Меркушова Ирина Федоровна

сайт воспитателя

"Каждый ребенок имеет право на свой собственный путь развития!"

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: сделать дошкольный мир местом радости и творческого постижения мира

Увлечения: чтение художественной литературы,просмотр позвовательных телепередач

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: г. Энгельс

Место работы: МДОУ №33 г.Энгельса

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/merkushova-irina-fedorovna
"Помочь начинающим учить и в особенности облегчить ... и сделать... приятным труд первоначального обучения"
Ушинский К.Д

КРЕДО НАШЕЙ ГРУППЫ - ЖИВОЕ ДЕРЕВО

КОРНИ-знание философии и психологии детей

СТВОЛ-умение подать знания, горизонтальность и постепенность в обучении.

ВЕТВИ-мое направление в работе.

СУЧЬЯ-сложная , серьезная программа

О себе

Я  Меркушова  Ирина  Федоровна. Мой педогагический  стаж 23 года . В своей педагогической  деятельности компетентна и профессиональна, имею знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического образования. Я владею богатым арсеналом активных форм и методов обучения, воспитания развития дошкольников, обладаю целеустремленностью и нацеленностью на конечный результат.

Применяю в практической деятельности современные педагогические технологии развития личности дошкольника. Разработав свою технологию развития коммуникативных способностей дошкольников. Практическое использование данной технологии способствует благоприятной адаптации дошкольников в детском коллективе.

Отбор методов и форм обучения дошкольников провожу с учетом их уровня развития, физиологических особенностей и познавательных интересов. Так же использую проблемные , исследовательские и комбинированные методы , придерживаюсь принципа динамического изучения детей.

Постоянно совершенствую формы и методы работы с родителями, информирую об успехах и затруднениях, которые испытывают воспитанники. Современная модель сотрудничества с  семьей, строится мной как процесс межличностного общения , результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании дошкольников.

Я руковожу творческой микрогруппой педагогов по наиболее актуальным проблемам дошкольного образования,принимаю активное участие в методической работе дошкольного учереждения. Оказываю помощь различным категориям педагогов в решение педагогических проблем.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Эти книги стоят того, чтобы о них знали все:

1. Сухомлинский В.А. "Хрестоматия по этике"

2.  Ушинский К.Д. "Родное слово"

3.  Дьяченко О.М.

     Булычева А.И.

     Маврина И.В.

     Павлова Л.Н. "Дети в школу собирайтесь"

4.  Ушакова О.С.

   Струнина Е.М. "Придумай слово"

5.  Крупенчук О.И. "Научите меня говорить правильно"

6.  Прокофьева С.Л.

   Сангир Г.В "Физкультура и спорт"

7.  Есенин С.А. "Собрание сочинений в двух томах"

8.  Федоренко Л.П. "Методика развития речи детей дошкольного возраста"

9.  Грищенко З.А. "Ты детям сказку расскажи"

10.Сохина Ф.А. "Развитие речи дошкольного возраста"

11.Выготский Л.С. "Психология развития человека"

Через рассказы, новеллы, притчи провожу этические беседы о добре и зле, трудолюбии, любви к близким , об отношении к товарищам. Обучаю детей родному слову по букварю Ушинского. Через сказки, песенки ,загазки, скороговорки,рассказы, полезные сведения об окружающем мире так же обучаю детей. Эти книги большие помошники в подготовке к школе:чтобы дети безболезнено вступали в новый этап жизни и учеба в школе принесла больше радостей , чем огорчений. Так же через игры и упражнения, которые имеются в этих книгах, обогощают словарный запас, развивают связную речь. Книга Крупенчук - просто замечтельная книга, первый и верный помощник в работе воспитателя.

Мой взгляд на мир

"Человек оставляет себя прежде всего в человеке"

Смысл жизни человека рассматривается в тех добрых делах и поступках, которые сделал человек для людей и общества. В жизни на ряду с добром  есть и  зло, горе, беда, страдания, отчаяние, нужно бороться против зла и противопоставить горю и страданию энергию, героизм, мужество.

Мои достижения

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательные, воспитательные, развивающие функции, и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Поэтому театрализованную деятельность надо включать в различные занятия (музыкальные, по ознакомлению с окружающим миром и другие). Полезно, когда результаты работы изобразительной деятельности, ручного труда,  музыкальной и театрализованной, в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт.
 Например, к празднику «До свидания, Осень!», дети совместно с родителями изготовили шапочки для Лесовичков (ручной труд +изобразительная деятельность), разучили песни и танцы (музыкальная деятельность + хореография), заполняли цветом листочки для деревьев (изобразительная деятельность), подготовили и разыграли диалоги (развитие речи и театрализованная деятельность).
  Продуманная организация театрализованной деятельности помогает выбрать наилучшие направления в работе, эффективные формы и методы, и способствует реализации навык общения с детьми, в том числе – путем взаимодействия с семьей. Театрализованная деятельность помогает решать проблемы и создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества.
  Также использую знакомые и любимые сказки, через которые дети знакомятся с богатой языковой культурой русского народа естественно и ненавязчиво. Инсценирование сказок   позволяет мне  научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
  Фрагменты из сказок использую как упражнения. Например, при работе над сказкой «Теремок» было предложено детям попроситься в теремок как лягушка или медведь, после чего объясняю, кто был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.  В дальнейшей работе более сложное задание: по желанию один ребенок разыгрывал диалог двух персонажей: проговаривая слова и действия за каждого. Ненавязчиво и непринужденно, проходит обучение словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались.  Больше свободы в действиях, фантазии, при имитации движений.
  При работе над сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк» детям предлагаю ответить на вопрос: «Вы согласны, что эти слова принадлежат волку, а не лисе? («Ловись рыбка- большая и маленькая! Отвечая на вопрос и объясняя, почему они так думают, дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.
  При речевой выразительности рекомендую использовать упражнение «Произнеси по-разному». Причем в первом случае можно предложить произнести с разной интонацией  самые привычные слова: «помоги», «принеси», «здравствуй», «спасибо», и другие (приветливо, небрежно, ласково, просящее и т.д.) Во втором обратить внимание, изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «За мной пришла мама» и т.д.  Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя – образец для подражания.
  Выполнение таких упражнений приводит к необходимости  ознакомления с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление и др.), способами их вербального и невербального выражения. Без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи .   Д.упражнения «Я радуюсь, когда…»,   «Я грущу, когда…»,разыгрывание сценок, где подчеркиваю особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как Маша испугалась медведей (р.н.с. «Три медведя»). Проигрываем эту сценку несколько раз, объясняю, у кого получилось похоже и почему.
  Особое внимание в работе обращаю на связь между настроением и особенностями вербальной  и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационным и логическим ударениями).
   Необходимо отметить и немаловажную роль предметно – пространственной среды. При создании этой среды учитываю следующие аспекты:
       1.Индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
 Данные особенности предлагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также иметь возможность уединиться.
       2.Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
     В целях реализации данного аспекта в зоне театрализованной деятельности представлены различные виды кукольного театра (пальчиковый, перчаточный, теневой, картонный, объемный, театр игрушек), детские рисунки. Все это периодически обновляется и дополняется, ориентируясь на интересы детей.
        3.Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
  Для этого представлены помимо костюмов для ряженья, различный природный бросовый материал.
        4.Возростные поролевые особенности. Если в средней группе отдавали предпочтение использованию масок или элем.костюмов, то в этом году широко представлены различные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям.
  Учитывая поролевые особенности детей в зоне театрализованной деятельности размещено оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.  Хотелось бы отметить значимость участия родителей, которые являются полноправными участниками праздников, вечеров. Родители задействованы как исполнители, изготовители декораций, костюмов, зрители. Дети усваивают богатейший образный мир, опыт взрослых.  В совместной деятельности появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. В любом случае союз родителей воспитателя способствует интеллектуальному развитию детей.
         Таким образом, при выполнении следующих условий:
- насыщение деятельности детей интересным и эмоционально- значимым для ребенка содержанием;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых.
   Становится возможным использование театрализованной деятельности в целях формирования речевой выразительности.

При развитии речевой выразительности посредством использования театрализованной деятельности, необходимо решение следующих задач:

-ознакомление  с элементами художественно-образных выразительных средств-словестными мимическими, пантономическими;

-обучение дифференцированному использованию разнообразными выразительными средствами с учетом конкретной ситуации;

-обучение произвольному регулированию темпа речи, громкости произнесения, использованию логических пауз, ударений, интонационной выразительности;

-упражнение в правильном произнесении звуков, слов, поставлении предложений, рассказов.

         Для развития речевой выразительности посредством театрализованной деятельности использую:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

-игры - упражнения для эмоционального развития детей

-игры для развития интонационной выразительности

-арцикуляционная гимнастика

-игры - превращения, образные упраднения

-упражнения на развитие детской пластики

-ритмические минутки(логоритмика)

-пальчиковы игротренинг

-упраднения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы

-театральные этюды

-отдельные упраднения по этике во время драматизации

-игры - драматизации

-инсценировка

-театрализованные игры

Все это помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным участником сообщества

Таким образом , подобная работа и организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка.  Взаимообогощению всех, т.к. взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно  в общем спектакле или концерте  ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимал образцы поведения. Кроме того, в такой  совместной деятельности взрослые лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем , доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Моё портфолио

Трудно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Учитывая это,в мои задачи входит обеспечение возможности эффективного усвоения не только языковых норм, но я умение использовать их в общении с другими людьми.

Для реализации этой задачи была выбрана театрализованная деятельность. В пользу именно этой деятельности выступает высказывание В.А. Сухомлинского : "Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок",-из книги "Свое сердце отдаю детям"

Именно театрализованная деятельность позволяет поместить ребенка в ту среду, которая способствует не только поместить ребенка в ту среду, которая способствует не только расширению и углублению знаний об окружающем мире, но и активизирует и совершенствует словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, навыки связной речи, методико-интонационную сторону речи,темп и её выразительность, совершенствуется моторика, координация, плавность,переключаемость, целенаправленность движений, стимулируется развитие творческо-поисковой активности, самостоятельности. Комплексное решение вышеперечисленных задач позвоняет мне рабртать над повышением уровня формирования речевой выразительности.

Добавить грамоту в портфолио