Педагогическая ситуация.Ребенок знает окружающих, их настроения, повадки, слабости, знает и умело их использует.

Зибарева Людмила Анатольевна

Дети присматриваются к взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать настроение и заражаться им; чутко улавливают, как взрослые относятся к ним: готовы ли уступать или потребовать проявления к ним снисходительности, непреклонны, раздражены или благодушно настроены. Известный польский педагог Я. Корчак говорил: «Ребенок знает окружающих, их настроения, повадки, слабости, знает и умело их использует. Угадывает расположение, чувствует лицемерие, схватывает на лету смешное. Читает по нашим лицам так, как крестьянин по небу, какую оно сулит погоду».

Уважаемые коллеги, предлагаю вам пример педагогической ситуации.Сталкивались? Дайте свой комментарий!

- Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно приговаривая: Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза! Воспитатель, заметив это, говорит: Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку. Но девочка не слушает ее, возражает: А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает. Объясните действия ребенка в игре, основываясь на особенностях, характерных для детей дошкольного возраста. Назовите их. Какую роль в воспитании ребенка играют такие его особенности, как подражательность, стремление быть похожим на близких? Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. «Ребенок говорит языком окружающих высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам», говорил Януш Корчак. Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он уверен: все, что делают взрослые, хорошо. Ребенку хочется быть большим, походить на близких!

- Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно: они на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И ребенок пользуется этим. Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит: Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза.) Ну, папулечка-а-а, тянет сын, можно? Мальчик знает, что папа еще помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном: Так и быть, разрешаю в виде исключения! Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня все повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит: Так и быть, разрешаю в виде исключения! Сын остается смотреть телевизор. Он знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, все будет, как сегодня. Зато во всем другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно. А в разговоре с мамой у Гены требовательный тон. В особенности когда дело касается покупок игрушек и лакомств. И сын этим пользуется. А с бабушкой! С ней можно даже покапризничать, пустить слезу, прикинувшись маленьким и обиженным. Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит от ребенка или от взрослых? Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой как добрый заступник.

Очень интересно Ваше мнение!

 

Комментарии

Шатцская Светлана Петровна

Здравствуйте!Людмила Анатольевна, нам всем конечно же знакомы детские капризы в семье. Дети ведут себя с нами по-разному, потому, что и мы тоже все разные. Все знают, как надо , и как правильно, но преподносят это каждый по своему. Может быть Гена действительно очень увлечён футболом, тогда папе нужно подумать о том, не записать ли сына в футбольную секцию. Поговорить с ним о режиме, который соблюдают футболисты, о том, что своевременный сон очень важен для их здоровья и успешных игр. А вот если игра демонстрируется поздно и ребёнку действительно нужно уже спать, тогда можно предложить посмотреть матч в записи в удобное время для мальчика. После такого предложения станет понятно, хочет ли мальчик смотреть т рансляцию или просто не хочет спать.

Зибарева Людмила Анатольевна

Спасибо, Светлана Петровна, за Ваш ответ. Очень важна и согласованность в действиях, а то очень часто получается, что папа запрещает, а мама (жалко сыночка, дочку) разрешает. Мотивируя тем, что "еще маленький".

Занина Ольга Леонидовна

Да,детские знакомы, у самой растет ребенок.По маленьким детям видно,что и как в семье.Они говорят как мама и папа,употребляют те же слова иногда не понимая их смыла.Мы -пример,дети наши копии. Не зря говорят : Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас,воспитывайте себя! Ребенок рождается и ему предстоит многое узнать и многому научиться. Задача взрослого - научить. Но не путем бесконечного вдалбливания, а именно своим примером. Потому что наглядные уроки самые эффективные.

Зибарева Людмила Анатольевна

Ольга Леонидовна, Вы правы, жаль, что не все это понимают. Часто родителям кажется, что ребенок не слышит или не видит, но на самом деле дети замечают все и не всегда то что надо!

Макшанцева Татьяна Николаевна

Да, дети- наше зеркало, хочешь увидеть себя со стороны- понаблюдай за своим ребёнком.

Зибарева Людмила Анатольевна

Согласна, правильно говорят, что нужно воспитывать не детей, а себя!

Юмашева Антонина Михайловна

Удивительно, но каждый ребенок знает, как вести с тем или иным взрослым. Мы ищем пути, а дети идут по этому пути не ошибаясь! В группе послушен, в меру активен, приходит мама и как подменили его - капризы, рукавицы не хочу, пойдем в магазин за игрушкой, ты обещала, к бабушке не пойду и т.п.