Задача на выявление педагогической ошибки по проектированию содержания и отбору способов деятельности учащихся в рамках ученического самоуправления
Решение.
Свой вариант решения этой задачи я бы начала словами:
«Трудно всякое дело, если только не хочется его делать, легко всякое дело, за которое берёмся с полным убеждением в его плодотворности и необходимости» (В. Плеханов).
1. В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?
Зачастую ученическое самоуправление в школе рассматривается как некая совокупность выборных органов, обладающих определенным функционалом и имеющих определенные полномочия. И это педагогическая ошибка. Ученическое самоуправление – это прежде всего организация гуманистических отношений ученик- учитель-родитель, которые реализуются в процессе функционирования той или иной модели самоуправления в школе.
Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации деятельности по управлению, планированию и выполнению запланированного. В школе должны быть созданы необходимые условия для реализации гражданских прав учащихся, в том числе права «избирать и быть избранным в руководящие органы», а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.
2. Проанализируйте характер педагогического воздействия учителя на актив школы.
Перенос профессионального стиля общения с урока в деятельность по самоуправлению недопустим. При ученическом самоуправлении взрослый выступает не в роли педагога, а в роли консультанта, старшего товарища, имеющего специальную подготовку, помощника, обладающего большим жизненным опытом, а также в роли обычного члена коллектива. Далеко не все учителя обладают достаточной гибкостью для того, чтобы «перестроиться» и изменить стиль общения.
Что делать?
Нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться. Педагог должен быть готовым поддерживать идеи ребят, избегать прямого нажима даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными, больше разъяснять, убеждать, согласовывать, чем просто требовать.
Но и абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети" тоже не приемлем при создании модели ученического самоуправления.
При организации деятельности школьного актива необходимо следовать принципу «разделения властей».
3. Какие формы работы и средства воспитания, по Вашему мнению, должны быть использованы педагогами для результативной деятельности ученического самоуправления?
ü Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.
ü Чётко определить функционал того или другого министерства и зону ответственности за запланированное дело и его выполнение (результат оправдывает цель).
ü Разработать систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая поддержать традиции ученического самоуправления.
ü Постоянное обновление программ и методов подготовки школьного ученического актива.
ü Создание института советников, кураторов из числа педагогов и родителей, которые будут обучать школьный актив.
- Мне нравится (2)