Ученики добросовестно учат только те предметы, по которым будут сдавать ЕГЭ

Лопатина Елена Николаевна

В последнее время с введением ЕГЭ некоторые ребята стали серьезно заниматься только по тем предметам, по которым нужно сдавать ЕГЭ. Проводится много консультаций, пробных экзаменов, он-лайн тестирований. А вот остальным предметам они отводят второстепенную роль, но при этом хотят в аттестате иметь хорошую оценку. Да и мониторинг со стороны администрации и показатели качества обучения никто не отменял. С другой стороны, дифференцированный подход тоже необходим.

Как же быть, требовать со всей строгостью, или нет? 

 

Комментарии

Перепёлкина Галина Эдуардовна

Думаю, Елена Николаевна, что требовать нужно. Но требовать нужно дифференцированно. Наверное, в классе есть те, кому ваш предмет не дается и навряд ли пригодится в будущем.Может быть, не спрашивать с них в большом объеме? Нужно учитывать интересы учеников : ваши требования им на пользу? Или нет? А если ученик может учиться хорошо по вашему предмету, ему в дальнейшем пригодиться знание предмета, то почему тогда мы не хотим с него спрашивать ничего?
Могу сказать про свои уроки - уроки литературы. Егэ по литературе сдают не все ученики. Спрашиваю много в 10 классе ( хотя и тут понимаю, что можно так перестроить урок, задания, чтобы нагрузка учащихся была меньше).В 11 классе я спрашивала учащихся меньше: они и так нагружены подготовкой к экзаменам. Хотя тех, кто сдавал литературу, я спрашивала по-прежнему.

Освоить программу должен каждый ученик вне зависимости от того, сдает ли он ЕГЭ по тому или иному предмету.

Если на уроке смогли заинтересовать, то человек будет стремиться заниматься хорошо и творчески.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Требовать надо - это не обсуждается. Не согласна с последним комментарием: дело не в заинтерисованности конкретным уроком или предметом, а в заинтерисованности вообще. Это проблема не ЕГЭ, это проблема воспитания. Если ребенка приучили серьезно относиться к учебе, то без разницы к каким урокам готовиться. Все так или иначе возвращается к семье.

Если у этих ребят разница в отношении к предметам - между 5 и 4, то в чем вопрос? По многолетнему опыту знаю: нельзя доверять круглым отличникам. Либо они скоро свалятся от истощения,либо им реально ничего не интересно, кроме факта поступления. Последнее в старших классах тем более ужасно. Может быть, учитель сам слишком любит свой предмет? Другое дело - полное небрежение к "ненужному". Так докажите, что русский язык бесполезен без физики,математики и биологии, что биология непонятна без географии, что химику для многодневных опытов нужна физкультура. Проведите интегрированные уроки. Расскажите о химике, написавшем оперу, враче, сделавшем переворот в драматургии. Мало ли что еще можно успеть! Хотя бороться с многолетним марафоном ЕГЭ трудно. Сочувствую.

Щедрова Надежда Валериановна

Опубликовано 03.09.2014 - 18:47 - Шектыбаева Татьяна Биржановна
Требовать надо - это не обсуждается. Не согласна с последним комментарием: дело не в заинтерисованности конкретным уроком или предметом, а в заинтерисованности вообще. Это проблема не ЕГЭ, это проблема воспитания. Если ребенка приучили серьезно относиться к учебе, то без разницы к каким урокам готовиться. Все так или иначе возвращается к семье.
Татьяна Биржановна! Не согласна с вашим коментарием!Я педагог дополнительного образования, у нас если не интересно ребёнку он не придёт на кружок,а в школе - обязан идти на все уроки!Даже если ему не нравится как преподаёт учитель, его требования! И куда деваться семье, которая приучает серьёзно относиться к учебе?

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Надежда Валериановна, я не утверждаю, что мое мнение единственно правильное. И ситуации бывают разные. Но я сужу по своим детям, которые разные по-характеру и по отношению к урокам. Другое дело, что семья семье рознь: в семье есть культ оценок, или есть культ заинтерисованности в учебе. Надо внушать ребенку, что интересно все, и надо узнать все предметы. А если не нравится учитель, то ты идешь не просто к учителю на урок, ты идешь получать знания. Не нравится учитель? и не надо. Твоя (ребенка) задача - показать свои знания. А с дополнительным образованием и кружками немного другая ситуация, по-моему. Тут больше простор для творчества, это умение быть не таким, как все и показывать это через деятельность. Возможность выразить себя и показать, даже если с учебой не все в порядке.
И еще раз оговорюсь - каждая ситуация индивидуальна. Но решается она прежде всего из семьи и через семью. Потому что именно семья закладывает отношение к жизни. А отсюда отношение ко всему, в том числе и к учебе.

Сараева Надежда Михайловна

уважаемая Елена Николаевна. Не знаю, сколько лет Вы работаете в школе, я лично начала свой 36 сезон. Могу сказать, что даже, когда не было ЕГЭ, в 10-11 классах дети занимались только предметами, которые сдавали в ВУЗы. Было даже хуже, потому что учитель все равно должен был аттестовать ученика и допустить его до экзамена. Дети боролись за оценки, чтобы заработать хороший аттестат.Сейчас, в принципе, то же самое. Проблему можно решить, если ЕГЭ отменить, ввести конкурс аттестатов и оставить только внутренний экзамен ВУЗа по выбранному профилю. Об этом говорили ректора ведущих ВУЗОВ еще тогда, когда ЕГЭ только вводилось. Сейчас ВУЗы возвращаются к проведению профильных вступительных экзаменов. В чем тогда смысл ЕГЭ?
Я настраиваю ребят в 10 классе, что по всем "ненужным" предметам они должны заработать хорошие оценки еще в 10 классе, чтобы в 11 больше обращать внимание на профильные предметы.

Тимофеева Елена Григорьевна

Постараться вызвать интерес к предмету. Сложно сделать это со всеми учениками, но попробовать увлечь большую массу можно.

Иванова Лидия Александровна

Мой сын учиться в 10 классе 8 уроков, час езды до дома. Придя, из школы, он ложиться спать. Дети устают. А мы требуем, требуем и требуем. Что дальше будет с образованием? Хорошо, что они еще вообще что-то учат.

Почему бы родителям не поставить вопрос о нарушении школой всех норм санитарии и возрастной гигиены? 8 уроков - немыслимо. Но школа поближе - реально. Даже если ребенок ездит в спецшколу, стоит его пожалеть... и самим родителям его готовить, не отправляя за тридевять земель. Это в реале возможно! Понимаю, что многих мои слова возмутят. Но выхода нет. Сама учитель ... поэтому учителям детей никогда не доверяла. Слишком много у нас с вами проблем. Лучше я позанимаюсь в удобное ребенку время и в удобной нам форме, не заставляя его сидеть в переполненном классе с замученным учителем. И ходить не надо. И интерес общий появится. Может, это общественное обучение убивает интерес к обучению?

Шпир Анжелика Александровна

Да,действительно, ребенок загружен и даже перегружен. Те требования, которые мы предъявляем по своему предмету мы обязаны предъявлять. Мы делаем это не по своей прихоти, мы действуем в соответствии с теми стандартами и программами , которые должны выполнить. Может все дело в них и там лежит корень проблем.

Мамцева Ирина Валерьевна

Коллеги, вспоминаю себя в 11 классе. Училась в физико-математическом. Самый "нелюбимый" предмет был химия. Учила, ревела, отвечала, но....никогда не понимала...Химия портила аттестат, поэтому сдавала-пересдавала.. Учитель считал, что история-литературу-математику "ты можешь и не знать, а химию ты знать обязан", "не будет из тебя толку", "и пойдешь ты дворы мести" и все в этом духе. В результате я филолог и, как ни странно, уйдя со школы и по сей день мне не пригодились химические формулы. И смогла я получить и высшее образование, и дворы не мету, и химию как и не знала, так и не знаю... А слез, времени и сил было потрачено... Зачем??? Смотрю на своего 16-летнего сына: уходит в 7.20 и приходит в 20.20 (дополнительно изучает иностранные языки, физику, математику и литературу = 3 раза в неделю спортзал). У него нагрузка больше, чем у взрослого человека. Не смотря на 10 класс, уже определился с институтом и факультетом, готовится. Точно знает, какие предметы ему будут нужны и для поступления, и для дальнейшей профессии. Вопрос: зачем растрачивать силы на предметы, которые достаточно просто знать на уровне обычной школьной программы и не "лезть глубоко в дебри". Конечно ему не интересно писать рефераты по истории-географии, потому что он не "видит себя с этими направлениями". Конечно он будет учить поверхностно по учебнику, и ...смотрю на ребенка...ему реально не хватает 24 часов в сутки. Поэтому считаю, что однозначно нужно делать дифференциацию, индивидуальный подход и учитывать факты "востребованности" того или иного предмета для каждого ребенка.

Петрова Елена Ивановна

Не согласна с последним высказыванием. Человек должен быть всесторонне развит. Я думаю, что вы как мама не хотели бы, что бы ваш ребенок не знал что такое горы, море, где находится Россия? Сейчас всё нацелено только на ЕГЭ. Учителя русского, математики, обществознания требуют от учеников очень много, при этом говоря что их предмет самый главный, потому что надо сдавать ЕГЭ. Сейчас на каждом собрании, даже при разных разговорах родителей, слышно только о ЕГЭ. Т.е. родители сами говорят нужны только те предметы, по которым сдается ЕГЭ, а ведь каждый предмет дополняет другой. В каждом предмете идет развитие и закрепление разных навыков работы ученика. А получается, что сегодня ученику достаточно знать предмет чтобы поступить в Вуз и посчитать свои деньги. В связи с этим, наши дети теряют не только культуру, но и становятся однобокими по знаниям. А еще я хотела бы задать вопрос. Почему ваши дети изучая в школе ежедневно русский и математики ( а еще есть консультации, факультативы по этим предметам) в итоге идут к репетитору? Как тогда их учителя заинтересовывают на этих предметах, что им не хватает знаний с такой то нагрузкой.

Мамцева Ирина Валерьевна

На днях общалась с племянником с Владикавказа. Ходит в школу 1 раз в 2 недели, сдает контрольные (он не на индивидуальном графике, не на экстернате, обычный школьник), но занимается для подготовки к ЕГЭ целыми днями только с репетиторами. При этом ребенок прошел отборочный тур "Самый умный". При этом он представлял Россию на международных чемпионатах, и стал призером. И школа, безусловно, дала задатки к развитию ребенка....Но остальное сделали родители и, не обессудьте, репетиторы...Относительно моего ребенка, у нас к сожалению давно нет ни факультативов, ни консультаций....А школьная программа не дает знаний, чтобы стать призером какой-нибудь олимпиады....Элементарная вычитка часов. Не каждый учитель есть УЧИТЕЛЕМ. Педагогика это еще и "просто хожу на работу" и "просто получаю зарплату".

Чернышев Александр Юрьевич

Как это не ходить в школу?расскажите. Может я своих учеников освобожу

Павлюкова Анна Владимировна

Категорично с вами не согласна,Ирина Валерьевна.Видно вы совсем не знаете специфику работы учителей.Я работаю в школе учителем технологии.У нас нагрузка у всех разная, я имею ввиду основные часы по предмету.А что касается остального рабочего времени: ежегодно мы проходим  курсы повышения квалификации( 1-3),вебинары, семинары,работа с одаренными детьми- участие в конкурсах различного уровня,работа классного руководителя( бумажная работа и работа с детьми),предметные недели, открытые уроки,выступления на педагогических советах, элективы,внеурочная деятельность и т.д.занимает огромную часть не только рабочего времени, но и личного. С учетом того , что у нас шестидневка и один выходной.А вы говорите, "просто ходим на работу"и "просто получаем зарплату".И поверте в отдаленных регионах нет репетиторов, подготовкой детей к ЕГЭ и ОГЭ занимается школа на элективах. Я как классный руководитель 11 класса контролирую посещаемость  элективов   , для того чтобы дети лучше подготовились к экзаменам.

Иодчик Анна Сергеевна

Требовать надо обязательно,есть база которую должны получить все, независимо будет ребенок сдавать ЕГЭ или нет, аттестат получают все. Не согласна с комментарием: что дело не в заинтересованности конкретным уроком или предметом, а в заинтересованности вообще,проблема лежит в воспитании ребенка. Если ребенка приучили серьезно относиться к учебе, то без разницы к каким урокам готовиться. Все это зависит от семьи, как ребенку объяснили родители.