Буримская Наталия Валерьевна

Сайт учителя

Стремление и труд никогда не подведут!

Профессия: Тифлопедагог, учитель

Профессиональные интересы: много

Увлечения: альтернативная история, наука, медицина

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ школа-интернат №1 им. К.К. Грота Санкт-Петербурга

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nataliya-b-0
А мы летим орбитами, путями не избитыми, прошит метеоритами простор!
"Земляне"

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) исторически фор­мировалась как наука о воспитании и обучении слепых детей. По мере становления и развития данной предметной области специ­альной педагогики в ее сферу включались и другие категории людей, имеющих нарушения зрения. В настоящее время тифлопе­дагогика — это наука о воспитании и обучении людей разного возраста, имеющих нарушения зрения.

Объектом тифлопедагогики как самостоятельной научной дис­циплины является специальное образование людей с нарушения­ми зрения. В качестве ее предмета выступает практика воспита­ния, обучения, социализации людей разного возраста с дефекта­ми зрения.

Современная тифлопедагогика, представляющая одну из под­систем специальной педагогики, развивается в контексте гумани­стических идей и взглядов, провозглашающих прежде всего раз­витие личности человека, находящегося в условиях зрительной депривации, признавая его равноправным членом общества, име­ющим право на личностное развитие и самореализацию. В контек­сте обозначенного подхода в качестве основной цели тифлопедаго­гики выступает обеспечение интеграции людей с нарушениями зрения в широкий социум путем достижения ими максимального уровня самостоятельности и самореализации. Эта главная цель до­стигается посредством разработки и осуществления ряда научно обоснованных педагогических систем образования людей с нару­шениями зрения, направленных на развитие их личности, про­филактику, коррекцию и компенсацию нарушений, непо­средственно и опосредованно вызванных условиями зрительной депривации.

В связи с обозначенной целью тифлопедагогика решает следу­ющие задачи:



 

- выявление основных закономерностей в области обучения, воспитания и развития людей, имеющих нарушения зре­ния, установление связей этих процессов с коррекционно-педагогической работой по преодолению недостатков пси­хофизического развития и профилактике их возникнове­ния;

- комплексное клинико-генетическое, психологическое и пе­дагогическое изучение детей и взрослых, находящихся в ус­ловиях зрительной депривации, выявление структурно-функ­циональных нарушений в организме, прямо или опосредо­ванно связанных с нарушениями зрения, установление пси­хофизических и сочетанных нарушений развития;

- изучение условий формирования и всестороннего разви­
тия личности, находящейся в условиях зрительной депри­
вации;

- определение и уточнение роли сохранных анализаторов в ста­новлении познавательной деятельности при различных фор­мах зрительных нарушений и разработка педагогических при­емов, обеспечивающих ее развитие;

- определение содержания коррекционно-педагогической ра­боты, нахождение эффективных приемов и способов ее осу­ществления при различных формах организации учебно-вос­питательного процесса;

- разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации зритель­ного дефекта, к наглядному и раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, к тифлотехническим средствам обучения; создание, совершенствование и моди­фикация пособий и учебного оборудования;

- поиск, создание и подтверждение практикой эффективных приемов, методик обучения и воспитания детей и взрослых, имеющих нарушения зрения;

- теоретическое обоснование и осуществление индивидуаль­ного, дифференцированного и личностно ориентированного подходов к учащимся (детям, подросткам) с нарушениями зрения в ходе учебно-воспитательного процесса, организа­ция этой работы с учетом зрительных возможностей обучаю­щихся, характера и времени появления зрительных наруше­ний, сопутствующих заболеваний и сочетанных нарушений развития;

- разработка и обоснование специальных эргономических, ги­гиенических и офтальмо-педагогических рекомендаций с уче­том клинической картины заболевания органа зрения, опре­деление на этой основе зрительных, тактильных, общефизи­ческих нагрузок и рекомендаций по структурному построе­нию занятий;


 

 

- изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабо­видящих в общество, определение содержания, форм и ме­тодов трудового обучения и воспитания, социально-трудо­вой адаптации, профессиональной ориентации, подготовки их к жизни и труду;

- определение типов и структурного построения специальных образовательных учреждений для детей и взрослых с различ­ными нарушениями зрения, разработка нормативно-методи­ческих документов, рекомендаций и реабилитационных про­грамм.

3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения

Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благода­ря сложной системе различных взаимосвязанных структур зри­тельного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, ви­деть их на разном расстоянии при различной их освещенности.

В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительны­ми нарушениями (дефектами зрения) подразумевается количествен­ная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне повреждений различных структур зрительного анализатора.

Причины возникновения нарушений в зрительной системе весь­ма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обу­словлены причинами наследственного характера (наличием не­благоприятных генетических факторов, хромосомной патологи­ей), но могут быть и детерминированы различными отрицатель­ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).

 

О себе

Учитель-тифлопедагог.  Педагогический стаж с 1991 года.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Художественная литература не формировала мой внутренний мир.  Но читать я очень люблю. Обожаю " Гиперболоид инженера Гарина", "Солярис" и много другое. А вот научные издания- это моя стихия!

Моё портфолио

Работа началась.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы