Щегляева Марина Викторовна

Сайт учителя биологии

Через терни к звездам

Профессия: Учитель биологии

Профессиональные интересы: Предметы естественного цикла

Увлечения: Природа, музыка, путешествия, психология

Регион: Москва

Место работы: ГБОУ СОШ №657 ЮАО г. Москва

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/marina2012-0
Каждое дело творчески, иначе зачем.

О себе

1983 год закончила МГЗПИ г. Москва по специальности учитель биологии. В школе работаю с 1977 года, начинала с должности старшей пионервожатой, прошла должности завуч по воспитательной работе, по блоку дополнительного образования (6 лет), завуч по учебно - воспитательной работе (2 года). Имею грамоту министерства образования, грамоты ленинградского района городо Москвы и грамоту ЮАО города Москвы. Проработала в школе 35 лет, не изменив своей профессии, была классным руководителем 4 раза.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Республика Шкид, книги Джека Лондона, Беляева, Бальзак, и многие другие.

Моё портфолио

 

Понятие «Педагогической технологии»

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.


     Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

  • научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

  • концептуальность;
  • системность;
  • управляемость;
  • эффективность;
  • воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательныхцелей. 
     Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса,
  • взаимосвязью его частей, целостностью.

 Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
     Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
     Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

  • концептуальная основа;
  • содержательный компонент обучения;
  • процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.    

 Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.
     Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса. 

Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов.

 Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. 

 

Методика и технология

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали требованиям.
     В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.
     Очевидно, что совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.
     Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
     По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

  • Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
  • Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
  • Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. 

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Интерактивная методика и педагогическая технология.

Мы живем в век перемен. Все в мире меняется, и образование не является исключением. Появилось много новых идей, подходов к учебе. Я хочу рассказать об одной из интерактивных методик, о групповой работе. Чтобы объяснить, что это такое, необходимо вернуться к методикам, которые учителя традиционно применяют на своих уроках.

Первая категория методов, традиционно используемых на уроках в школе и в вузе, - это пассивные методики, когда ученик или студент выступает в роли объекта обучения. Он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем - источником знаний (иногда эту методику называют репродуктивной). Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к ученику или студенту), при чтении, демонстрации. Ученики и студенты при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий.

Вторая категория - это активные методики. Ученик или студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Отчасти здесь также заметна однонаправленная передача учеником или студентом информации, ранее полученной от преподавателей или из литературы. Но появляется и обратная связь - вопросы от ученика к преподавателю, вопросы преподавателя, развивающие творческое мышление. Ученик устанавливает индивидуальный

контакт с преподавателем, но не со своими товарищами, сидящими на уроке. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в самостоятельной работе студентов.

Третья категория представляет интерактивные методики, предполагающие совместное обучение (обучение в сотрудничестве): и ученики (студенты), и преподаватель являются субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение. Однако, предлагаемая классификация методик достаточно условна. В основание ее положена роль учащегося, возрастающая по мере перехода от пассивных к активным и интерактивным методикам. При этом методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т.е. включают в процесс обучения «целостного человека». Это позволяет увеличить процент усвоения материала. В современной педагогической науке различают шесть познавательных уровней. В приведенной ниже диаграмме и таблице показано, что должен делать ученик на каждом уровне понимания.  

 

Познавательный уровень

Что должен делать учение

Знание

Запоминать, заучивать, воспроизводить

Понимание

Объяснять, передавать другими словами

Применение

Использовать знания в другой ситуации

Анализ

Понимать отношение частей к целому; понимать структуру, причинно-следственные связи, отмечать ошибки

Оценка

Оценивать на основе критериев; приводить доказательства

синтез

Перегруппировывать отдельные части и создавать новое целое

 

 

          Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

Многие считают, что метод доступен только ученикам старшего возраста. Это не так. Маленькие дети вполне способны выполнять сложные мыслительные процессы, соответствующие уровню их развития. Педагоги пришли к одному выводу: мышление развивается в проблемной ситуации, в ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Если же учитель дает ученику готовое знание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает у ребенка его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности.

Итак, технология критического мышления и интерактивные методики формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации урока, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Рекомендации при работе с малыми группами:

1.    Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения работы.

2.     Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух инструкций в один прием.

3.  Предоставьте малой группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

4.  Формируйте группы в составе от двух до пяти человек. Пять человек - это оптимальный верхний предел для проведения обсуждения в рамках малой группы.

5.  Используйте малые группы только в тех случаях, когда задача требует совместной, а не индивидуальной работы.

6.  Работа малыми группами должна стать в вашем классе правилом, а не единичным случаем.

7. Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления.

8.Будьте готовы к повышенному шуму, характерному для совместных учебных занятий.

9.Переходите от группы к группе, наблюдая за работой. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание учеников.

10. Во время обсуждения каждый член малой группы должен легко видеть остальных.

 

Правила работы в группе:

•    Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет

•    Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними

•    Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали

•    Все участники делают замечания кратко и по существу

.        Каждый участник,  даже защищая свою точку зрения,  открыт для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

•         Все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы

•         Все   участники   стремятся   создать   открытую,   деловую,   дружескую атмосферу.

«Карусель»

Цель:

Данный метод используется как вспомогательный для повторения пройденного материала или для выведения класса из ролевой игры.

Порядок проведения:

1.   Класс делится на две группы по принципу расчета на «первый-второй». «Первые» номера образуют внутренний круг, а «вторые» - внешний. Ученики внутреннего и внешнего круга должны встать лицом друг к другу.

2.   Всем задается один вопрос, например: что нового ты сегодня узнал? «Первый» номер отвечает «второму», а «второй» - «первому». Затем «первые» двигаются влево, а «вторые» остаются на месте. Задается следующий вопрос. «Вторые» двигаются вправо, а «первые» остаются на месте. Таких вопросов может быть столько, сколько необходимо учителю.

Время проведения: 5-8 минут.

 

«Работа в парах»

Этот метод особенно полезен на начальных этапах обучения работе учащихся в малых группах. Он позволяет учащемуся сначала подумать, а потом делиться своими соображениями с другими.

Цель: Ученик сначала обдумывает проблему, а затем делится своими идеями с партнером. Метод можно использовать для развития навыков убеждения и ведения дискуссии. Он так же предоставляет возможность применить на практике навыки критического мышления.

Порядок проведения:

1.     Учитель задает учащимся дискуссионный вопрос или представляет неоднозначную гипотетическую ситуацию. Учащимся дается ограниченное время на обдумывание возможных ответов или решений.

2.     Разбейте учащихся по парам и попросите их обсудить друг с другом свои идеи. Они должны попытаться придти к соглашению относительно ответа или решения.

3.      Каждая пара обменивается своим ответом и аргументацией со всем классом, чтобы провести общую дискуссию.

 

«Раунд Робин (круговая система)»

Этот метод вовлекает всех учащихся в дискуссию в равной степени. Он эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем представители каждой группы делятся результатами обсуждения с классом.

Цель: Метод «Раунд Робин» дает возможность каждой группе поделиться своими идеями и продолжать работу по обмену идеями или информацией с целым классом на равных для всех условиях.

 Порядок проведения:

1.Когда малые группы завершили свое задание и готовы отчитаться, попросите каждую группу по очереди представить одну из идей, которую они обсуждали.

2.Продолжая по кругу, попросите группы представить по одной идее, пока не исчерпаются все идеи, информация или ответы.

Варианты проведения:

1.  При создании списка идей попросите каждого учащегося по очереди предложить одну идею, пока не будут опрошены все группы.

2.  При выполнении упражнений по разрешению проблем деликатного характера попросите учащихся написать свое мнение или идею на карточках и сдать их, не подписывая.

3.   Учитель собирает все карточки и составляет список на доске, используя информацию на карточках.

 

Назначение интерактивных методов обучения

По своему назначению интерактивные методы подразделяются на следующие группы:

•   методы, используемые для предоставления информации учащимся: «Ажурная пила», «Каждый учит каждого», «Инсерт»;

•    методы, используемые для получения информации от учащихся: «Мозговой штурм», «Открытые и закрытые вопросы», «Работа в малых группах»;

•    методы,    используемые    для    обозначения    проблем:    «Ролевая    игра», «Моделирование ситуации», «Аквариум»;

•    методы,   позволяющие   узнать   взгляды   учащихся   на   проблему:   «Шкала мнений», «Займи позицию», «Открытые и закрытые вопросы»;

•    методы,   используемые   при   обсуждении   проблем:   «Общая   дискуссия», «Управляемая дискуссия», «Дебаты»;

•    методы,   используемые   для   принятия   оптимального   решения:   «Дерево решений», «Работа в малых группах», «Ранжирование».

Часто    интерактивные    методы    используются    в    сочетании,    взаимосвязи, чередовании, что значительно повышает их эффективность.

 

 

Урок остается по–прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза уже стала традиционной. Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, так как обычный школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский.

Каким же должен быть современный урок, чтобы он вызывал живой отклик у ребят?

Один ответ: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторяемость, насыщенность и многообразие могут обеспечить эффективность. Существует много способов повышения эффективности урока. Мне хочется остановиться на некоторых примерах нетрадиционного проведения учебных занятий, которые характеризуются рядом особенностей.

Они, во-первых, позволяют отойти от базовой модели, которая чаще всего строится по одному и тому же трафарету: опрос, изложение нового, закрепление, задание на дом; во-вторых, при изложении материала помогают избежать простой констатации фактов, перечисления характеристик внутреннего и внешнего строения живых организмов; в-третьих, дают возможность повысить степень активности школьников, которая является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства.

 

Система оценивания деятельности учеников в интерактивной методике.

«Мы оцениваем не достижения учащихся, а их неумения! Это полный негатив!»

Прежде чем, вы познакомитесь с системой оценивания в интерактивной методике, мы хотели бы вернуться к проблеме взаимодействия участников образовательного процесса. Есть такая фраза, которую мы сами услышали впервые от Игоря Агапова: «Школа - это то место, где ученики получают ответы на вопросы, которых они не задавали». Она представляется нам весьма актуальной. Дети действительно приходят в школу со своими целями, и эти цели далеки от целей преподавателей. Расхождение в целях видно невооруженным глазом, но учитель начинает навязывать ученикам свои цели. Дети могут их не принять. Результат этого процесса уже известен: непонимание, отсутствие интереса, нежелание обучаться и, как следствие, невозможность научить чему-либо ученика. Попробуйте поменяться местами с ними. И дайте им возможность каждому высказаться. И, наконец, надо научиться оценивать достижения учеников, а не их неумения или незнания. Это, возможно, самый важный аспект работы в интерактивной методике.

Система оценивания, так же как и методика интерактивного обучения в целом, направлена на развитие в учащихся самостоятельного и свободного мышления. Предлагаем основные виды оценивания, чаще всего используемые в данной методике. В итоге и в процессе урока может оцениваться как работа команды (группы), так и индивидуальная деятельность каждого ученика.

 

1.        Оценка работы всей команды проводится, например, так: члены группы вырабатывают критерии выставления оценок, а затем определяют способ (оценивает либо старший группы, либо по кругу пускают лист бумаги, и каждый выставляет оценку). При оценивании учитываются оригинальные идеи, хорошие аргументы, контраргументы, умение вести презентацию.

 

2.        Индивидуальная оценка:

а) письмо ученику, где отмечаются позитивные изменения в его знаниях; письмо можно начать так: «Ты вырос в том...»;

б) система карточек типа

- я не сделал домашнее задание, потому что...

- я отработал на такую-то оценку, потому что...

- это мой лучший письменный (или устный) ответ, потому что... или

 

Деятельность.

 

Степени оценок

 

 

©

 

©

©

- я заканчиваю работу вовремя

- я весь урок старался изо всех сил

- я хорошо сотрудничал в группе с другими

X

 

X

X

 

3.        Карта класса (качественная, экспертная оценка) предполагает использование условных обозначений. Например:

+ - содержание (работа с учебным материалом)

V - хорошо общается

? - умеет задавать продуктивные вопросы.

 

4.      Обратная связь (учитель - ученик):

а) мне не нравится в деятельности учителя, что ...

б) мне не нравится в организационной деятельности ученика, что...

в) оцените по 10-балльной шкале удовлетворенность уроком;

г) оцените процесс познания, методику и напишите, как можно ее усовершенствовать.

 

5.     Самооценка предполагает следующие критерии:

 

Критерии

Всегда

Иногда

Никогда

Догадываюсь о названии текста по иллюстрации

 

 

 

Хорошо знаю формулы

 

 

 

Могу составлять и задавать   продуктивные вопросы,кластер, свободно общаюсь с партнерами и т.д.

 

 

 

Оценки могут носить выборочный (на конкретный вопрос) и совокупный (складывая все виды работы) характер:

- музей достижений,

- рецензии,

- переписка с учителем и т.д.

 

        При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды занятий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точной зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и  самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют активность учащихся.

Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Комплектование групп

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. Бывая на уроках, я много раз обращал внимание на то, как непродуманно комплектуют    педагоги    группы    во    время    лабораторных    и практических работ. Если работа парная, то в эту пару, как правило, включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников  можно  объединить  в   группы  или   по  однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов.

Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников. Сразу же отметим, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера - все это не приведет к каким-либо положительным результатам. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Правда, есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?» Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся-, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет крайне минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач. А какова численность групп? В одном исследовании изучался вопрос, как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность. Так вот выяснилось, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.

Функции учителя

Надо отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуществах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная формы имеют неодинаковое значение. Учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал как при фронтальной, так и при групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых - групповая.

 

По данным, слабые учащиеся при групповой работе выполняют объем любых упражнений на 20-30 процентов больше, чем при фронтальной форме.

Однако в школьной жизни, как это ни грустно, мы наблюдаем другую картину. Преобладает, как мы уже отмечали, фронтальная форма. Желал подтянуть отстающих, учителя работают с ними индивидуально. Конечно, такой подход очень важен, но оказывается (исследования подтверждают это положение), что больше всего в индивидуальной форме работы нуждаются сильные учащиеся, опережающие своих одноклассников. А вот для слабоуспевающих предпочтительнее всего групповая форма. Это, правда, не исключает необходимости фронтальной и индивидуальной работы с ними. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности Его действия должны сводиться к следующему:

- Объяснение цели предстоящей работы.

-  Разбивка учащихся на группы.

- Раздача заданий для групп.

-  Контроль за ходом групповой работы.

- Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.

-  После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

Библиография:

 

  1. Абасов З. Форма обучения — групповая работа.Директор школы. № 6, 1998.
  2. Агапов И.Г. Эфендиева Н. В. Интерактивная методика. Практические советы для учителей. Москва 2004.
  3.  Кларин  М.В.  Педагогическая технология  в  учебном  процессе

      М., 1989г.   

  1. Лернер Г.И. Педагогическая теория современному учителю биологии. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2005.
  2. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения//Сов.педагогика  N3,1990г. с.138-141.
  3. Маркова А.К., Матис  Т.А., Орлов А.Б.  Формирование  

     мотивации учения  М., Просвещение, 1990г.

  1. Биология в школе №1./Каков он, урок биологии сегодня? /Научно- теоретический методический журнал. Школа - Пресс 2000

Добавить грамоту в портфолио