Компетентностно - ориентированные задания по биологии

Щегляева Марина Викторовна

В работе представлены уроки «Годовой цикл жизни и происхождения земноводных (дифференцированный урок) 7 класс». Урок «Под царств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zadaniya_-_kopiya.docx18.18 КБ
Microsoft Office document icon lichnyy_opyt_uchitelya.doc41.5 КБ
Office presentation icon koz_new.ppt190.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя)

  1. Предмет  биология                2.Класс     7
  2. Тема: годовой цикл жизни и происхождение земноводных

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: коммуникативная, регулятивная

 Аспект: обобщить и закрепить знания о годовом цикле жизни и происхождении  земноводных, развить логическое и образное мышление, творческие  способности, формировать умение выявлять причинно-следственные связи, навыки устного общения, воспитывать экологическую культуру, чувство коллективизма и  умение работать в группе.

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Урок – эстафета, деление учащихся на группы и работа в группах, четверки ребят из каждой группы по очереди подходят к доске и пытаются совместно нарисовать лягушку. Задача: действовать слаженно и быстро.

Задачная формулировка

Соревнования команд помогает за короткий период времени нарисовать достоверный «портрет» животного, готовое изображение не стирается, т.к. класс совместно определяет чья лягушка выглядит правдоподобней. Конкурс идет между 3 командами .Впоследствии учитель предлагает сравнивать нарисованных земноводных с реальными представителями отрядов, объясняет причины их схожести или различия.

- на столах листы с вопросами текста 3 варианта:

1) упрощенный

2) средней сложности

3) высокий уровень сложности

На этом этапе каждая команда получает по заданию, которое следует выполнить за определённое количество времени:

1) на предложенной схеме ученики должны прокомментировать развитие лягушки, назвать его основные этапы;

 2) назвать основные этапы развития земноводных;

3) что вы знаете о происхождении земноводных

Вопросы задаются в устном порядке командам по очереди, причем учитель сам выбирает отвечающего.

Новое задание: кто это?

На столе лежат конверты, в которых спрятаны карточки с различным изображением земноводных. Ваша задача заключается в том, чтобы разложить карточки на столе и когда учитель называет какое-либо земноводное поднимать соответствующую карточку.

Для участия в этом конкурсе ребята каждой группы группируются возле одного стола  и выбирают того, кто будет поднимать карточки. Остальные могут подсказывать ему. На выполнение задания отводится 5 минут.

Вопросы, которые можно задать командам:

Какой отряд земноводных является наиболее древним?

Для чего хвостатым земноводным служит хвост?

Сколько видов хвостатых земноводных вы знаете?

В какое время года у земноводных начинается период размножения?

Как называются первые земноводные?

Для чего лягушке устраивают в теплые, весенние вечера квакающие «концерты»?

Вариант высокий уровень сложности:

От каких живых существ предположительно произошли земноводные?

Как называются древние пресноводные кистеперые рыбы ,которых считают предками земноводных?

Сколько лет назад появились первые земноводные?

Сколько видов насчитывает класс земноводных?

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Таблица и наглядные пособия «Многообразия земноводных» , фотографии земноводных, листы с тестами, заданиями, вопросами. Названия девиза команд посвященные теме урока. Деление учащихся в зависимости от уровня знаний и подготовки ребят.

Инструмент проверки (информация для учителя)

Бальная система (1-5), жюри по одному человеку из каждой команды .На выполнение каждого задания отводится определенное время , временные рамки нарушать нельзя.

Домашнее задание:

Составить таблицу, в которой указать несколько видов этого класса и их признаки.



Предварительный просмотр:

Личный опыт учителя.

           На уроках во всех классах я использую индивидуально-групповую форму организации познавательной деятельности школьников. Это помогает включить ребят в деловое общение, здесь все имеют право на оценку работы своих товарищей, помогают им выступить в роли лаборантов, консультантов, экзаменаторов, помощников учителя. Состав группы чаще гетерогенный, так как именно в таких группах, на мой взгляд, ярко проявляются чувство коллективизма, ответственность и требовательность к себе и к своим товарищам, взаимопомощь и стремление не подвести других. Групповую форму работы чаще использую на заключительных уроках по теме, цель которых — обобщение и систематизация материала, оценка знаний учащихся.

Например, обобщающий урок в VII классе по теме "Простейшие". Консультанты заранее сдают зачет учителю и получают оценку по теме. Они имеют зачетный лист группы и работают по "Памятке ученика-консультанта". В начале урока провожу подробный инструктаж, раскрывающий последовательность действий учащихся при выполнении работы. Каждая группа имеет задание на печатной основе, свой отдельный вопрос, который им нужно раскрыть; есть задания, общие для всех групп и индивидуальные для каждой группы (материал прилагается). На таком уроке ученик может получить две оценки: одну — за коллективную работу в группе и другую — за индивидуальную. Кроме того, ребята получают большую свободу действий, учатся самостоятельно добывать и закреплять знания. Учитель выступает в роли консультанта, помощника и лишь на последнем этапе — в роли контролера. Главное здесь заключается в том, что самостоятельная деятельность учащихся становится ведущей в познавательном процессе.

Материал  к уроку

Памятка ученика-консультанта по биологии

1.  Перед тем как приступить к занятиям с подшефным, проконсультируйся с учителем по рассматриваемым вопросам.

2.  Разъясни товарищу непонятный материал, покажи, как надо работать с текстом учебника, рисунками, таблицами.

3.   Прими зачет по данной теме и сообщи учителю о результатах.

4.   Проверяй готовность подшефного к каждому уроку, знакомь с дополнительной литературой по теме.

5.  Постоянно проверяй знание формулировок, определений и биологических терминов.

6.  Контролируй правильное ведение тетради и аккуратное оформление всех работ.

Последовательность выполнения работы

1.  Познакомьтесь с материалами, предоставленными вам учителем, затем спланируйте свою работу.

2.   Распределите задания внутри группы.

3.   Выполните каждый свое задание.

4.  Обсудите результат своей работы и работы группы в целом.

5.  Решите, кто будет подводить итог работы груп пы перед всем классом.

Схема рецензии ответа

1.   Глубина и последовательность ответа.

2.  Доказательность.

3.   Эмоциональность и выразительность.

4.   Чему можно научиться у товарища?

5.  Какие недостатки вы отметили?

Инструктивная карточка 1

по изучению темы "Инфузория-туфелька"

Работайте совместно; там, где целесообразно, распределите задания между собой.

1.   Выявите особенности образа жизни, строения и передвижения туфельки в сравнении с амебой и эвгленой (для ответа пользуйтесь рис.1, 5, 8).

2.  Отметьте, как происходит у туфельки процесс пищеварения. Чем она питается?

3.   Как размножается инфузория-туфелька?

4.   Каково значение раздражимости для инфузории-туфельки?

5.  Приготовьте микропрепарат инфузории-туфель ки и рассмотрите его.

6.  Сформулируйте в тетради вывод: "Простей шие — это..."

Инструктивная карточка 2

по изучению темы "Многообразие и значение простейших"

Работайте совместно, там, где целесообразно, распределите задания между собой.

1. Значение простейших в природе, в жизни и в хозяйственной деятельности человека.

2.   Прокомментируйте значение простейших в природе.

3.  Выясните, какой интерес представляют лучевики (радиолярии) для других наук.

Инструктивная карточка 3

к обобщающему уроку по теме "Одноклеточные животные. Тип Простейшие. Класс Жгутиковые. Вольвоксы - колониальные жгутиковые"

1.  Рассмотрите готовый препарат вольвокса под микроскопом. Отметьте особенности строения вольвоксов, передвижения, места их обитания.

2.   Определите, что является общим для всех колониальных жгутиковых.

3.  Ответьте на вопросы: существует ли разделение функций между особями в колонии? Как могут размножаться вольвоксы? В чем сходство и различие вольвоксов и многоклеточных организмов?

4.   Сформулируйте в тетради вывод: "Вольвоксы — это организмы..."

Инструктивная карточка 4

к обобщающему уроку по теме "Одноклеточные животные. Тип Простейшие. Класс Жгутиковые. Эвглена зеленая"

Работайте совместно; там, где целесообразно, распределите задания между собой.

1.  Рассмотрите готовый препарат эвглены зеленой под микроскопом. Отметьте особенности ее строения. Выясните, где живет и как передвигается эвглена.

2.  Ответьте на вопросы: в чем сходство и различие в строении амебы и эвглены? Как и чем питаются эвглены? (2 способа.) Каким образом происходит выделение вредных веществ? Как размножается эвглена? Какое значение для эвглены имеет циста? Какие особенности строения и жизнедеятельности эвглены сближают ее с растениями, а какие с животными?

3.  Сообща обсудите ответы на вопросы. В ходе обсуждения дополняйте своего товарища.

4.  Сформулируйте в тетради вывод: "Простейшие — это..."

Особую роль в развитии детей играют игры. Очень важно в разумных объемах включать игры в учебный процесс с целью повышения его эффективности. При этом следует учитывать возрастные особенности школьников.

Приведу пример урока ролевой игры "Патент" в VIII классе по темам "Земноводные" и "Пресмыкающиеся". Игра имитирует научно-производственную деятельность людей. Ее цель — закрепление пройденного материала, расширение учебных знаний и развитие умений работать с научно-популярной литературой.

Организационный замысел

В лабораториях НИИ, работающих по своим темам, сделаны важные открытия, и сотрудники хотят запатентовать их; дирекция предлагает заслушать сообщения на заседании ученого совета НИИ и в случае их одобрения выдать через свое патентное бюро свидетельства.

Условия дирекции: к слушанию принимаются открытия, сделанные только в рамках темы, над которой работает лаборатория: "Герпетология - отрасль зоологии, изучающая пресмыкающихся и земноводных".

Заявка и сообщение составляются в соответствии с патентной формулой и содержат следующие пункты:

1. Название представителя (классификация).

2. Особенности жизнедеятельности, доказательства или опровержение рассматриваемых данных.

3. Новизна, парадоксальность, сенсационность открытия.

4.  Возможность практического использования.

Несоответствие представляемой работы патентной формуле лишает лабораторию права на признание открытия.

Ход урока

1. Класс делится на три группы — лаборатории НИИ.

2. Каждая группа по своей теме составляет заявку в соответствии с патентной формулой и готовит сообщение.

3. В лабораториях выбираются докладчик, оппоненты (их задача — подчеркнуть достоинства открытия и указать на недостатки).

4. В состав бюро входят учитель и 3-4 ученика. Они оценивают работ}" по всем пунктам патентной формулы и в конце урока выносят решение о выдаче или невыдаче патента.

5. Время на уроке распределяется следующим образом: вступительное слово директора НИИ — 3 мин; работа в гpуппах — 15 мин; сообщения — 20-25 мин (в каждое сообщение входит "доклад" и выступление оппонента); подведение итогов и выдача патента.

Приведу пример текста, который лег в основу работы одной из групп. Эта группа исследовала среду обитания, биологические особенности хамелеона и определяла его место в системе классификации.

В 1551 г. известный швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер издал на латинском языке "Общую книгу животных". Есть в этой книге рассказ, обобщающий сведения той эпохи о "маленьком льве".

"О хамелеоне. Живет в Африке, Индии, на острове Мадагаскар. Отчасти похож на ящерицу и крокодила, а отчасти - на крысу. В его теле нет ни капли крови. Кровь есть только в глазах и в сердце. Вид его вызывает отвращение. Внутренности имеет все, за исключением селезенки. Хамелеоны двигаются медленно. Рот постоянно открывают, потому что питаются воздухом и росой. Выводятся из яиц, зимой зарываются в землю, а летом оттуда вылезают. Их самыми большими врагами являются змеи. Мазью из желчи лечат болезни. Его яйца ядовиты ".

Так в научном труде переплелись правда и вымысел. Так кто же они такие, эти загадочные животные? Где правда?

Подобные уроки убеждают ребят, как много интересного можно узнать, если не только изучать материал по учебнику, а использовать еще и дополнительную литературу. Они развивают творчество, активность, самостоятельность.

Нестандартные формы проведения урока — это не самоцель, они довольно точно отражают многие важные особенности нашей жизни и позволяют учителю творчески подойти к планированию всех этапов урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметные результаты Компетентностно-ориентированные задания Предмет: Биология Учитель: Щегляева М. В.

Слайд 2

Характеристика задания: Тема: Ключевая компетентность: Задачная формулировка: Соревнования команд помогает за короткий период времени нарисовать достоверный «портрет» животного, готовое изображение не стирается, т.к. класс совместно определяет чья лягушка выглядит правдоподобней. Конкурс идет между 3 командами .Впоследствии учитель предлагает сравнивать нарисованных земноводных с реальными представителями отрядов, объясняет причины их схожести или различия. - на столах листы с вопросами текста 3 варианта: 1) упрощенный 2) средней сложности 3) высокий уровень сложности На этом этапе каждая команда получает по заданию, которое следует выполнить за определённое количество времени: 1) на предложенной схеме ученики должны прокомментировать развитие лягушки, назвать его основные этапы; 2) назвать основные этапы развития земноводных; 3) что вы знаете о происхождении земноводных Вопросы задаются в устном порядке командам по очереди, причем учитель сам выбирает отвечающего.

Слайд 3

Новое задание: кто это? На столе лежат конверты, в которых спрятаны карточки с различным изображением земноводных. Ваша задача заключается в том, чтобы разложить карточки на столе и когда учитель называет какое-либо земноводное поднимать соответствующую карточку. Для участия в этом конкурсе ребята каждой группы группируются возле одного стола и выбирают того, кто будет поднимать карточки. Остальные могут подсказывать ему. На выполнение задания отводится 5 минут. Вопросы, которые можно задать командам: Какой отряд земноводных является наиболее древним? Для чего хвостатым земноводным служит хвост? Сколько видов хвостатых земноводных вы знаете? В какое время года у земноводных начинается период размножения? Как называются первые земноводные? Для чего лягушке устраивают в теплые, весенние вечера квакающие «концерты»? Вариант высокий уровень сложности: От каких живых существ предположительно произошли земноводные? Как называются древние пресноводные кистеперые рыбы ,которых считают предками земноводных? Сколько лет назад появились первые земноводные? Сколько видов насчитывает класс земноводных?

Слайд 4

Коммуникативные Компетентность: коммуникативная, регулятивная Аспект: обобщить и закрепить знания о годовом цикле жизни и происхождении земноводных, развить логическое и образное мышление, творческие способности, формировать умение выявлять причинно-следственные связи, навыки устного общения, воспитывать экологическую культуру, чувство коллективизма и умение работать в группе.

Слайд 5

Информационные Таблица и наглядные пособия «Многообразия земноводных» , фотографии земноводных, листы с тестами, заданиями, вопросами. Названия девиза команд посвященные теме урока. Деление учащихся в зависимости от уровня знаний и подготовки ребят.


 

Комментарии

Советова  Елена  Викторовна

Марина Викторовна!
Молодец, первая из ваших коллег выложила задание. Небольшая просьбочка, оформить по общей форме (ее передали зав. кафедрой) до 28 декабря. Мы собираем сборник