понял, что НЕПРЕМЕННО нужно вводить цензуру! Непременно! Иначе мы потеряем детей, а, =>, потеряем наше будущее - России просто не станет.

    Кошелева Лидия Анатольевна

    Уважаемая Елена Алексеевна! Всё правильно, семья семьёй, общение взрослых между собой, подражание им детей, но эта проблема волнует только работающих учителей. Никто не будет вводить цензуру и санкции. Всё останется по- прежнему на уровне нашего обсуждения.

    Антропова Эльза Валерьевна

    Удивительный психолог попался мне на заре 80-х. "Если подросток не ругается матом и не хулиганит, значит у него серьёзные проблемы с психикой"-сказал он.Что- то в этом есть!Дети проходят тяжёлый путь становления... А нам остаётся только разъяснять и делать замечания. Кому же ещё( родители не всегда сами выдержаны)?

    Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Когда ребёнок какое-то время ругается матом "в процессе становления" - это, возможно, и нормально. Но когда ребёнок не ругается, а РАЗГОВАРИВАЕТ матом на протяжении нескольких лет, да при этом ещё неправильно строит фразы, да при этом ещё и эти несколько матюгов пишет безграмотно, - вот тут уже надо всерьёз задуматься о будущем: БУДЕТ ЛИ ОНО у нашей страны?

    Бессонова Наталия Валерьевна

    Точно, Дмитрий Юрьевич

    Кошелева Лидия Анатольевна

    Да, отличный Вы задали вопрос? И ответ на него известен................

    Сафонова Елена Валерьевна

    Кошмар! А вот я никогда не ругалась матом - может, я недоразвитая?
    Но, кроме шуток, с матом мы, по сути, ничего сделать не можем: ни цензура, ни ВКонтакте от нас не зависят. Мы можем требовать - и отчасти добиться - чтобы дети не ругались при нас и в школе. Как только перестанем за это бороться - по сути, узаконим мат. Мы можем попытаться заставить детей говорить литературно, проводя почаще устный опрос и инициируя дискуссии на какие-то интересные темы. Конечно, мне легко говорить: у меня интернат, дети-инвалиды, ЕГЭ сдают по желанию. Но ведь, честно же, и дети заметно послабее, у многих диагноз охватывает и заболевания мозга. Но все же и в своих классах я заметила, что нелишне сначала формулировать сложную мысль "сложно": с терминами, трудными словами, ассоциациями, скрытыми цитатами. А потом "переводить" на "простой" язык. Вначале моих высказываний никто не понимал, я и не думала, что есть смысл так говорить, просто университетская привычка была. А потом смотрю: один-двое понимают, потом больше, кто-то стал подбирать слова "потруднее", повыразительнее. Конечно, дети, в основном, слабые, больших успехов не видно, но ведь они все-таки формулируют литературно. Может, это в хороших классах даст лучший эффект. (Извините, если написала глупость: не сомневаюсь, что учителя из гимназий и так пользуются разнообразной и "трудной" с точки зрения синтаксиса и лексики речью, но вдруг кто-то из общеобразовательной школы боялся за своих "слабеньких" и даже не пробовал.)

    В нашей школе это тоже проблема, очень многие дети ругаются матом.

    Кошелева Лидия Анатольевна

    У нас в здании школы очень редко ругаются , а на спортплощадке- уши вянут!

    Нестеренко Лариса Валерьевна

    И не только в вашей школе. Это, наверное, по всей стране.

    Никитина Елена Анатольевна

    Коллеги, а какие в школе есть санкции для тех, кто нецензурно выражается?

    Страницы