Моисеева Клавдия Каадыр-ооловна

Сайт воспитателя детского сада подготовительной группы

Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья.

Профессия: Воспитатель.

Профессиональные интересы: Воспитание детей.

Увлечения: Готовить, стряпать.

Страна: Россия

Регион: Республика Тыва (Тува)

Населенный пункт: г. Шагонар

Место работы: МАДОУ №3 "Ручеёк"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/moiseeva-klavdiya-kaadyr-oolovna
Дурная голова, ногам покоя не дает.
Народ.

Сколько нужно ласки и заботы

Каждому помочь и каждого понять.

Благодарна и трудна работа - 

Ежедневно маму заменять.

О себе

Я Моисеева Клавдия Каадвр-ооловна. Родилась 31 июля 1964 года. В 1985 году начала работать в детском саду и посей день. 30 лет стажа.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Педагогическая поэма" - А. С. Макаренко, "Сердце отдаю детям" - В. А. Сухомлинский, "Собачье сердце" - М. А. Булгаков, "о воспитании" - Мария Мантессори.

 

 

Мой взгляд на мир

Долгое время ум выступал синонимом знаний. Однако каждый на своём опыте наверняка убедился в том, что знания сами по себе ещё не говорят об уме человека. Можно иметь много знаний, но не быть умным и творческим человеком.

" Одно из самых больших бедствий цивилизации - учёный дурак!" - Карл Чапек.

Возможной причиной такого рода нигилизма умственно ограниченного человека может быть и защитная реакция, призванная скрыть неумение и нежелание думать, напрягать свои интелектуальные силы, а главное - стремление самоутвердить своё "Я", подчеркнуть силу своего ума. Вот довольно наивный, но старый и устойчивый способ подчёркивания своей умственной оригинальности, высмечнный историком В. О. Ключевским: "Некоторые думают, что стоит обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным".

 

/p

Мои достижения

 

Кожуунный конкурс: «Воспитатель года», 2009г.I место.

Поощрения, награды:

13.02.2009г. – Диплом. Администрация Улуг-Хемского кожууна. Управление образования  Улуг-Хемского кожууна.

24.04.2009г. - Почётная грамота. Администрация города.

24.08.2010г. - Грамота. Управление образования  Улуг-Хемского кожууна.

27.09.2010г. – Грамота. Профком.

17.03.2011г. - Грамота. Управление образования  Улуг-Хемского кожууна.

31.03.2011г. - Грамота. Управление образования  Улуг-Хемского кожууна.

07.02.2012г. - Грамота. Управление образования  Улуг-Хемского кожууна.

11.06.2013г. - Грамота. Администрация МАДОУ д/с №3 «Ручеёк».

11.09.2013г. - Грамота. Председатель администрации города.

nbsp; Улуг-Хемского кожууна.

Моё портфолио

        Моя педагогическая философия.

                                                                         Сколько нужно ласки и заботы

                                                                             Каждому помочь и каждого понять.

Благодарна и трудна работа –

                                                                                 Ежедневно маму заменять.

                                                                                                

 

        Перед каждым человеком на пороге жизни встаёт вопрос о выборе профессии. Со школьной скамьи я мечтала стать учителем, но судьба сложилась так, что уже много лет я воспитатель ДОУ и очень горжусь своей профессией. 

С юных лет я любила «возиться» с детьми, отвечала на их многочисленные вопросы, учила стихи, загадывала загадки, устраивала маленькие концерты.

        С самого раннего возраста мы учим детей, быть честными, правдивыми, любить Родину, дорожить друзьями. Мне нравится наблюдать за поведением детей, как по-разному они относятся друг к другу, животным, игрушкам.

Всё больше убеждаюсь в том, что светлые, добрые чувства нужно воспитывать в детях постоянно. Важно сделать так, чтобы в детских сердцах утвердилась доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому. Часто читаю книги детям о животных, природе, Родине, школе. Затем вместе с детьми делаю выводы о прочитанном. Книги позволяют воспитывать у детей любовь и уважение. Дети учатся добру, осуждают зло, оценивают поступки людей. На занятиях, прогулках, во время экскурсий часто рассказываю детям о памятных местах, о почётных людях нашего города, провожу тематические занятия, воспитывая у детей патриотические чувства. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей,

Поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, я стремлюсь сделать счастливым детство каждого ребёнка. Воспитатель постоянно с детьми, в одних случаях он советует, объясняет, в других – играет вместе с ними, радуется, огорчается.

        Воспитание – кропотливый процесс, требующий от взрослого умения понимать детей, учитывать их особенности и избирательно использовать педагогические методы. Суть моей работы заключается в моей вере в потенциальные возможности детей. И чем раньше их побудить и развивать,

тем лучше для ребёнка. Я пытаюсь дать детям знания о том, что с давних времён человек любит наблюдать за чем-то новым, приобретая полезные сведения об окружающем мире, стараясь познать неизведанное. Дети дошкольного возраста познают предметы через свойства – форму, цвет, запах, т. е. через чувственный образ, который сохраняется в их сознании на всю жизнь. А как важны для ребёнка знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска! Они прочны и надёжны и дают реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование обогащает память, активизирует мыслительные процессы, развивает речь, любознательность, инициативу. Таким образом, и происходит зарождение первичного образа мира.

        И как приятно видеть в глазах детей радость, когда у них всё получается.

И ты понимаешь: ты нужен им. Все большие чувства, будущего гражданина, закладываются именно в дошкольном возрасте. И в этом случае очень важна

роль воспитателя детского сада.

       В нашем детском саду создана спокойная обстановка, дети играют с игрушками, рисуют, лепят, поют и пляшут. Здесь им тепло, весело и уютно.

В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки». Воспитатель должен быть таким же ребёнком и вместе с ним, прыгать, летать, рисовать, быть мамой и папой. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь

не обойтись, кого-то надо приласкать и пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, Ведь воспитатель – это вторая мама, у неё должен быть ключик к каждому ребёнку. Все мы хотим видеть своих детей счастливыми – сейчас и

в будущем, когда они вырастут, хотим, чтобы с лица ребёнка не сходила улыбка. Государство доверило нам воспитывать подрастающее поколение, и мы постараемся оправдать это высокое доверие.

                                   "Профессии нашей нет лучше на свете.

                                     В неё влюблён навсегда."

                                                                      

 

Без культуры нет воспитания,

 Без воспитания нет духовности,

Без духовности нет личности,

Если нет личности,

Значит нет народа.

Интересно, чем человек умнее, тем больше оригинального и поучительного находит он у других людей. Люди посредственные и ограниченные, так сказать, серые, видят в таких же серых тонах окружающих людей. 

Человек - как солнце: чем он умнее и ярче его сияние, тем сильнее он освещает и видит своеобразие окружающих людей.    

 

 

 

Конспект занятия «Осенние мотивы»

(старший дошкольный возраст)

         Проблема: «Художественное своеобразие осени как времени года и литературные фантазии детей».

Игровая мотивация: помочь детям  жаркой Индии понять особенности российской осени.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной  проблемной ситуации. 

Задачи:

  1. развивать поисковую деятельность детей:

-  способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

  1. развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;
  2. совершенствовать  уровень накопленных практических навыков:

- побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки и т.д.).

- продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

- побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному возрасту человека;

      4. развивать художественный вкус;

      5. совершенствовать стиль партнерских отношений.

 

Ход занятия:

  1.  «Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Индии. Дети читают текст:

«Мы получили в подарок книгу «Русского народное творчество». Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалочки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень».

  1. Воспитатель предлагает детям найти на карте Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.

 

Диалоговая беседа.

         Воспитатель: А какая погода характерна для Индии?

         Дети: В Индии очень тепло, зима не похожа на нашу, зимой идут дожди, не переставая.

         - Бывает ли в Индии  такая осень как у нас?

         - Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас? Почему?

         - А что у нас происходит осень растениями?

         - Давайте вспомним, какая осень была в этом году:

Сентябрь – солнечно, тепло, урожай яблок, орехов, рябины, грибов;

Октябрь – золотая осень, «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», листопад;

Ноябрь – птицы улетают на юг, холод, дожди, день короче  - ночь длиннее, первые  заморозки и выпадение  снега – предзимье.

  1. Постановка проблемы: «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?»

Обсуждение проблемы: Дети предлагают придумать сказки, рассказы, стихи, потешки, нарисовать приметы осени.

Воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках  характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагает создать коллажи (в большом количестве рисунков нет необходимости, так как образ осени не будет понятен тому, кто их посылают).

     -- Как мы передадим образ осени? Можно создать портреты – коллажи каждого периода осени.

  1. Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать. К ним подключаются воспитатель, педагоги по ИЗО и дизайну.
  2. Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изодеятельность и дизайн. Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И. Чайковского «Времена Года».
  3. Презентация коллажа. Один из участников каждой подгруппы представляет свой  коллаж (название, акцентирование особенностей). Детские высказывания записываются на диктофон.
  4. Воспитатель: Дополнить портреты осени нам поможет волшебный ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание.

    (Дети достают фанты – листики: лист липы – загадки, лист клена – стихи, лист дуба – заклинки, лист рябины – считалки.)

     Воспитатель обращает внимание детей на листочки, цвета которых характеризуют  изображаемые периоды: зеленый – начало осени, желтый – середину, светло – коричневый – конец.

         В качестве разминки детям дается начало четверостишия и предлагается  досочинить его конец.

         Дети сочиняют  стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта), педагоги записывают из на листиках и крепят на коллажах. (Работа по словотворчеству ведется одновременно в 3 подгруппах).

         Воспитатель: Вот и готовы наши коллажи. В них вы показали, какова наша русская осень.  А как вы думаете, чем можно дополнить созданные вами образы?

 

  1. Песня о России (по выбору детей). Исполнение песни записывается на диктофон.
  2. Постановка новой проблемы.

Воспитатель: Наша  посылка готова к отправлению. А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Индии? Почему?

         Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.

         Затем они вместе с воспитателями определяют пути реализации поставленной проблемы:

         -- зимние коллажи;

         --сочинение зимней сказки;

         --постановка спектакля и запись его на видеопленку.

 

Стихотворчество детей по проекту

«Осенние мотивы».

Вид

«Сентябринка».

«Октябрина»

«Ноябринушка»

Стихи

Нам щедрая осень

Приносит дары.

Дают урожая, поля и сады.

 

В саду яблоки созрели

И большие груши.

Собери весь урожай

И с друзьями скушай.

 

Рано утром в лес пойдем

И грибов мы наберем.

Принесем себе домой,

Праздник сделаем большой.

Ты лети, лети листок,

Через запад на восток,

Ковром землю застели,

Птиц в дорогу проводи.

 

Золотые, золотые

Листья  под ногами.

Соберем букет последний

И подарим маме.

 

Ночь. Уснули улицы.

Лишь не спится туче.

Тише, туча, тише!

Громкие дождинки

Не роняй на крышу.

 

Ходят утки по болоту,

Собираются к полету,

Потому что по утру –

Льдинки плавают в пруду.

 

Чтобы осень не размокла,

Не раскисла от воды,

Превратились лужи в стекла,

Стали снежными сады.

 

В ноябре, ноябре

Лес готовится к зиме.

Белка шубку поменяла,

Будет спать в своем дупле.

 

Дождик превратился в снег,

Сколько по дорожке.

Я сегодня обуваю

Новые сапожки.

Загадки

Капуста

На одной ножке стоит матрешка, в зеленых одежках.

 

Яблоко

Растет на дереве сочное, круглое, кислое.

 

Грибок.

На одной ножке стоит мальчишка.

Шляпкой покрывается, прохожим улыбается.

 

Листопад

Льется дождик золотой, но не мочит нас с тобой.

 

Листок

Летит, но не птица

Журавли

Кто нарисовал острый угол в небе.

 

Заяц

Летом бегал серенький – осень поздняя прошила – стал беленький.

 

Поздняя осень

Старушка несмелая темным покрывалом всю землю одела.

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Пойдем яблоки срывать.

Соберем и груши.

На, Ванюша, кушай.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Клена лист, дубовый лист…

Кто не знает, берегись!

Раз, два – осень пришла.

Три, четыре – дожди дорогу размыли.

Пять, шесть – птицам нечего есть.

Семь, восемь – улетать их просим.

Заклички

Сентябринка, ты ребяток пригласи, соком фруктов угости!

Октябрина – яркий цвет!

Подари нам осенний букет!

 

Елки, сосны, зеленейте,

Травки, вяньте, засыхайте!

Ты, сударушка,

Ноябринушка, не грусти,

Зиму вместе с нами жди!

 

 

 

 

 

Предметный мир.

Ознакомление детей с предметным миром и его значимость в познании социальной действительности.

Предметы характеризуются признаками, которые ребенок познает сенсорным путем, то есть зрительно, осязательно, тактильно и т.д. и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

Существенное значение имеет многоаспектное содержание предметного мира: этнографическое, культурологическое, познавательное, социально-нравственное, трудовое. Предметы представляют интерес с художественной, исторической, этнографической, социологической, научной и воспитательной точек зрения, выражают целостность человека, его чувства, знания и поведение (В.И. Логинова, М.И. Богомолова, В.Я. Кисленко, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт, Г.А. Поровская, Т.Я. Шпикалова, О.В. Дыбина и др.)

Познакомить детей с предметным миром, значит направить восприятие, мышление, желания детей действовать на предмет с целью его изучения (овладеть сведениями о предмете), освоения (вполне овладеть предметом, научившись пользоваться им), присвоения сделать его своим), потребления (удовлетворить им свои потребности) и преобразования (изменить предмет) [5,7].

Понимание значимости предметного мира, успешное его использование в формировании личности ребенка во многом зависят от уровня профессиональной подготовки педагогов. Только педагог, ориентированный в вопросах вещного мира и его многофункциональности, может знакомить детей с предметным миром и на этой основе решать задачи разностороннего формирования детей дошкольного возраста.

Анализ работы дошкольных образовательных учреждений, изучение планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми дошкольного возраста, показали, что предметный мир, являясь объектом занятий по ознакомлению с социальной действительностью, используется для сенсорного, математического, речевого развития детей. Некоторые воспитатели (45%), демонстрируя связь между предметом и деятельностью человека, выделяют общественное значение труда, умелость человека, владение трудовым процессом и технологией при создании предметов. Творческое отношение взрослого к созданию и преобразованию предметов раскрывается неконкретно, расплывчато. Если в стихийном познании ребенок еще способен понять процесс создания предметов, то увидеть и осознать связь «человек – предмет» без помощи взрослого не может. [7,24].

Анализ деятельности воспитателей показывает, что не все умеют правильно организовывать педагогический процесс. Недостаточное внимание уделяется развитию у детей позиции творца, формированию мотивации, эмоционально-оценочным умениям и использованию для этого предметного мира. Недооценивается развитие прогнозирования, предвосхищения и видения предметов в движении и изменении как способов проявления творчества. [14,9].

В совместной деятельности взрослого и детей наблюдается нарушение соотношения собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Сбалансированность этих процессов часто нарушается при слишком энергичном воздействии взрослого, которое обычно снижает активность детей и в конечном итоге отрицательно влияет не только на творческое развитие, но и на другие стороны личности ребенка.

Развивающая среда не побуждает ребенка к целостному познанию предметного мира. В большинстве дошкольных учреждений (69%) не организованы творческие мастерские, не выделены уголки рукотворного мира, не созданы музеи истории предметов. Это затрудняет эмоционально- оценочное восприятие и осмысление предмета как продукта творческой мысли человека, овладение способами действий по присвоению опыта творчества, проявление стремления к творческому преобразованию предметов. В практике дошкольного воспитания не системы работы по ознакомлению детей с предметным миром. Одна из причин такого положения – отсутствие теоретического обоснования и методического обеспечения данного процесса. [17,464].

Проблема – каковы условия формирования представлений о предметном мире  социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель – выявить наиболее эффективные педагогические условия для формирования представлений у детей  старшего дошкольного возраста о предметном мире.

Область исследования – теория и методика экологического образования.

Объект исследования – формирование представлений о предметном мире.

Предмет исследования – формирование представлений о предметном мире у дошкольников.

Гипотеза – мы предполагаем, что практические занятия по ознакомлению с социальным миром способствуют обогащению  опыта детей, развитию стремлений к творческому преобразованию предметного мира.

Задачи:

-- Изучить состояние данной проблемы в научно-методической литературе;

-- Исследовать уровень представлений детей старшего дошкольного    возраста   о предметном мире.

-- Проверить эффективность разработанной системы практических занятий по формированию представлений  о предметном мире дошкольников.

Метод исследования – теоретический анализ литературы по проблеме исследований, беседа, наблюдение, эксперимент.

База исследования: - МДОУ   №   3   «Ручеек»   г. Шагонара гр. «Буратино».

 

Психолого-педагогическая основа ознакомления дошкольника c предметным миром

Вещный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

К раскрытию основ восприятия и осмысления предметного мира мы подходим через рассмотрение характеристик предмета и выявление его потенциальных возможностей в творческом развитии ребенка.

Прежде всего для реализации поставленной задачи определим то содержание, которое вкладываем в понятие «предметный мир».

Анализ определений предмета в разных исследованиях позволил выявить то общее, что роднит их, а именно: в предметах материализован, овеществлен многовековой человеческий опыт, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях. При этом качество понимается как объективная и общая характеристика предметов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств, а свойство – сторона предмета, которая обусловливает его отличие от других предметов или общность с ними и ярче проявляется в их отношениях.

Опираясь на исследования, авторы которых в той или иной мере изучали предметный мир, необходимо рассмотреть его как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной (размером), цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием. Необходимо сделать акцент на тех признаках, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека (взрослого и ребенка): форме, материале, функции, назначении, его создании и преобразовании. Через эти особенности предметного мира перед детьми вбольшей степени раскрываются все аспекты социальной действительности (природа, человек, общество, вещный мир) в движении и развитии. Кроме того, выделенные свойства предоставляют дошкольникам возможность самим включаться в процесс создания и преобразования предметов и проявлять творчество.

Содержание значимых для данного исследования признаков предметного мира раскрывается в ряде работ. Так, форма предмета рассматривается как носитель предметного содержания окружающей действительности, как пространственный признак, выражающийся во внешнем очертании и получивший обобщенное отражение в геометрических фигурах (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.А. Кислюк, А.Г. Рузская и др.). Функция выступает как способ использования предметов, способ употребления их человеком, а назначение – как способность удовлетворять определенные потребности человека. При этом отчетливо проявляется признак предмета как результата труда, продукта деятельности человека (В.И. Логинова). Наполняясь конкретным содержанием, предмет несет в себе доступную для дошкольника информацию об окружающей действительности, помогает познать ее. [2,68].

В теории и практике педагогической науки проблема ознакомления с миром предметов уже рассматривалась в педагогической теории Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своем труде «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) он предложил для накопления конкретных представлений с помощью органов чувств использовать различные предметы. Его труд – своеобразная энциклопедия для детей, в основе которой лежит идея – ребенку можно рассказать обо всем многообразии мира и достижениях науки, но делать это доступно с помощью наглядности. Из этого следует, что главным критерием отбора знаний он назвал принцип энциклопедичности.

 

В русской педагогике прогрессивные деятели XIX века (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) считали, что ребенок, родившийся у определенного (русского) народа, должен «впитать» в себя дух своего народа, стать его частью через познание культуры, быта, языка. При этом значительный акцент делался на введение ребенка в непосредственно окружающую его среду. Можно сказать, что позиция русских педагогов по приобщению детей к социальному миру основана на краеведческом принципе, учете национальной принадлежности, принципе народности. [34,270].

Однако на русскую педагогику влияла педагогика Запада. Наибольший интерес представляли теории Ф. Фребеля и М. Монтессори.

Ф. Фребель указывал на важность ознакомления с предметным миром. Он считал, что главное умение для маленького ребенка – это умение правильно рассматривать, обозначать предметы, устанавливать связи. С этой целью он создал систему даров, позволяющую знакомить детей, начиная с раннего возраста, с формой, цветом, материалом различных объектов социальной действительности.

М. Монтессори считала, что главное – упражнения детей в выявлении наиболее важных характеристик предмета (формы, цвета, величины и др.). Она применяла материал, который был устроен так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, приобретая тем самым знания и активность. [28,35-45].

Информативная функция предмета заключается в предоставлении детям знаний о свойствах предмета: форме, величине (размере), цвете, материале и т.д. Знания, с одной стороны, ориентируют ребенка в социальном окружении, с другой – формируют представление о деятельности человека, его личностных качествах, проявляющихся в процессе деятельности. Для данного исследования наиболее значимой является последняя сторона знания.

Информативная функция предметного мира открывает ребенку многоаспектное его содержание (сенсорное, культурологическое, социальное, этнографическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Анализ многих исследований позволяет сделать вывод, что наиболее ценными в предмете являются характеристики, которые ребенок познает сенсорным путем, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и т.д. Благодаря такой особенности при помощи ощущения и восприятия дети ориентируются во внешних свойствах предметов и в их совокупности. [47,239].

И.М. Сеченов писал, что корни мыслей лежат в чувствовании. Продолжая развитие этого положения, психолог А.Б. Брушлинский говорил о том, что та чувственная картина мира, которую дают органы чувств, необходима, но недостаточна для глубокого ориентирования в мире предметов. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для ознакомления с внутренними связями, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К.Д. Ушинский). Затем с помощью мышления ребенок начинает постигать причинно-следственные временные отношения и ориентироваться в них. [47,238].

Информативная функция предметного мира способствует выработке необходимых представлений о социальной действительности, центральным звеном которых выступают знания о трудовой деятельности взрослых. Выработка представлений достигается потому, что предмет представляет собой реальный, яркий продукт творческого процесса. Он является «овеществленным трудом» (К. Маркс), поскольку содержит знания о цели труда, о материале, из которого он сделан, о действиях человека по созданию и преобразованию предмета, об отношении создателя к процессу и результату своей деятельности. В исследовании В.И. Логиновой предмет выступает как компонент трудовой деятельности и системности познания мира. [48,11-29].

Информативная функция предметного окружения обеспечивает детям доступные знания об общественной ценности продуктов труда: каждая вещь является результатом труда и создана для того, чтобы служить не одному человеку, а многим. В ряде исследований показана прямая связь между предметом и деятельностью человека, поэтому сущность труда рассматривается как особая деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности, имеющая собственную значимость – удовлетворение потребностей человека. Для осуществления трудовой деятельностnbsp;Интересно, чем человек умнее, тем больше оригинального и поучительного находит он у других людей. Люди посредственные и ограниченные, так сказать, серые, видят в таких же серых тонах окружающих людей.nbsp;/pНа одной ножке стоnbsp;nbsp;pnbsp;pит мальчишка.Цельи человек должен владеть знаниями трудового процесса, технологией.

Однако, показывая связь между предметом и деятельностью человека, исследователи делают главный акцент на ознакомлении дошкольников с трудовым процессом, с компоненnbsp;nbsp;pтами трудовой деятельности. Чеheight/pnbsp;/em/pловек-труженик остается в тени, как и вне поля зрения детей остаются качественные характеристики nbsp;/pspan style=8/pcenterтрудовой деятельности (творческий потенциал человека, творческое отношение к созданию и преобразованию предметов). Если связь человека и предмета очевидна для взрослых, то для детей, в силу их возрастных особенностей, она скрыта. Человек как высшая ценность общества и его творческая деятельность остаются за рамками такого познания предмета. В стихийном познании предмета как результата труда ребенок еще способен как-то выделить процессы в деятельности человека, но увидеть и оценить отношение человека к предметному миру как продукту (на уровне творчества) без помощи взрослого дошкольник не в состоянии. Позиция ребенка в познании вне взаимодействия с человеком труда носит созерцательный и формальный характер и способствует развитию такого же отношения к миру предметов. [23,60-66]

 

Выделение признаков предметов открывает детям мир взрослых людей, роль предметов в их жизни, практической деятельности, удовлетворении интеллектуальных и духовных потребностей. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, дарования взрослых, их характерные черты и жизненный опыт, творчество (О.В. Дыбина, С.А. Козлова). Таким образом, прослеживается взаимосвязь между познанием мира предметов и познанием человека – преобразователя этого мира. Правомерно рассматривать предметы как источник познания творческого начала в человеке. Однако в таком аспекте вопрос изучался применительно к детям старшей возрастной группы. Кроме того, не исследовалась роль вещного мира в формировании творчества у детей дошкольного возраста. [42,20].

С рассматриваемых позиций информативная функция предметного мира, помимо сказанного, должна включать представление о предмете как продукте творческой мысли человека, о развитии предмета (его прошлом, настоящем, будущем), о практической деятельности по его преобразованию (в эстетическом и функциональном планах). При эмоциональной насыщенности сведений данная функция несет в себе заряд нравственного воздействия на чувства ребенка, вызывает эмоциональное, творческое отношение к предметному миру и человеку – преобразователю этого мира.

Установлено, что эмоционально насыщенный материал вызывает у детей эмоциональный подъем, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате трудовой деятельности человека. У ребенка вырабатывается адекватное отношение к вещному миру. Эффективность формирования отношения к действительности обусловлена единством эмоциональных и интеллектуальных процессов, на взаимосвязь которых указывал Л.С. Выготский. Здесь можно говорить о возникновении «умных эмоций», так как именно они обеспечивают процесс активного познания предметного мира – продукта деятельности взрослых (на уровне творчества). Это происходит потому, что предметное окружение – благоприятное окружение, которое затрагивает не только ум, но и душу ребенка.

Существенное значение имеет этнографическое, культурологическое содержание предметного мира. Предметы народного искусства представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения (Т.Я. Шпикалова, Г.А. Поровская). Можно добавить – и с воспитательной точки зрения.

В каждой вещи отражаются достижения человека. Вещь, представляющая «свою меру жизни», свой отсчет времени независимо от его действительного течения, выражает целостное мировидение, миропонимание человека, его чувства, знания, поведение. Ее ценность в воспитательном плане чрезвычайно высока. Необычные яркие предметы народного искусства доступны детям дошкольного возраста. Эти вещи вечны, но в то же время на каждом историческом этапе в них вносится что-то новое, оригинальное.

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Заиченко, И.И. Розановой и др. Они изучали процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых, формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир рассматривался учеными как средство воспитания бережливости, аккуратности, трудолюбия, понимания, что каждая вещь имеет свое место, а также осознания того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь. Но за рамками исследований остается такой важнейший фактор, как творческое преобразование предметного мира. Ознакомление с преобразованием предметов значительно расширяет представление детей о творчестве человека.

Исследования психологов и педагогов убедительно показывают что, ознакомление с предметным миром основано на знаниях и реализуется в практической деятельности. Движущей силой выступает активное стремление ребенка к овладению предметным окружением. Предмет, прежде всего, предстает перед ребенком как объект деятельности и ее результат. Для нашего исследования регуляторная функция вещного мира занимает центральное место при построении концепции формирования творчества у детей. [37,93].

Наличие у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности), позволяет ребенку овладеть способами практических, творческих действий с предметами. На этой основе складывается опыт практической, в данном случае, преобразовательной деятельности в окружающей действительности. Многолетние (1992-2002) опытно-экспериментальные работы свидетельствуют о том, что накопление опыта происходит в условиях присвоения детьми готовых способов действий, иллюстрируемых взрослыми, и в ходе собственной деятельности дошкольников, объектом которой выступает вещный мир. В связи с функциональным значением и назначением предмета важны такие виды деятельности, как игровая, трудовая, художественная. Взаимодействуя с предметным миром, ребенок активно овладевает миром вещей, что, по мнению В.Я. Кисленко, дает ему значительные человеческие достижения (на взгляд автора, и творческие проявления). Психологически ребенок входит в мир постоянных вещей, обретает свободу обращения с предметами, влияющими на усвоение им социальных норм поведения. Деятельность ребенка реализует его связи с человеком и связи с вещами – через человека. Совершенно очевидно, что в различных видах деятельности ребенку открываются не только физические свойства предметов, но и те признаки, которые они приобретают в человеческой деятельности, то есть то, ради чего предметы сделаны и преобразованы. Кроме того, существует и обратная связь: ориентируясь в признаках, ребенок начинает умело их использовать в собственной деятельности, проявляя творчество.

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы